г. Челябинск |
|
24 августа 2009 г. |
Дело N А34-1122/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу потребительского кооператива "Мокроусовский коопзверопромхоз" на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.06.2009 по делу N А34-1122/2009 (судья Григорьев А.А.), при участии: от потребительского кооператива "Мокроусовский коопзверопромхоз" - Березина В.Я. (доверенность от 02.04.2009), Саласюк Е.В. (доверенность от 11.01.2009); от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - Каргаполова В.Н. (доверенность N 01-03/4633 от 30.12.2008); от Правительства Курганской области - Даниной М.С. (доверенность N 01-11 от 03.07.2009),
УСТАНОВИЛ
потребительский кооператив "Мокроусовский коопзверопромхоз" (далее - ПК "Мокроусовский коопзверопромхоз", заявитель) обратился в Арбитражного суда Курганской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - Департамент) и Правительству Курганской области о признании недействительным подпунктов 8 и 9 пункта 1 распоряжения Правительства Курганской области от 16.12.2008 N 524-р "О предоставлении территории для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты" о предоставлении территории для осуществления пользования объектами охоты на срок 25 лет в границах согласно приложению: обществу с ограниченной ответственностью "Ягтдаш" (далее - ООО "Ягтдаш") территория Уваровского охотничьего хозяйства Мокроусовского района, площадью 36,5 тыс. га (п.п.8 п.1 распоряжения); обществу с ограниченной ответственностью "Семена" (далее - ООО "Семена") территорию Сунгуровского охотничьего хозяйства Мокроусовского района, площадью 38,4 тыс. га.(пп.9 п.1 распоряжения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Семена", ООО "Ягтдаш", общество с ограниченной ответственностью "Щигры" (далее - ООО "Щигры"), общество с ограниченной ответственностью "Сайга" (далее - ООО "Сайга"), государственной учреждение "Мокроусовский лесхоз" (далее - ГУ "Мокроусовский лесхоз).
До принятия решения по существу спора заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил, признать недействительным подпункт 8 пункта 1 распоряжения правительства Курганской области от 16.12.20089 N 524-р "О предоставлении территории для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты" в части предоставления ООО "Ягтдаш" территории для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на срок 25 лет в границах Уваровского охотничьего хозяйства Мокроусовского района, площадью 36,5 тыс. га; подпункт 9 пункта 1 распоряжения правительства Курганской области от 16.12.20089 N 524-р "О предоставлении территории для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты" о предоставлении территории для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на срок 25 лет в границах согласно приложению ООО "Семена" - территорию Сунгуровского охотничьего хозяйства Мокроусовского района, площадью 38,4 тыс. га. Уточнение судом принято.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 22.06.2009 (резолютивная часть решения объявлена 15.06.2009) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ПК "Мокроусовский коопзверопромхоз" обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новое решение по делу об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что выводы, изложенные в решении суда не соответствуют обстоятельствам дела. В постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2009 по делу А34-2469/2008 суд указал, что заявки поданные ПК "Мокроусовский коопзверопромхоз", поданные в департамент 25.07.2007, являются действующими и подлежат рассмотрению Департаментом в установленном порядке. Таким образом, на момент принятия решения и объявления о приеме заявок от 18.07.2008 имелось две действующие заявки на территории Уваровского и Сунгуровского охотничьих хозяйств, которые Департамент обязан был рассмотреть, и не имел права объявлять новый конкурс. Ссылка суда, как на основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, на приказ N 746 от 18.10.2007, которым отменена процедура рассмотрения заявок, принятых Департаментом на территории Сунгуровского район и Уваровского охотничьих хозяйств в соответствии с объявлением 26.06.2007, незаконна, поскольку действующее законодательство не предусматривает право Департамента принимать решения об отмене процедуры рассмотрения поступивших заявок. Также полагает, что в связи принятием судом этого приказа в качестве доказательства по делу, суд должен был дать ему правовую оценку.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Правительства Курганской области в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Департамента в судебном заседании также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей указанных лиц.
От ООО "Ягтдаш" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир" 26.07.2007 опубликовано объявление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области о приеме заявок на предоставление территорий, необходимых для долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, в том числе, в Мокроусовском районе в отношении территорий: Карпунинского, Михайловского, Одинского, Рассветского, Сунгуровского и Уваровского охотхозяйств.
В соответствии с распоряжением Правительства Курганской области от 24.12.2007 N 402-р заявителю представлены территории Карпунинского, Михайловского, Одинского, Рассветского охотхозяйств.
