г. Челябинск
20 марта 2009 г. |
N 18АП-1552/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 20 марта 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Творческая мастерская архитектора Кирайдта "КИРСС" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 января 2009 г. по делу N А07-10721/2008 (судья Валеев К.В.), при участии: от подателя жалобы - Габидуллина Р.В. (доверенность от 10.12.2008),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Творческая мастерская архитектора Кирайдта "КИРСС" (далее - заявитель, общество, ООО "ТМАК "КИРСС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным представления от 22.04.2008 N 01-04-05/58 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан (далее - государственный орган, Управление, ТУ ФСФБН в РБ).
Решением арбитражного суда от 15.01.2009 заявленные требования общества удовлетворены частично. Суд признал недействительным оспариваемое представление Управления от 22.04.2008 N 01-04-05/58 в части предложения восстановить в доход федерального бюджета 286 200 руб., как противоречащее в этой части ст. 166.2, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований отменить, принять по делу новый акт, удовлетворив заявленные требования.
В обоснование своих доводов указывает, что судом в резолютивной части решения не указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Считает, что судом в нарушение статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не рассматривался вопрос о сумме завышения стоимости работ. Поясняет, что проверка Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан проведена поверхностно. Согласно отчету ООО НПП "РОНА" заявителем не была завышена стоимость выполнения проектных работ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Считает, что общество не является получателем бюджетных средств, так как денежные средства были получены по гражданско-правовому договору от учреждения культуры. Таким образом, в отношении общества не могут применяться такие меры принуждения как представление.
От государственного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие государственного органа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, комиссией, созданной по распоряжению председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан от 16.01.2008 N 5, в состав которой включен представитель ТУ ФСФБН в РБ, проведена проверка целевого и эффективного использования государственной собственности - земельного участка, прилегающего к зданию-памятнику Спасской церкви и бюджетных средств, выделенных на его реставрацию.
По результатам проверки составлен акт от 04.03.2008 (т. 1 л.д.25-48) и отчет, утвержденный постановлением коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан от 26.03.2008 N 15 (т.1 л.д. 49-57).
Проверкой установлено завышение стоимости выполненных ООО "ТМАК "КИРСС" и оплаченных из федерального бюджета сметных работ по реставрации здания церкви в размере 200 000 руб. - в декабре 2004 г. и в размере 286 200 руб. - в 2006 г.
Отчет о результатах проверки согласно указанному постановлению направлен в ТУ ФСФБН в РБ для рассмотрения и принятия мер в соответствии с действующим законодательством.
ТУ ФСФБН в РБ в адрес общества вынесено представление от 22.04.2008 N 01-04-05/58, в котором предложено восстановить в доход федерального бюджета завышение стоимости проектных работ по реставрации здания-памятника Спасской церкви в сумме 486 200 руб. Указано, что об устранении нарушений следует направить информацию до 01.06.2008, в противном случае общество будет привлечено к административной ответственности.
Общество не согласилось с указанным актом и обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд, признавая недействительным представление в части, пришел к выводу, что оспариваемый правовой акт ТУ ФСФБН в РБ является ненормативным, принятым государственным органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации". Суд установил, что представление в отношении 200 000 руб. является законным и обоснованным, так как факт незаконного получения бюджетных средств подтверждается материалами дела. Поскольку денежные средства в размере 286 200 руб. получены обществом не из федерального бюджета, а по договору подряда с другим обществом, суд посчитал требование государственного органа о восстановлении данной суммы в федеральный бюджет незаконным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о правомерности требования представления ТУ ФСФБН в РБ возместить в федеральный бюджет 200 000 руб. ошибочен.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из указанной нормы, а также положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что ненормативный правовой акт - это принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий акт (независимо от формы выражения), который адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица правила поведения и влечет для него правовые последствия.
