г. Челябинск |
|
"07" апреля 2009 г. |
Дело N А47-70/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.02.2009 по делу N А47-70/2009 (судья Александров А.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр "ОИЖК-недвижимость" (далее - ООО "Региональный центр "ОИЖК-недвижимость", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (далее - административный орган, заинтересованное лицо, управление) от 25.12.2008 N 04-08/414 делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 50000 рублей.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального права.
В апелляционной жалобе просит решение отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать. В обоснование доводов жалобы указал на то, что постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при совершении в данном случае длящегося административного правонарушения.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил ее доводы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 15.12.2008 по 17.12.2008 межрегиональным Управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) была проведена проверка общества на предмет исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В ходе осуществления проверки выявлено нарушение обществом порядка организации внутреннего контроля. Данный факт отражен в акте проверки N 209 от 17.12.2008.
Межрегиональным Управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) выявлено, что общество, осуществляющее деятельность по оказанию посреднических услуг в области недвижимости (риэлтерская деятельность), в нарушение требований п. 2 ст. 7 Федерального закона 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) ООО "Региональный центр "ОИЖК-недвижимость" не назначило специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в период с 31.08.2004 по 11.05.2008.
На основании чего Межрегиональным Управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 17.12.2008 по ст. 15.27 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО вынес постановление о назначении административного наказания N 04-08/414 от 25.12.2008, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В соответствии с ч. 2 ст. 7 данного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций - Центральным банком РФ, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 7 Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции информацию по операциям с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, статьей 5 Закона отнесены, в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Под организацией внутреннего контроля действующее законодательство определяет своевременное и точное исполнение требований, установленных нормативными актами, регулирующие вопросы соблюдения законодательства о предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, предшествующие осуществлению соблюдения внутреннего контроля. В частности к таким требованиям относится назначение специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию его программ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серии А N 278101 ООО "Оренбургская ипотечная риэлторская компания" зарегистрировано 10.01.2002, на основании протокола общего собрания участников от 26.09.2008 изменено полное наименование на Общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр "ОИЖК-недвижимость".
На момент вступления в законную силу 31.08.2004 года Федерального закона РФ N 115-ФЗ от 18.07.2004 года, на основании которого организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленными в ст. 5 Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" общество существовало, было зарегистрировано и осуществляло свою уставную деятельность.
Судом первой инстанции также установлено и материалами дела подтверждено, что специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию соответствующих программ в обществе не назначено.
Следовательно, обоснованным является вывод суда о том, что общество обязано было назначить ответственное за соблюдением данных правил должностное лицо не позднее 08.10.2004 года.
Между тем, правила внутреннего контроля в ООО "Региональный центр "ОИЖК-недвижимость" разработаны и утверждены руководителем общества 12.05.2008, в тот же день назначено соответствующее специальное должностное лицо.
Таким образом, нарушение обществом требований законодательства Российской Федерации в части организации внутреннего контроля образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 Кодекса. Факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается.
Вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ является обоснованным.
Также судом правомерно сделана ссылка на п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях", в которм указано, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Обоснован вывод суда первой инстанции о том, что общество привлечено к ответственности за пределами срока привлечения к административной ответственности. Согласно приказу от 09.12.2008 N 324 о проведении выездной проверки, проверяемым периодом являлся временной промежуток с 01.01.2006 по 14.12.2008, в рассматриваемом случае правонарушение было совершено по истечении установленного срока после вступления в действие Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ, т.е. днем совершения административного правонарушения является 08.10.2004, вместе с тем, правонарушение не является длящимся, а постановление о привлечении к административной ответственности за данное правонарушение принято лишь 25.12.2008. Данные обстоятельства свидетельствуют о пропуске Управлением предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2009 года по делу N А47-70/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-70/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр "ОИЖК-недвижимость"
Ответчик: Межрегиональное управление федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу