г. Челябинск
15 мая 2009 г. |
N 18АП-2517/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Бабкиной С.А., Сундаревой Г.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Крыловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие СВС" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2009 по делу N А47-9427/2008 (судья Жарова Л.А.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Предприятие СВС" - Симоненко А.В. (доверенность от 11.01.2009), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - Качуриной К.С. (доверенность от 15.01.2009),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Предприятие СВС" (далее - ООО "Предприятие СВС", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - регистрирующий орган, МИФНС N 10 по Оренбургской области, ответчик) с требованием о признании незаконным решения от 10.12.2008 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при его ликвидации по решению учредителей (участников), обязании провести государственную регистрацию прекращения деятельности в связи с ликвидацией по решению единственного участника общества.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.01.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - МИФНС N 7 по Оренбургской области, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.03.2009 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Предприятие СВС" просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункта 5 статьи 63, пункта 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, неприменение статьи 10, пункта 7 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации.
Податель жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о том, что общество не представило в регистрирующий орган все необходимые документы для государственной регистрации в случае ликвидации юридического лица. Судом не дано оценки обстоятельствам, что налоговый орган с требованием к ликвидационной комиссии не обращался, из акта сверки расчетов от 25.11.2008 с МИФНС N 7 по Оренбургской области следует, что задолженность по обязательным платежам у общества отсутствует. Выводы арбитражного суда о нарушении обществом порядка ликвидации, о невозможности добровольной ликвидации в связи с отсутствием имущества не обоснованы.
МИФНС N 10 по Оренбургской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
МИФНС N 7 по Оренбургской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также ответчик в отзыве пояснил, что на дату подачи документов в МИФНС N 10 по Оренбургской области у ООО "Предприятие СВС" имелась задолженность по пене по единому социальному налогу в размере 3 251руб. 46 коп., которая образовалась программно по срокам уплаты 15.11.2002, 15.12.2002, 01.01.2003. Кроме того, доначисления по акту выездной налоговой проверки от 15.12.2008 N 16-26/783 составили по налогам - 49 455 121 руб., по штрафным санкциям - 9 889 273 руб., по пене - 13 297 646 руб. В связи с тем, что у общества денежные средства и иное имущество отсутствует, оно подлежало ликвидации только в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель третьего лица не явился.
С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие МИФНС N 7 по Оренбургской области.
В судебном заседании представитель ООО "Предприятие СВС" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель регистрирующего органа возразил против доводов апелляционной жалобы, считает решение арбитражного суда законным и обоснованным по тем же основаниям, которые изложены третьим лицом в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей общества, регистрирующего органа, находит решение арбитражного суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Предприятие СВС" зарегистрировано распоряжением главы администрации Оренбургского района N 279-р от 22.03.1999.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава учредителем общества является Катасонов Сергей Михайлович (далее - Катасонов С.М.).
15.09.2008 единственным участником общества Катасоновым С.М. принято решение о ликвидации юридического лица. Ликвидатором общества назначен Гонышев Алексей Александрович (далее - Гонышев А.А.).
Информация о ликвидации ООО "Предприятия СВС" опубликована 01.10.2008 в журнале "Вестник государственной регистрации". В информационном сообщении указан срок предъявления требований кредиторов - два месяца с момента публикации.
В период с 16.06.2008 по 13.11.2008 МИФНС N 7 по Оренбургской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Предприятие СВС" за период уплаты налогов с 01.01.2006 по 31.12.2007, составлен акт выездной налоговой проверки N 16-26/783 от 15.12.2008 о доначислении налогов в сумме 49 455 121 руб., штрафных санкций в сумме 9 889 273 руб., пени в сумме 13 297 646 руб.
МИФНС N 7 по Оренбургской области направлено обществу требование N 68761 по состоянию на 08.12.2008.
03.12.2008 в регистрирующий орган представлено уведомление формы Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, подписанное единственным участником общества. К указанному уведомлению приложен баланс, подписанный ликвидатором Гонышевым А.А.
В промежуточном ликвидационном балансе ООО "Предприятия СВС" на начало отчетного периода отражена общая задолженность по краткосрочным обязательствам в сумме 15 162 руб., в том числе задолженность по налогам и сборам в сумме 2 302 руб. На конец отчетного периода задолженность по налогам и сборам в промежуточном ликвидационном балансе не указана.
04.12.2008 Катасоновым С.М. утвержден ликвидационный баланс.
04.12.2008 ООО "Предприятие СВС" обратилось в МИФНС N 10 по Оренбургской области с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с его ликвидацией. К заявлению были приложены: ликвидационный бухгалтерский баланс по состоянию на 04.12.2008, в котором отсутствует задолженность по долгосрочным и краткосрочным обязательствам, в том числе, по обязательным платежам; документ об уплате государственной пошлины; справка из Пенсионного фонда.
МИФНС N 10 по Оренбургской области, рассмотрев представленные документы, приняла решение от 10.12.2008 (т.1, л.д. 35, 36) об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.
В обоснование принятого решения об отказе в государственной регистрации ответчик указал на отсутствие заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (формы Р16001) и ликвидационного баланса. В нарушение пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и части Х приказа Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" уведомление формы N15003 и промежуточный ликвидационный баланс для государственной регистрации не представлены, в представленном ликвидационном балансе не указана кредиторская задолженность при ее наличии. Ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения о завершении расчетов с кредиторами: заявление формы NР16001 и ликвидационный баланс считаются непредставленными.