В отношении территории Сунгуровского охотхозяйства поступили заявки от заявителя, ООО "Семена", Курганского областного союза потребительских обществ. В отношении территории Уваровского охотхозяйства поступили заявки от заявителя, Общественной организации Мокроусовского районного общества охотников и рыболовов и ООО "Ягтдаш".
28.08.2007 в отношении заявок заявителя по указанным территориям даны заключения экспертной комиссии Управления Россельхознадзора по Курганской области о соответствии лицензионным требованиям и условиям, и указано, что заявитель имеет приоритет в предоставлении животного мира в пользование.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 15.10.2008 по делу N А34-2469/3008, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2009, признано незаконным бездействие Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, выразившееся в не рассмотрении по существу заявок потребительского кооператива "Мокроусовский коопзверопромхоз" на получение территорий Курганской области, необходимых для осуществления долгосрочного пользования объектами охоты на территории Сунгуровского охотничьего хозяйства и Уваровского охотничьего хозяйства Мокроусовского района после получения заключений экспертной комиссии Управления Россельхознадзора по Курганской области от 28.08.2007, подготовке проекта правого акта Правительства Курганской области на основании заключения экспертной комиссии Управления Россельхознадзора по Курганской области от 28.08.2007 по заявкам потребительского кооператива "Мокроусовский коопзверопромхоз". В удовлетворении требований об обязании департамента рассмотреть по существу заявки ПК "Мокроусовский коопзверопромхоз" на получение территорий Курганской области необходимых для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты на территории Сунгуровского охотничьего хозяйства Уваровского охотничьего хозяйства Мокроусовского района, обязании подготовить проект правового акта Правительства Курганской области и внести его Правительству Курганской области на основании заключений экспертной комиссии Управления Россельхознадзора по Курганской области от 28.07.2007 по заявкам ПК "Мокроусовский коопзверопромхоз", поданным на территории Сунгуровского охотничьего хозяйства и Уваровского охотничьего хозяйства Мокроусовского района отказано.
Департаментом 18.10.2007 издан приказ N 746 об отмене процедуры рассмотрения заявок в отношении территорий Сунгуровского и Уваровского охотхозяйств в соответствии с объявлением от 26.02.2007.
18.07.2008 Департаментом объявлено о приеме заявок на предоставление в пользование объектов животного мира, в том числе в отношении территорий Сунгуровского и Уваровского охотхозяйств. В отношении территории Сунгуровского охотхозяйства поступили заявки ООО "Семена" и ООО "Сайга". В отношении территории Уваровского охотхозяйства поступили заявки ООО "Ягтдаш", ООО "Сайга", ГУ "Мокроусовмкий лесхоз" и ООО "Щигры".
На основании приказа департамента N 629 от 17.09.2008 утверждены заключения экспертной комиссии Департамента по рассмотрению заявок данных лиц на территории Уваровского и Сунгурского охотхозяйства. В соответствии с этим приказом, в отношении территории Уваровского охотхозяйства имеется приоритет в предоставлении в пользование у ООО "Ягтдаш", в отношении территории Сунгуровского охотхозяйства - у ООО "Семена". Также положительные заключения получили ООО "Сайга", ООО "Щигры" и ГУ "Мокроусовский лесхоз", не имеющие приоритет в предоставлении в пользование территории.
Распоряжением Правительства Курганской области от 16.12.2008 N 524 территория Уваровского охотхозяйства представлена в пользование ООО "Ягтдаш", а территория Сунгуровского охотхозяйства предоставлена в пользование ООО "Семена".
Заявитель, полагая, что указанное распоряжение принято в нарушение установленного законодательством порядка предоставления территории для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствовался выводом о соответствии оспоренного распоряжения закону.
Вывод суда первой инстанции является правильным.
Согласно ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом указанной нормы и положений ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного акта недействительным необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 36 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" предусматривается, что порядок предоставления животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам установлен данным Законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
В силу положений указанной нормы пользование предоставляется в отношении объектов животного мира, не находящихся в федеральной собственности, соответствующим специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В статье 37 этого Закона установлен порядок выдачи долгосрочной лицензии на пользование животным миром. В частности установлены следующие требования к заявке, подаваемой в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром: наличие сведений о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром. Также предусмотрено, что высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством. При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований. Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Предоставление в пользование животного мира и территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения.
