г. Челябинск
25 сентября 2009 г. |
N 18АП-7901/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 25 сентября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Плаксиной Н.Г., судей Арямова А.А., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Конкиным М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 июля 2009 г. по делу N А47-5235/2009 (судья Малышева И.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Золотой колос" (далее - заявитель, ООО "Золотой колос", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об отмене постановления от 26.05.2009 N 79, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Оренбурга (далее - административный орган, ИФНС по Центральному району г.Оренбурга, Инспекция) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.07.2009 требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление от 26.05.2000 N 79 о привлечении ООО "Золотой колос" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.
ИФНС по Центральному району г.Оренбурга с решением арбитражного суда не согласилась и обжаловала его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указывает, что приобретение товара осуществлялось для личного потребления сотрудником ИФНС по Центральному району г. Оренбурга, который не был включен в поручение на проведение проверки. Считает, что осуществляемые сотрудниками налоговых органов контрольные закупки в целях проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателя требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) не являются мероприятием "проверочная закупка" в понимании Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон N 144-ФЗ). Таким образом, акт проверки от 27.03.2009 N 0019907 и акт проверки наличных денежных средств кассы от 27.03.2009 N 0019907 являются допустимыми доказательствами, свидетельствующими о наличии события административного правонарушения, совершенного обществом.
Полагает, что вина общества выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но общество не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Актом проверки, протоколом об административном правонарушении подтверждается факт неприменения ККТ, следовательно, вина доказана.
Заявитель и административный орган о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и административного органа не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, административным органом 27.03.2009 на основании поручения N 96 от 27.03.2009 (л.д.72) проведена проверка отдела "Алкогольная продукция" в магазине "Магнит", расположенного по адресу: г.Оренбург, ул. Орская, 47, принадлежащем ООО "Золотой колос" по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о применения контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью.
В результате проверки установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товаров - бутылка вина специального "Портвейн 999" по цене 55 руб., на общую сумму 55 руб., - не применена контрольно - кассовая техника.
Результаты проверки отражены в акте от 27.03.2009 N 0019907 (л.д.74-76).
По факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, 12.05.2009 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 0019907 в отношении ООО "Золотой колос" (л.д.34).
На основании материалов проверки постановлением от 26.05.2009 общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д.39).
Не согласившись с данным актом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности административным органом события правонарушения, вины в его совершении и, следовательно, состава правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу статьи 14.5 КоАП РФ продажа товара, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении наличных денежных расчётов применять контрольно - кассовую технику.
Согласно статье 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно - кассовой техникой кассовые чеки.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно - кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно - кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно - кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как следует из материалов дела, факт нарушения выявлен в ходе проведения 27.03.2009 проверочных мероприятий, включающих оплату товаров - бутылки специального вина "Портвейн 999", что подтверждается актом проверки от 27.03.2008 N 0019907.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности" проверочная закупка допускается как оперативно - розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным законом. Согласно статье 13 вышеуказанного закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно - розыскные мероприятия.
Совершая покупку, сотрудники административного органа выступали в качестве должностных лиц налогового органа, действовали в рамках проведения проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчётов с использованием платежных карт. При этом в роли покупателя выступал сотрудник налогового органа. Тот факт, что указанный сотрудник не включен в поручение на проверку N 96 от 27.03.2009 и продукция приобреталась в личных целях, не меняет существа проводимого контрольного мероприятия - проверочной закупки.
На основании указанного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что административным органом в ходе проверки проводилась проверочная закупка.
Так как в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, материалы, полученные в ходе осуществления административным органом проверки заявителя, не могут расцениваться в качестве допустимых доказательств для целей привлечения общества к административной ответственности.
Ссылка ИФНС по Центральному г.Оренбурга о том, что товар и денежные средства не были возвращены, в связи с чем контрольная закупка отсутствует, подлежит отклонению, так как факт возврата товара и денежных средств проверяющему не имеет значения для квалификации действий должностных лиц налогового органа в качестве контрольной закупки.
С учётом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом административного органа о том, что контрольная закупка не проводилась. Вывод суда о неоказанности события вменяемого обществу правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, является обоснованным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что административным органом не исследовался вопрос вины общества в совершении вменяемого правонарушения.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 4.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вина общества в силу требований статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом.
Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления.
Из материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого постановления налоговый орган ограничился лишь констатацией выявленного нарушения, однако, вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения им не исследовался. В нарушение статьи 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении налогового органа не указано, в чем конкретно состоит вина общества, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.
Таким образом, административным органом не доказан состав вменяемого обществу административного правонарушения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности привлечения ООО "Золотой колос" к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений требований административного законодательства, направленных на защиту прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, административным органом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права в связи с чем, подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 июля 2009 г. по делу N А47-5235/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5235/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Золотой колос"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города Оренбурга