Полагая, что отказ в государственной регистрации юридического лица является незаконным, ООО "Предприятие СВС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения регистрирующего органа от 10.12.2008 об отказе в государственной регистрации ООО "Предприятия СВС" в связи с его ликвидацией незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией по решению единственного участника.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что порядок ликвидации юридического лица обществом не соблюден. На момент подачи документов в регистрирующий орган налогоплательщик знал, что у него в период с 16.06.2008 по 13.11.2008 проводилась выездная налоговая проверка. Не дождавшись оформления акта проверки и решения о привлечении к ответственности, общество передало документы для регистрации прекращения деятельности. Задолженность по единому социальному налогу и задолженность, установленная в результате проведения выездной налоговой проверки, подлежали включению в ликвидационный баланс. Отсутствие у общества имущества, достаточного для погашения доначислений по налогам, штрафам и пени, является основанием для его ликвидации в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации. Выявление фактов, свидетельствующих об отсутствии у должника имущества, влечет для ликвидатора обязанность по обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом. Нарушение требований, установленных в пункте 2 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица. Обществом в регистрирующий орган представлены не все необходимые документы для государственной регистрации в случае ликвидации юридического лица.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о том, что порядок ликвидации юридического лица обществом не соблюден, регистрирующему органу обществом представлены не все документы для государственной регистрации в случае ликвидации юридического лица являются неверными силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Указанные документы представлены налогоплательщиком в налоговый орган, что также подтверждается материалами дела (т.1, л.д. 51).
Пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации установлен закрытый перечень оснований для отказа в государственной регистрации: непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 и пунктом 4 статьи 22.1 Закона о государственной регистрации.
Как следует из текста решения от 10.12.2008, основаниями для отказа в государственной регистрации ликвидации общества явилось признание регистрирующим органом заявления и ликвидационного баланса непредставленными, поскольку в них содержались недостоверные сведения, а именно не указана непогашенная задолженность по обязательным платежам: пене по единому социальному налогу в размере 3 251руб. 46 коп. по срокам уплаты 15.11.2002, 15.12.2002, 01.01.2003.
Материалами дела подтверждается фактическое представление ООО "Предприятие СВС" заявления и ликвидационного баланса в регистрирующий орган.
Доказательств недостоверности сведений, изложенных в представленных для государственной регистрации заявлении и ликвидационном балансе, на момент обращения с заявлением о регистрации в материалы дела не представлено.
Оценивая доводы ответчика о недостоверности сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации и в ликвидационном балансе, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс (пункт 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с имевшимся у общества на момент составления промежуточного ликвидационного баланса акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (т.1, л.д. 79-105) ООО "Предприятие СВС" по состоянию на 18.11.2008 не имело задолженности по налогам и сборам.
Ссылка регистрирующего органа и третьего лица о наличии у общества на дату обращения в регистрирующий орган задолженности по единому социальному налогу в размере 3 251руб. 46 коп., которая образовалась программно, не принимается во внимание арбитражным судом апелляционной инстанции.
Пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен двухмесячный срок заявления кредиторами требований к ликвидируемому лицу, исчисляемый с момента публикации сообщения о ликвидации этого юридического лица.
В указанный срок МИФНС N 7 по Оренбургской области требования к обществу предъявлены не были, что исключает возможность внесения сведений о задолженности общества по обязательным платежам в промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы.
На момент обращения общества в регистрирующий орган с заявлением о его государственной регистрации в связи с ликвидацией решения о доначислении обязательных платежей по итогам выездной налоговой проверки, принятого в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, не имелось: акт выездной налоговой проверки налоговым органом составлен не был, оснований для включения ООО "Предприятие СВС" в ликвидационный баланс какой - либо задолженности по налогам и сборам не имелось. Не имелось таких оснований для внесения сведений о задолженности и при составлении промежуточного ликвидационного баланса, поскольку на момент составления такого баланса акт налоговой проверки также составлен не был.
Следовательно, у общества не имелось оснований для включения в промежуточный ликвидационный баланс и в ликвидационный баланс ООО "Предприятие СВС" требований налогового органа, которые в течение установленного законом срока предъявлены не были. У ликвидатора соответственно отсутствовали основания для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом) согласно пункту 2 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания считать заявление и ликвидационный баланс общества непредставленными в связи с недостоверностью содержащихся в них сведений.
Учитывая отсутствие иных оснований для отказа в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией, решение ответчика об отказе в государственной регистрации следует признать принятым с нарушением пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, а требования ООО "Предприятие СВС" о признании незаконным решения от 10.12.2008 и обязании регистрирующий орган произвести государственную регистрацию общества в связи с его ликвидацией - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.03.2009 по делу N А47-9427/2008 отменить.
Требование общества с ограниченной ответственностью "Предприятие СВС" удовлетворить.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области от 10.12.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов при государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области произвести государственную регистрацию прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "Предприятие СВС" в связи с его ликвидацией по решению единственного участника общества.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие СВС" 3 000 руб. расходов по уплате госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
З.Н.Серкова |
Судьи |
С.А.Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9427/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Предприятие "СВС"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11462/09
21.08.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11462/09
13.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4714/09-С4
15.05.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2517/2009