г. Челябинск |
|
28 апреля 2009 г. |
Дело N А76-1856/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.04.2009.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.03.2009 года по делу N А76-1856/2009 (судья Худякова В.В.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Уралочка" - Шестакова В.В. (доверенность от 30.12.2009); от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Челябинской области - Кутергиной М.А. (доверенность N04-35/1 от 11.01.2009),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Уралочка" (далее - заявитель, ООО "Уралочка", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области (далее - МИФНС N 10 по Челябинской области, административный орган) от 13.01.2009 N 4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которыми общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 руб., а также о взыскании судебных расходов в размере 7000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.03.2009 заявленные требования о признании недействительным и отмене вынесенного в отношении ООО "Уралочка" постановления от 13.01.2009 N 41 удовлетворены. С МИФНС N 10 по Челябинской области в пользу заявителя взысканы судебные расходы в размере 5000 руб. В удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов в остальной части отказано.
МИФНС N 10 по Челябинской области не согласилась с указанным решением, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что инспекцией были предприняты все меры по надлежащему извещению общества и его директора о дате, времени и месте составления протокола. Считает, что руководитель общества сознательно уклонялся от получения извещений о явке в инспекцию для составления протокола. Совершение административного правонарушения обществом не оспаривается. Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности допущено не было. Взысканные судебные расходы в размере 5000 руб. не соответствуют критерию разумности и обоснованности.
В судебном заседании представитель МИФНС N 10 по Челябинской области на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель ООО "Уралочка" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает обжалованный судебный акт законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Уралочка" зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС N 10 по Челябинской области 18.04.2006, свидетельство серии 74 N 004431202.
13.11.2008 административным органом проведена проверка соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции в магазине, расположенном по адресу: Челябинская область, с. Миасское, ул. Кирова, 53б, принадлежащем ООО "Уралочка".
В ходе проверки зафиксировано нарушение п.9, 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998: на момент проверки в торговой точке отсутствовали в наглядной и доступной форме Правила продажи отдельных видов товаров; на ценниках на алкогольную продукцию отсутствовали подписи материально ответственного лица и печать предприятия, а также даты оформления ценника. По результатам проверки составлен акт от 13.11.2008.
30.12.2008 в отношении заявителя, без участия законного представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 1160 по признакам правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Постановлением от 13.01.2009 N 4 налоговый орган привлек заявителя к административной ответственности по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из вывода о несоблюдении МИФНС N 10 по Челябинской области порядка привлечения общества к административной ответственности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу ч.4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 3 ст.14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иных (кроме поименованных в ч. 1 и 2 названной статьи) правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок осуществления розничной торговли алкогольной продукцией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N80 регламентирован Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N55.
Согласно пункту 9 Правил продажи отдельных видов товаров, на продавца возложена обязанность доведения этих Правил до сведения покупателей в наглядной и доступной форме (в том числе и главы XIX Правил, регулирующей особенности продажи алкогольной продукции).
В соответствии с п.19 Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Материалами дела подтвержден и не оспаривается сторонами факт отсутствия в момент проверки в торговой точке заявителя действующей редакции Правил продажи отдельных видов товаров, а также отсутствия надлежащим образом оформленных ценников установленного образца на реализуемую обществом спиртосодержащую продукцию, в связи с чем примененная административным органом квалификация действий заявителя является правомерной.
Между тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, при вынесении постановления об административном правонарушении N 4 от 13.01.2009 административным органом допущены существенные нарушения прав заявителя.
В силу правовой позиции, изложенной в п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Таким нарушением может являться ненадлежащее уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности, о дне и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела административным органом. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При привлечении к административной ответственности юридического лица в качестве лица, присутствующего при составлении протокола, должен выступать законный представитель организации, которым, в соответствии со ст.25.4 КоАП РФ, является его руководитель.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении также рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, либо если ходатайство об отложении рассмотрения материалов дела об административном правонарушении оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении N 1160 от 30.12.2008 составлялся в отсутствие представителя общества. Доказательств надлежащего уведомления законного представителя о дате и времени составления протокола об административном правонарушении административным органом не представлено.
В обоснование надлежащего извещения заявителя о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении в материалы дела представлены текст уведомления, текст телефонограммы от 24.12.2008, текст телеграммы от 24.12.2008, уведомление о вручении телеграммы 27.12.2008.
Доказательств своевременного направления (вручения) заявителю уведомления о явке в инспекцию для оставления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Уведомление директора общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении телеграммой от 24.12.2008 нельзя признать надлежащим, поскольку почтовое уведомление о вручении телеграммы не позволяет установить лицо которому вручена телеграмма (в уведомлении указано на вручение телеграммы мужу; подписи получившего телеграмму лица уведомление не содержит).
Уведомление общества телефонограммой от 24.12.2008 по номеру 89193139777 также нельзя признать надлежащим, поскольку из текста телефонограммы не усматривается кому она передана и кем получена.
Протокол об административном правонарушении направлялся заявителю по почте и получен обществом 14.01.2009 (подтверждается почтовым уведомлением), то есть после вынесения оспоренного постановления.
Поскольку фактическое составление протокола об административном правонарушении в назначенное время с участием представителя заявителя не производилось, судом правомерно сделан вывод о том, что заявитель оказался лишенным предоставленных административным законом гарантий защиты, поскольку не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного нарушения (обвинений), а также воспользоваться помощью защитника. Указанные процессуальные нарушения являются существенными (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ) как не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах заявление ООО "Уралочка " удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела Арбитражным судом.
При этом к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в Арбитражном суде, в силу статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в Арбитражном суде.
В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются Арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно положениям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Разумность размера судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя, требование о которой прямо закреплено в статье 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд, с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исследует обстоятельства, связанные с участием представителя в споре и оценивает их по своему внутреннему убеждению.
В соответствии с п.п.1,2 ст.110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Ввиду удовлетворения требований заявителя, суд первой инстанции с учетом соразмерности понесенных заявителем судебных расходов сложности спора и длительности его рассмотрения в суде пришел к обоснованному выводу о необходимости частичного возмещения заявителю судебных расходов в размере 5000 руб.
Оснований для переоценки такого вывода суда первой инстанции не имеется.
Таким образом, всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.03.2009 года по делу N А76-1856/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-1856/2009
Истец: ООО "Уралочка"
Ответчик: МИФНС N10 по Челябинской обл.
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2860/2009