г. Челябинск |
|
24 августа 2009 г. |
Дело N А07-13054/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.07.2009 по делу N А07-13054/2009 (судья Кутлин Р.К.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Латыпов Ильгиз Маулитович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Латыпов И.М.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Министерство) N 15 от 24.04.2009 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявителю назначено административное наказание в размере штрафа 5000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.07.2009 заявленные требования удовлетворены.
Административный орган не согласился с указанным решением и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы приводит следующие доводы: в результате деятельности предпринимателя образуются отработанные люминесцентные лампы и отходы, следовательно, он должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду; любая производственная деятельность, связанная с изготовлением штампов, печатей, где используются красители, кислоты, оказывает негативное воздействие на окружающую среду; вина предпринимателя доказана. В дополнительно представленных пояснениях к апелляционной жалобе административным органом приведена классификация отходов заявителя и дополнительно указано на наличие у заявителя обязанности уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебное заседание представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, не явились. От сторон в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон.
Заявитель представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором против ее удовлетворения возражает, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Латыпов И.М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 29.10.2004 за основным государственным регистрационным номером 404022030300028, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации серии 02 N 004848245.
В период с 16.04.2009 по 17.04.2009 Министерством проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды по адресу: Дуванский район, с. Месягутово, ул. Крупской, 8-2, где ИП Латыпов И.М. занимается изготовлением печатей и штампов, печатью фотографий с цифровых носителей, изготовлением наружной рекламы из пластика и полимерных материалов, вывесок, объемных букв, световых коробов.
В ходе проверки зафиксировано, что у предпринимателя в процессе производства образуются отходы производства и потребления, однако, плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносится.
Указанный факт отражен в акте проверки от 16.04.2009, с которым предприниматель ознакомлен, что подтверждается отметкой на акте.
16.04.2009 в присутствии заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 15 по признакам правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения материалов проверки административным органом в отношении ИП Латыпова И.М. в его присутствии вынесено постановление от 24.04.2009 N 15 о привлечении к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 5000 рублей.
Считая постановление незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст.16 Закона N7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Под отходами производства и потребления, согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а под размещением отходов - хранение и захоронение отходов.
В силу ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 8.41 КоАП РФ.
Согласно ст.1 Закона N89-ФЗ "Об отходах производства", под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В силу ст.ст.65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, ни из материалов дела, ни из текста оспариваемого постановления не следует, что предприниматель занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N89-ФЗ.
В указанном случае административным органом также не установлено, связана ли деятельность предпринимателя с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды осуществляется.
При наличии таких обстоятельств следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о недоказанности наличия в действиях заявителя объективной стороны вмененного ему правонарушения. Изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части судом апелляционной инстанции отклоняются.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ. Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2007 N16234/06.
Из материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, однако, вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения им не исследовался. В нарушение требований ст.29.10 КоАП РФ в оспоренном постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина лица, привлекаемого к административной ответственности.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Так как материалами дела не подтверждается наличие в действиях заявителя объективной стороны правонарушения, а в тексте оспариваемого постановления вина заявителя как обязательный признак состава административного правонарушения не установлена, суд приходит к выводу о недоказанности наличия в действиях ИП Латыпова И.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ, что в силу п.2 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ и ч.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания постановления незаконным и его отмены.
Таким образом, требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований.
При таких обстоятельствах оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.07.2009 по делу N А07-13054/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13054/2009
Истец: ИП Латыпов Ильгиз Маулитович
Ответчик: Министерство природопользования и экологии РБ
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6755/2009