г. Хабаровск |
|
14 апреля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Михайловой А.И., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Галкиной Н.А., представителя по доверенности от 11.01.2011 N Ю-10/01
от Правительства Хабаровского края: Мороза Е.И., представителя по доверенности от 14.01.2011 N 9.3.28-335
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Хабаровского края
на решение от 16.02.2011
по делу N А73-14480/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Сумин Д.Ю.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальлеспром"
к Правительству Хабаровского края
о признании незаконным отказа от внесения изменений в договоры
заинтересованные лица: открытое акционерное общество "Комсомольский КЛПХ", закрытое акционерное общество "Лесной комплекс", закрытое акционерное общество "Крона", закрытое акционерное общество "Скимен-Лес", закрытое акционерное общество "Арка-лес", закрытое акционерное общество "Водолей", закрытое акционерное общество "Де-Кастрилес", закрытое акционерное общество "Тахтинское", закрытое акционерное общество "Скидер"
Открытое акционерное общество "Дальлеспром" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа Правительства Хабаровского края, выраженного в письме от 28.10.2010 N 09-19/5499, во внесении изменений в договоры аренды лесных участков, заключённых между Правительством Хабаровского края и третьими лицами, в части уменьшения размера арендной платы ввиду включения лесных участков в состав участков, используемых в рамках инвестиционного проекта.
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ не соответствует пункту 1.1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, которым предусмотрено применение коэффициента 0,5 при определении размера арендной платы в случае использования лесного участка для реализации инвестиционного проекта.
Определением суда от 18.01.2011 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: открытое акционерное общество "Комсомольский КЛПХ", закрытое акционерное общество "Лесной комплекс", закрытое акционерное общество "Крона", закрытое акционерное общество "Скимен-Лес", закрытое акционерное общество "Арка-лес", закрытое акционерное общество "Водолей", закрытое акционерное общество "Де-Кастрилес", закрытое акционерное общество "Тахтинское", закрытое акционерное общество "Скидер".
Решением суда от 16.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявитель не являлся стороной договоров, а с требованием об изменении договора вправе обратиться только сторона по сделке. Между тем, при вынесении решения судом поддержаны доводы заявителя в силу пункта 1.1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 коэффициент 0,5 подлежит применению к договорам аренды лесных участков, используемых для реализации Проекта, независимо от того, является ли арендатором лесного участка ОАО "Дальлеспром" либо иное лицо, при этом единственный предусмотренный указанным актом критерий применения такого коэффициента - использование лесного участка для реализации инвестиционного проекта, включённого в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в рассматриваемом случае соблюдён.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части вывода, изложенного в мотивировочной части решения, о том, что коэффициент 0,5 подлежит применению к договорам аренды лесных участков, используемых для реализации Проекта, независимо от того, является ли арендатором лесного участка ОАО "Дальлеспром" либо иное лицо, Правительство Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть судебного акта, исключив из нее данный вывод суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы правительство ссылается на положения Лесного кодекса РФ и Положения о подготовке и утверждении перечня инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов".
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Правительства Хабаровского края доводы и требования апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на изменении мотивировочной части состоявшегося по делу судебного акта.
Представитель заявителя, указывая на несостоятельность доводов жалобы, просил обжалуемое решение оставить в силе, полагая его законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, поскольку возражений не заявлено.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между Правительством Хабаровского края и ОАО "Комсомольский КЛПХ", ЗАО "Снежное", ЗАО "Лесной комплекс", ЗАО "Уликанское", ЗАО "Литовское ЛПХ", ЗАО "Крона", ЗАО "Скимен-Лес", ЗАО "Киселёвское", ЗАО "Лазаревское", ЗАО "Константиновское", ЗАО "Дальпромтех", ЗАО "Лиман", ЗАО "Арка-лес", ЗАО "Водолей", ЗАО "Де-Кастрилес", ЗАО "Тахтинское", ЗАО "Скидер" (далее - организации-арендаторы) заключены долгосрочные договоры аренды лесных участков.
Судом установлено, что Приказом Минпромторга России от 23.09.2009 N 845 инвестиционный проект ОАО "Дальлеспром" "Создание Дальневосточного Центра глубокой переработки древесины на основе производств: лущеного шпона, с общим объёмом - 300 тыс. куб.м/год, лесопильного, объёмом 230 тыс. куб.м/год, пиломатериалов, плит МДФ - 300 тыс. куб.м/год, в г.Амурске и технологической щепы - 750 тыс. куб.м/год в пос.Ванино Хабаровского края" (далее - Проект) включён в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Для реализации данного проекта предусмотрено использование лесных участков, находящихся в аренде у организаций-арендаторов.