В соответствии со статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, то есть контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Нецелевым использованием бюджетных средств считается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 284 Кодекса руководители федеральных органов исполнительной власти и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса (к числу которых отнесено нецелевое использование бюджетных средств) вправе в числе прочего вынести руководителям получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
В подпункте 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово- бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Управление, в рамках реализуемых им полномочий, в качестве применения мер принуждения за нарушение обществом бюджетного законодательства вынесло представление. Данный документ адресован руководителю общества; носит властно-распорядительный характер, поскольку содержит не только информацию о нецелевом использовании средств федерального бюджета, но и возлагает на адресата обязанность принять меры по пресечению выявленных нарушений (восстановить денежную сумму в доход федерального бюджета) и сообщить о принятых мерах в установленный срок. В данном случае представление является не процедурным документом, на основании которого Управление может принимать дополнительные решения, а окончательным, принятым по результатам проверки целевого и эффективного расходования бюджетных средств.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое представление носит характер ненормативного правового акта, и правомерно рассмотрел спор по существу.
Между тем судом не исследовался вопрос о полномочиях Управления выносить указанное представление в адрес общества.
В обосновании вынесения представления Управлением указаны пункт 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, п.5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н.
Суд пришел к выводу, что полномочия Управления по вынесению представления в адрес общества установлены пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля Российской Федерации".
Вместе с тем согласно статье 166.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обладает бюджетными полномочиями, установленными данным Кодексом и Правительством Российской Федерации.
Как отмечалось, согласно статье 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункту 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Статьей 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации. Согласно пункту 2 указанной статьи представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств, выносятся руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
ООО "ТМАК "КИРСС" не относится ни к одной из указанных организаций.
Кроме того, из материалов дела следует, что ООО "ТМАК "КИРСС" денежные средства в сумме 200 000 руб. получило 15.12.2004 по договору с Федеральным агентством по культуре и кинематографии от 15.10.2004 N 12-08/4-2333 (т.1 л.д.43, 51, 90, 97-101, 112), то есть не из федерального бюджета.
На основании указанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ООО "ТМАК "КИРСС" не является получателем бюджетных средств, и, следовательно, оспариваемое представление ТУ ФСФБН в РБ вынесено в превышением полномочий.
Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 и постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278 не могут служить основанием для вынесения оспариваемого постановления ввиду следующего.
Согласно статье 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации указы Президента Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить данному Кодексу и федеральным законам, указанным в статье 2 Кодекса.
Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, на основании и во исполнение Кодекса, федеральных законов, указанных в статье 2 настоящего Кодекса, указов Президента Российской Федерации.
Таким образом, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации Федеральной службе финансово-бюджетного надзора не могут быть предоставлены полномочия, выходящие за пределы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оспариваемое представление ТУ ФСФБН в РБ не соответствует требованиям пункта 1 статьи 268, статье 283, пункту 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушает права общества, так как неправомерно устанавливает обязанность по возмещению денежных средств.
При указанных обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований общества о признании представления в части требования возмещения в федеральный бюджет денежной суммы 200 000 руб. у суда первой инстанции не имелось.
На основании указанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы заявителя.
Решение суда принято с нарушением требований статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является незаконным и подлежит отмене, а апелляционная жалоба и требования заявления ООО "ТМАК "КИРСС" - удовлетворению в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Уплаченная ООО "ТМАК "КИРСС" при подаче заявления в арбитражный суд и апелляционной жалобы государственная пошлина в соответствии с правилами, установленными статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит возврату из федерального бюджета с учетом освобождения ТУ ФСФБН в РБ от уплаты государственной пошлины согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 января 2009 г. по делу N А07-10721/2008 отменить, требования общества с ограниченной ответственностью "Творческая мастерская архитектора Кирайдта "КИРСС" удовлетворить.
Признать представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан от 22.04.2008 N 01-04-05/58 недействительным, как несоответствующее требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Творческая мастерская архитектора Кирайдта "КИРСС" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., уплаченную по квитанциям от 18.07.2008 и от 13.02.2009.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10721/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Творческая мастерская архитектора Кирайдта "КИРСС"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1552/2009