город Тула
31 марта 2008 г. |
Дело N А09-3318/07-5 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рыжовой Е.В.,
судей Можеевой Е.И., Никуловой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Котенковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления внутренних дел по Брянскому городскому округу на решение Арбитражного суда Брянской области от 24 января 2008 года по делу N А09-3318/07-5 (судья Матвеева Н.И.), принятое по иску Управления внутренних дел по Брянскому городскому округу, г. Брянск к Брянской городской администрации, г. Брянск; Финансовому управлению Брянской городской администрации, г. Брянск; третьи лица: Управление Федерального казначейства по Брянской области отделение по городу Брянску и Брянскому району, г. Брянск; Финансовое управление Брянской области, г. Брянск; Управление Федерального казначейства по Брянской области, г. Брянск; Администрация Брянской области, г. Брянск; Министерство финансов России, г. Москва, о взыскании 1 620 000 рублей,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Маслова Е.В. - представитель по доверенности N 70/105 от 18.01.2008 года;
от ответчиков: Брянская городская администрация - не явились, извещены судом надлежащим образом; Финансовое управление Брянской городской администрации - Романов Б.С. - представитель по доверенности N 15 от 15.01.2008 года;
третьи лица: от Финансового управления Брянской области Игнатьева Т.И. - представитель по доверенности N 07-03 от 09.01.2008 года, от Управления Федерального казначейства по Брянской области и Администрации Брянской области - ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя; другие не явились, извещены судом надлежащим образом;
установил:
Управление внутренних дел по Брянскому городскому округу (далее УВД по Брянскому городскому округу) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Брянской городской администрации о взыскании убытков в сумме 1 629 000 рублей компенсации стоимости путевок детям школьного возраста сотрудников органов внутренних дел (л.д. 5-1 том 1).
Определениями суда от 10.07.2007 года, 25.07.2007 года, 20.08.2007 года, 27.11.2007 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федерального казначейства по Брянской области отделение по городу Брянску и Брянскому району, Финансовое управление Брянской городской администрации, Финансовое управление Брянской области, Управление Федерального казначейства по Брянской области, Администрация Брянской области; Министерство финансов России (л.д. 140, 159 том 1; 10, 85-86 том 2).
Определением суда от 29.10.2007 года по ходатайству истца в качестве ответчика привлечено Финансовое управление Брянской городской администрации (л.д. 54, 58 том 2).
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил взыскать с финансового управления Брянской городской администрации 1 620 000 рублей компенсации стоимости путевок детей школьного возраста сотрудников органов внутренних дел за счет средств казны муниципального образования города Брянск, заявил отказ от иска к Брянской городской администрации (л.д. 101-104 том 2).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24 января 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано. Производство по делу по иску к Брянской городской администрации прекращено в связи с отказом истца (л.д. 140-144 том 2).
Не согласившись с принятым судебным актом, УВД по Брянскому городскому округу обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт (л.д. 5-8 том 3).
По мнению заявителя, компенсация стоимости путевок детей школьного возраста сотрудников органов внутренних дел УВД города Брянска, финансируемого в 2006 году из средств бюджета города Брянска, должна быть выплачена из средств городского бюджета.
Заявитель полагает, что Финансовое управление Брянской городской администрации не предприняло никаких мер по включению указанных расходов в бюджет города Брянска на 2006 год, а также не обратилось в Администрацию Брянской области за выделением денежных средств для компенсации соответствующих расходов из федерального бюджета.
Заявитель ссылается на пункт 5 Правил предоставления в 2008-2010 годах межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и социальных выплат (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 года N 858.
В судебном заседании представитель истца изложила доводы апелляционной жалобы, поддержала ее в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить исковые требования, пояснила суду, что указанные расходы должны финансироваться из средств местного бюджета.
Представитель Финансового управления Брянской городской администрации поддержал возражения, изложенные в письменном отзыве на апелляционную жалобу (л.д. 26-31 том 3), считает, что решение суда вынесено обоснованно и в соответствии с действующим законодательством, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Финансового управления Брянской области просила рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии с действующим законодательством на усмотрение суда.
Администрация Брянской области, Управление Федерального казначейства по Брянской области и Брянскому району направили в суд письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей (л.д. 15, 32 том 3).
Администрация Брянской области направила в суд письменный отзыв, в котором указала, что выплата стоимости путевок для детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей за 2006 год является обязательством органов местного самоуправления (л.д. 33-34 том 3).
Другие лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции представителей не направили.
Представители лиц, явившихся в судебное заседание, не возражают против рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие других неявившихся лиц.
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, апелляционный суд считает, что решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с решением городского Совета народных депутатов от 21.02.1991 года N 4/16 "О создании Брянской городской милиции" постановлением администрации города Брянска N 2012/1 от 16.08.1994 года создано Управление внутренних дел города Брянска, финансирование которого осуществлялось за счет средств городского бюджета (л.д. 24-28 том 2).
23.03.2007 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица Управления внутренних дел по Брянскому городскому округу (л.д. 56 том 1).
Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 года N 4202-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ), предусмотрены социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел, в том числе выплата компенсации стоимости путевок детям школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 31.12.2004 года N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей" (далее Постановление Правительства от 31.12.2004 года N 911), вступившим в силу с 01.01.2005 года, утверждены Правила, определяющие порядок выплаты, в том числе сотрудникам органов внутренних дел, денежных средств 1 раз в год для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей (продолжительностью до 24 дней), открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19.05.2006 года N 360 установлен размер денежных средств для оплаты стоимости путевок детям школьного возраста в 2006 году - 7 200 рублей на одного ребенка.
Согласно расчету истца компенсация стоимости путевок для 225 детей школьного возраста (до 15 лет включительно) сотрудников УВД по Брянскому городскому округу за 2006 год составила 1 620 000 рублей (л.д. 74, 105-117 том 1).
В 2006 году денежные средства для оплаты стоимости путевок истцу не выделялись. Выплата денежных средств сотрудникам органов внутренних дел не произведена.
УВД по Брянскому городскому округу обратилось с иском в арбитражный суд, ссылаясь на то, что финансирование истца осуществлялось за счет средств городского бюджета, в бюджете города Брянска на 2006 год незаконно не предусмотрены денежные средства на выплату вышеуказанной компенсации, финансовое управление Брянской городской администрации является главным распорядителем средств городского бюджета (л.д. 2-7 том 1).
Принимая решение по делу, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционный суд считает данный вывод суда соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О милиции" финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 31.12.2004 года N 911 утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее Правила).
Пунктами 1 и 5 Правил установлено, что выплаты осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели, исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Размер выплат в 2005 году определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти исходя из стоимости путевки детей застрахованных граждан, предусмотренной Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год". В 2006 году и в последующие годы выплаты осуществляются в размере до 75 процентов стоимости путевки детей застрахованных граждан в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, предусмотренной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.
Расходные обязательства Российской Федерации по выплатам и компенсациям, предоставляемым в соответствии с Правилами, исполняются за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете соответствующим федеральным органам исполнительной власти.
Как установлено судом, в соответствии с уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2005 год по разделу 11 "Межбюджетные трансферты" от 25.07.2005 года бюджету города Брянска были выделены в виде дотации денежные средства в сумме 15 672 000 рублей, за счет которых были произведены выплаты компенсации стоимости путевок для детей школьного возраста сотрудников органов внутренних дел города Брянска (л.д. 65-66 том 2).
В 2006 году дотации бюджету Брянской области в форме межбюджетных трансфертов на указанные выплаты не выделялись (л.д. 67-68 том 2).
В бюджете муниципального образования города Брянск на 2006 год денежные средства для оплаты стоимости путевок для детей школьного возраста сотрудников органов внутренних дел не были предусмотрены.
Исходя из того, что выплаты денежных средств для оплаты стоимости путевок для детей школьного возраста сотрудников органов внутренних дел должны осуществляться за счет средств федерального бюджета, и установив, что в 2006 году бюджету муниципального образования город Брянск из федерального бюджета в порядке межбюджетных трансфертов денежные средства не выделялись, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику и, как следствие, отказал в удовлетворении иска.
Данный вывод суда сделан на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Согласно указанным разъяснениям при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005 года), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В связи с отказом истца от иска в отношении Брянской городской администрации суд правомерно прекратил производство по делу по иску к Брянской городской администрации на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о том, что компенсация стоимости путевок детей школьного возраста сотрудников органов внутренних дел УВД города Брянска, финансируемого в 2006 году из средств бюджета города Брянска, должна быть выплачена из средств городского бюджета, документально не подтвержден и не основан на нормах права.
Утверждение заявителя жалобы, что Финансовое управление Брянской городской администрации не предприняло никаких мер по включению указанных расходов в бюджет города Брянска на 2006 год, а также не обратилось в Администрацию Брянской области за выделением денежных средств для компенсации соответствующих расходов из федерального бюджета, не соответствует материалам дела (л.д. 47-48, 77-78 том 1).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на пункт 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 года N 858, несостоятельна, поскольку Правила устанавливают порядок предоставления в 2008-2010 годах межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предоставлено право органам субъектов Российской Федерации (местной администрации) определять возможность получения в 2008 году межбюджетных трансфертов как в порядке, предусматривающем учет операций с межбюджетными трансфертами на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства, так и в порядке компенсации произведенных кассовых расходов.
В 2006 году Правила, устанавливающие порядок предоставления межбюджетных трансфертов, приняты не были.
Доводы заявителя апелляционной жалобы являются необоснованными и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта.
При принятии решения судом первой инстанции нормы материального и процессуального права не нарушены.
Апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого законного и обоснованного решения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 24 января 2008 года по делу N А09-3318/07-5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления внутренних дел по Брянскому городскому округу, г. Брянск - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Е.И. Можеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-3318/07
Истец: УВД по Брянскому городскому округу
Ответчик: Финансовое управление Брянской городской администрации, Брянская городская администрация
Третье лицо: Финансовое управление Брянской области, УФК по Брянской области отделение по г.Брянску и Брянскому району, Министерство финансов России, Администрация Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-927/2008