Письмом от 12.10.2010 N 872 ОАО "Дальлеспром" обратилось к заместителю Председателя Правительства Хабаровского края - министру природных ресурсов Хабаровского края с просьбой о внесении изменений в договоры аренды лесных участков организаций-арендаторов в части применения к ставкам арендной платы коэффициента 0,5, распространив действие таких изменений на период с 23.09.2009.
Письмом 28.10.2010 N 09-19/5499 Управление лесами Правительства Хабаровского края известило ОАО "Дальлеспром" о невозможности внесения изменений в договоры аренды лесных участков, так как соглашение о внесении изменений в договор заключается в той же форме, что и договор.
Полагая, что отказ Правительства Хабаровского края от внесения изменений в договоры аренды незаконен, ОАО "Дальлеспром" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, рассматривая спор, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для внесения изменений в договоры с организациями-арендаторами на основании письма ОАО "Дальлеспром" от 12.10.2010 N 872.
Решение суда в данной части не оспаривается.
Кроме того, в решении суда первой инстанции указано, что предусмотренный пунктом 1.1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 коэффициент 0,5 подлежит применению к договорам аренды лесных участков, используемых для реализации Проекта, независимо от того, является ли арендатором лесного участка ОАО "Дальлеспром" либо иное лицо. А единственный предусмотренный данным нормативным актом критерий применения такого коэффициента - использование лесного участка для реализации инвестиционного проекта, включённого в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в рассматриваемом случае соблюдён.
Апелляционная инстанция полагает, что судом первой иснтанции при этом не учтено следующее.
Порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов установлен Положением о подготовке и утверждении перечня инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", в соответствии с пунктом 5 которого основанием для включения инвестиционного проекта в перечень является решение об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, представленного коммерческой организацией, желающей реализовать инвестиционный проект, принятое в отношении проектов, реализуемых на лесных участках в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 6 данного Положения утверждение заявки осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 5 настоящего Положения.
Пунктом 15 Положения предусмотрено, что включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является основанием для заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении о включении проекта в перечень, принятым в соответствии с пунктом 11 этого же Положения.
Согласно распоряжению Правительства Хабаровского края от 24.04.2009 N 186-рп (в редакции распоряжения Правительства края от 05.08.2009 N 377-рп), утвердившему заявку ОАО "Дальлеспром" на реализацию инвестиционного проекта, указано, что заявителем и исполнителем инвестиционного проекта является именно ОАО "Дальлеспром", а не его аффилированные лица, что именно в аренду ОАО "Дальлеспром" признано возможным предоставление для целей реализации инвестиционного проекта соответствующих лесных участков, в договоры аренды которых будут включены инвестиционные условия.
В связи с чем, правительство края вправе включать условия о льготной арендной плате и иные инвестиционные условия в договоры аренды перечисленных в распоряжении N 186-рп лесных участков исключительно в случае предоставления их ОАО "Дальлеспром" (в том числе, через правопреемство путём присоединения третьих лиц-арендаторов лесных участков к ОАО "Дальлеспром").
Из материалов дела усматривается, что в настоящее время указанные заявителем лесные участки используются третьими лицами на правах аренды, следовательно, включение в заключённые с ними договоры аренды условий об обязательствах по исполнению инвестиционного проекта юридически невозможно, так как, во-первых, данные арендаторы не являются заявителями и исполнителями инвестиционного проекта, во-вторых, они в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ являются самостоятельными субъектами права и не отвечают по обязательствам друг друга.
В связи с этим оспариваемые выводы суда подлежат исключению из мотивировочной части решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2011 по делу N А73-14480/2010 изменить, исключив из мотивировочной части выводы суда о том, что предусмотренный пунктом 1.1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 коэффициент 0,5 подлежит применению к договорам аренды лесных участков, используемых для реализации Проекта, независимо от того, является ли арендатором лесного участка ОАО "Дальлеспром" либо иное лицо, а единственный предусмотренный указанной нормой критерий применения такого коэффициента - использование лесного участка для реализации инвестиционного проекта, включённого в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в рассматриваемом случае соблюдён.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-918/2009
Истец: ОАО Банк "Северная казна" в лице Челябинского филиала, ОАО Банк "Северная казна"
Ответчик: ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК"
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3476/2009