На основании п.п.12, 13, 24 Порядка предоставления территории (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 08.06. 2007 N262, при поступлении заявки от одного претендента и наличии положительного заключения лицензирующего органа о соответствии его лицензионным требованиям, территории (акватории) Курганской области, необходимые для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, предоставляются претенденту без проведения конкурса. При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию, уполномоченный орган проводит конкурс на предоставление территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, с соблюдением антимонопольных требований. Предоставление территории (акватории) для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. Осуществляется на основании правового акта Администрации (Правительства) Курганской области.
Подготовка заключений о соответствии заявителя требованиям, необходимым для получения долгосрочной лицензии на основании заявлений о предоставлении территории или акватории для осуществления пользования животным миром и выдача таких лицензий отнесены к полномочиям Департамента, который является специально уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а также водных и биологических ресурсов (Положение о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, утвержденное Постановлением Правительства Курганской области от 25.09.2006 N 338).
Как следует из материалов дела, в соответствии с указанным порядком предоставление в долгосрочное пользование объектов животного мира Департаментом 18.07.2008 опубликовано объявление о приеме заявок на получение территорий Сунгуровского и Уваровского охотхозяйств.
В связи с наличием приоритета у ООО "Ягтдаш" - в отношении территории Уваровского охотхозяйства и у ООО "Семена" - в отношении территории Сунгуровского охотхозяйства, и принимая во внимание отсутствие приоритета у иных заявителей, предоставление участков в соответствии со ст.37 Закона N 52-ФЗ произведено без проведения конкурса. Экспертной комиссией по итогам рассмотрения поступивших заявлений выданы заключения от 17.09.2008, утвержденные приказом Департамента N 629 от 17.09.2008, о соответствии ООО "Ягтдаш" и ООО "Семена" лицензионным требованиям, в связи с чем Правительством Курганской области принято обоснованное распоряжение о предоставлении указанных территорий ООО "Семена" и ООО "Ягтдаш".
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Курганской области от 15.10.2008, вступившее в законную силу судом апелляционной инстанции отклоняется.
В силу положений выше названных норм, регламентирующих порядок предоставления территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, процедура рассмотрения заявок соискателей на пользование объектами животного мира начинается с принятия решения администрацией (Правительством) Курганской области о приеме заявок и опубликования в средствах массовой информации, заканчивается принятием соответствующего решения правительством Курганской области и заключением договора о предоставлении территории в пользование.
Таким образом, датой начала процедуры рассмотрения заявок является дата начала приема заявок и предложений, указанная в информационном сообщении. Заявки направляются организатору конкурса заказным письмом или сдаются под роспись секретарю конкурсной комиссии. К участию в конкурсе допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, подавшие в установленные сроки заявку на участие в конкурсе и представившие документы и сведения, предусмотренные Порядком.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, заявитель подал заявку в рамках процедуры, объявленной 26.02.2007, которая была отменена Приказом Департамента от 18.10.2007 N 746.
Решением арбитражного суда по делу N А34-2469/2008 бездействие Департамента, выразившееся в не рассмотрении таких заявок признано незаконным, однако, в связи с объявлением нового приема заявок 18.07.2008 судом по указанному делу отказано в удовлетворении требований заявителя о восстановлении нарушенного права.
В рамках процедуры, объявленной 18.07.2008 ПК "Мокроусовский коопзверопромхоз" заявку на получение территорий Сунгуровского и Уваровского охотхозяйств не подавал. Поскольку возможность рассмотрения заявок, поданных до начала процедуры предоставления в пользование объектов животного мира (до принятия решения о приеме заявок и опубликования извещения в средствах массовой информации) законом не предусмотрена, не рассмотрение указанных заявок ПК "Мокроусовский коопзверопромхоз" при проведении такой процедуры соответствует требованиям закона. Изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части судом апелляционной инстанции отклоняются.
Также отклоняется судом довод апелляционной жалобы о необходимости дачи судом правовой оценки Приказу Департамента от 18.10.2007 N 746, так как этот ненормативный правовой акт в рамках настоящего дела заявителем не оспаривался, и оснований для его проверки на предмет законности у суда не имелось.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, основания для ее переоценки отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 22 июня 2009 года по делу N А34-1122/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу потребительского кооператива "Мокроусовский коопзверопромхоз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1122/2009
Истец: Потребительский кооператив "Мокроусовский коопзверопромхоз"
Ответчик: Правительство Курганской области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области
Третье лицо: ООО "Ягдташ", ООО "Щигры", ООО "Семена", ООО "Сайга", ГУ Мокроусовский лесхоз