г. Челябинск
02 апреля 2009 г. |
N 18АП-902/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 02 апреля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Легион" на решение Арбитражного суда Челябинской области 25 декабря 2008 г. по делу N А76-26770/2008 (судья Васильева Т.Н.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Легион" - Алекса А.Н. (протокол общего собрания участников N 3 от 16.04.2007), Ильченко Е.Н. (доверенность от 01.03.2009); от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по Челябинской области - Гертман О.А. (доверенность N 04-20 от 27.02.2009),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Легион" (далее - заявитель, общество, ООО ЧОП "Легион") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об оспаривании постановления от 13.11.2008 N 5, вынесенного Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России N 6 по Челябинской области (далее - административный орган, МИФНС России N 6 по Челябинской области) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.12.2008 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО ЧОП "Легион" с решением не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что объективной стороной правонарушения административный орган посчитал неоприходование обществом в кассу суммы 7806 руб., полученной от покупателей с применением контрольно - кассовой техники 30.09.2008.
Однако чеки на сумму 1800 руб. и 6006 руб. были выбиты, но в связи с тем, что клиенты в этот день не рассчитались, чеки были возвращены в кассу, о чем составлены акты от 30.09.2008 N 4 и N 5.
В судебном заседании представители ООО ЧОП "Легион" поддержали доводы апелляционной жалобы. Указал, что факт совершения административного правонарушения материалами дела не подтвержден. Пояснил, что в организации сложился следующий порядок расчетов с клиентами за оказанные услуги: выбивается чек на определенную с заказчиком услуг сумму, затем представитель общества с необходимыми документами выезжает к заказчику, которому передает документы и принимает от него оплату за оказанные услуги. Однако, в данном случае полная сумма оплаты у заказчика отсутствовала. Ввиду того, что чек был выбит на одну сумму, принять только ее часть не представлялось возможным. Таким образом, денежные средства в кассу заявителя не поступали, оприходовать было нечего.
В судебном заседании представитель административного органа с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, административным органом на основании поручения N 277 от 27.10.2008 (л.д. 55) проведена проверка ООО ЧОП "Легион" по соблюдению законодательства Российской Федерации о применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; полноты учета выручки, полученной с применением контрольно - кассовой техники, бланков строгой отчетности за период с 01.01.2008 по 27.10.2008; соблюдения порядка ведения кассовых операций за период с 01.01.2008 по 27.10.2008.
Результаты проверки отражены в акте N 6 от 10.11.2008 (л.д.11- 17).
По факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, 10.11.2008 административным органом в присутствии законного представителя заявителя составлен протокол N 5 об административном правонарушении (л.д.8-10).
На основании протокола об административном правонарушении и материалов проверки постановлением от 13.11.2008 N 5 заявитель привлечен к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 5-7).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о доказанности факта совершения заявителем правонарушения, отсутствии нарушения со стороны административного органа порядка проверки, составления протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Выводы суда соответствуют закону и основаны на материалах дела.
Статья 15.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
На основании статьи 34 Федерального закона от 10.07.2008 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определение порядка ведения кассовых операций отнесено к компетенции Банка России.
Согласно пункту 2.2 положения Центрального банка Российской Федерации "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.1998 N 14-П наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
В силу пунктов 1, 3, 6 Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения, независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности, обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
В соответствии с пунктом 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата
Согласно пунктам 22, 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
При этом под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Для установления факта неоприходования наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, необходимо установить разницу между показаниями контрольно-кассовой техники и кассовой книгой организации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО ЧОП "Легион" не оприходовано денежной наличности в кассу общества на общую сумму 7806 руб.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что заявителем были предприняты все необходимые и достаточные меры для недопущения административного правонарушения, судом не установлено, из материалов дела не усматривается.
Все торговые операции, осуществляемые в торговой точке юридического лица, производятся от его имени, и, соответственно, юридическое лицо несет ответственность за ненадлежащее выполнение его работниками своих служебных обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 14.12.2000 N 244-О указал, что вина предприятия проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших неприменение контрольно-кассовой техники.
На основании части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии вины общества в совершении правонарушения.
Представленные ООО ЧОП "Легион" с апелляционной жалобой акты по ошибочно пробитым чекам N 4 и N 5 в подтверждение факта возврата чеков в кассу общества судом апелляционной инстанции не принимаются в качестве надлежащих доказательств в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как они не являлись предметом исследования административного органа, суда первой инстанции; невозможность их предоставления в суд первой инстанции заявителем не обоснована. Таким образом, факт события правонарушения является доказанным.
С учётом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности установления состава правонарушения и привлечения общества к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ,
Нарушения требований административного законодательства, направленных на защиту прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, административным органом не допущено.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также заявленным доводам суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25 декабря 2008 года по делу N А76-26770/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Легион" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-26770/2008
Истец: ООО ЧОП "Легион"
Ответчик: МИФНС N6 по Челябинской обл.
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-902/2009