г. Челябинск
25 сентября 2009 г. |
N 18АП-7787/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Махровой Н.В., судей Логиновских Л.Л., Рачкова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Логиновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Орского отделения Южно-уральской железной дороги филиала ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.07.2009 по делу N А47-1623/2009 (судья Вишнякова А.А.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Орского отделения Южно-Уральской железной дороги филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Уральская сталь" (далее - ОАО "Уральская сталь", ответчик) о взыскании 761 229 руб.30 коп. платы за пользование вагонами.
До принятия решения по существу спора истцом заявлено и судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об уменьшении исковых требований до 758 329 руб. 70 коп.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.07.2009 исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены.
В апелляционной жалобе ОАО "Уральская сталь" просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что в соответствии со ст. 421, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключении договора, а также вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, в связи с чем вывод суда о несвоевременности заключения договора N УС/09-464 от 13.04.2009 не обоснован.
ОАО "РЖД" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также истец в отзыве пояснил, что ответчик не давал оперативных указаний истцу об уборке принятых им вагонов с выставочных путей станции Новотроицк на его путь необщего пользования, журнал учёта времени отсутствия дополнительного локомотива перевозчика, на подпись истцу не представлялся. Ответчик не представил памятки приемосдатчика, в которых было бы указано, что подача вагонов на его пути необщего пользования производилась бы локомотивом истца. Из представленных истцом в материалы дела памяток приемосдатчика на подачу вагонов на путь необщего пользования ответчика следует, что данную работу по п.8 договора N 6/11 от 21.05.2008 ответчик выполнял только своим локомотивом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции их отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор N 6/11 от 21.05.2008 на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования ОАО "Уральская сталь" при станции Новотроицк Южно-Уральской железной дороги (т.1, л.д.16-20).
Согласно п. 8 сдаваемые на железнодорожные пути необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути ст. Новотроицк с N 2 по N 7 и с N 11 по N 17. Дальнейшее продвижение вагонов производится как локомотивом владельца, так и дополнительным локомотивом перевозчика, при наличии договора на оказание услуг дополнительным локомотивом перевозчика с условием возмещения затрат по содержанию за счёт владельца. Вагоны, принятые владельцем на выставочных путях станции Новотроицк, должны быть убраны не позднее чем через 2 часа.
При задержке уборки сданных перевозчику вагонов с путей станции Новотроицк с N 2 по N 17 по причинам, зависящим от владельца, перевозчик составляет акт общей формы для начисления платы за пользование в соответствии с пунктами N 11, N 12 Тарифного руководства N 2 (п. 21.5 договора).
В пп. "б" п. 19 договора стороны согласовали, что плату за пользование вагонами, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, и за время задержки их подачи или приёма, как на станции назначения, так и в пути следования согласно правилам перевозок грузов, по причинам зависящим от владельца.
В октябре 2008 г. в соответствии с условиями договора N 6/11 от 21.05.2008 на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования ОАО "Уральская сталь" при станции Новотроицк Южно-Уральской железной дороги подавались вагоны на выставочные пути ст. Новотроицк с N 2 по N 7 и с N 11 по N 17, откуда продвижение вагонов производится локомотивом ответчика.
Согласно актам общей формы (т.1, л.д. 20-127) в октябре 2008 г. вагоны простаивали на выставочных путях с N 2 по N 17 станции Новотроицк по причине, зависящей от ответчика, а именно по причине уборки ответчиком принятых им вагонов на его путь необщего пользования в течение 2 часов.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате платы за пользование вагонами, истец обратился в суд с настоящим требованием. В качестве нормативного правового обоснования исковых требований истец указал ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходит из того, что задержка вагонов на путях общего пользования произошла по вине ответчика, оплата за пользование вагонами предусмотрена условиями договора и правомерно начислена истцом на основании актов общей формы.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, а доводы заявителя апелляционной жалобы подлежащими отклонению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу п.1 ст.793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В силу со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила), предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
Таким образом, акт общей формы является документом, удостоверяющим факт и продолжительность простоя.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами, в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации представлены акты общей формы, составленные на станции Новотроицк по факту простоя вагонов в результате нарушения сроков уборки вагонов с выставочных путей (т.1, л.д. 20-127, т.3, 51-135, т.4, л.д.1-42), от подписания которых ответчик отказался.
В соответствии с п. 3.2.4 Правил ни перевозчик, ни грузополучатель, грузоотправитель, владелец железнодорожного пути не имеет права отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы каждая из его сторон вправе изложить свое мнение. В этом случае в акте напротив подписи необходимо указать "С разногласиями" или "С возражениями".
В случае отказа или уклонения грузополучателя (грузоотправителя, владельца железнодорожного пути) от подписания акта общей формы и изложения своего мнения перевозчиком в строке акта общей формы "Подпись" делается отметка "От подписи отказался". Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Вышеуказанные акты общей формы имеют отметки "От подписи отказались" в присутствии представителей истца, разногласия или возражения ответчика по названным актам с доказательствами их направления перевозчику в материалах дела отсутствуют.
При указанных обстоятельствах следует признать, что факт простоя вышеуказанных вагонов, причины и продолжительность простоя вагонов подтверждены надлежащими доказательствами (ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Доказательств того, что вагоны простаивали на путях общего пользования не по вине ответчика, в материалах дела отсутствуют.
Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив факт простоя вагонов, с учетом положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 39, 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о наличии правовых оснований для взыскания платы за пользование вагонами за время их нахождения на станции назначения в ожидании уборки с выставочных путей в сумме 758 329 руб. 70 коп.
Из п. 8 договора N 6/11 от 21.05.2008 следует, что дальнейшее движение вагонов с пути необщего пользования производится как локомотивом владельца, так и дополнительным локомотивом перевозчика, при наличии договора на оказание дополнительным локомотивом перевозчика с условием возмещения затрат по содержанию за счёт владельца. Вагоны, принятые владельцем на выставочных путях станции Новотроицк должны быть убраны не позднее чем через 2 часа.
Следовательно, в соответствии с буквальным толкованием данного пункта договора стороны предусмотрели, что дальнейшее продвижение вагонов локомотивом перевозчика возможно лишь при наличии договора на оказание услуг дополнительным локомотивом перевозчика именно на момент поступления вагонов от перевозчика на выставочный путь.
Как следует из материалов дела, в октябре 2008 г., то есть на момент подачи истцом спорных вагонов на выставочные пути, условия договора на оказание услуг дополнительным локомотивом перевозчика сторонами согласованы не были, поэтому и обязанность у истца нести ответственность за задержку в уборке вагонов отсутствует.
Таким образом, ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что п.10.2 договора N УС/09-464 от 13.04.2009 предусмотрено, что его условия применяются к отношениям, возникшим с 01.06.2008 г., во внимание не принимается.
Кроме того, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что спорные вагоны были убраны с выставочного пути локомотивом перевозчика.
Кроме того, из представленных в материалы дела памяток приёмосдатчика на подачу вагонов на путь необщего пользования ответчика (т.2, л.д. 1-150) следует, что предусмотренные п. 8 договора N 6/11 от 21.05.2008 обязательства были выполнены локомотивом ответчика.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.07.2009 по делу N А47-1623/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Орского отделения Южно-уральской железной дороги филиала ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Махрова Н.В. |
Судьи |
Рачков В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1623/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Отделение Южно-Уральской железной дороги - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Орское отделение ЮУЖД - филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: Открытое акционерное общество "Уральская сталь"