город Тула |
Дело N А09-374/2008-24 |
10 апреля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2008 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.
судей Полынкиной Н.А., Тимашковой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-874/2008) ИФНС по Дятьковскому району Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.02.2008
по делу N А09-374/2008-24 (судья Запороженко Р.Е.), принятое
по заявлению ЗАО "Тандер"
к ИФНС по Дятьковскому району Брянской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 1 от 16.01.2008
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дятьковскому району Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.01.2008 N 1 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.02.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.
Руководствуясь ст.156 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что неявка сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителей Общества и налогового органа.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.12.2007 должностными лицами ИФНС России по Дятьковскому району Брянской области на основании решения руководителя ИФНС N 73 от 17.12.2007 проведена проверка порядка розничной торговли алкогольной продукции в магазине "Магнит", принадлежащем ЗАО "Тандер", расположенном по адресу: Брянская область, г.Дятьково, ул.Ленина, д.182, корп. 3.
В ходе проверки было выявлено отсутствие сопроводительной документации (сертификата соответствия, справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной) на следующую алкогольную продукцию:
- портвейн розовый "Алушта" в количестве 1 шт., емк. 0,75л.,
- вермут "Мартини Россо", в количестве 1 шт., емк. 0,5 л.,
- водка "Ямская" мягкая, в количестве 1 шт., емк. 0,5 л.,
- водка "Магнит", в количестве 1 шт., емк. 0,5 л.,
и составлен акт N 73 от 17.12.2007.
По результатам проверки в присутствии представителя Общества Киренцова В.В. составлен протокол об административном правонарушении от 01.01.2008 N 1 (л.д.38).
Постановлением Инспекции от 16.01.2008 N 1 Общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ с наложением административного взыскания в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д.40).
Не согласившись с принятым постановлением, ЗАО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении налоговым органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.
В силу ч. 6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из ч.1 ст.23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.14.16 Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей 23 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Согласно п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.04 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.
Отношения, возникающие между продавцом и покупателем, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ и Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ запрещается оборот алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также запрет оборота алкогольной продукции без сертификата соответствия.
Статьей 10.2 вышеуказанного закона к таким документам отнесены:
- товарно-транспортная накладная,
- справка к ТТН (для алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации),
- справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции),
- сертификат соответствия.
В силу п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 764 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" утверждена форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Исходя из вышеизложенного, документы на алкогольную продукцию, подтверждающие легальность ее производства и оборота, должны находиться непосредственно в торговой точке для того, чтобы покупатели имели возможность с ними ознакомиться.
Частью 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт отсутствия в торговой точке Общества на момент проведения проверки документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, установлен судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств и Обществом не оспаривается.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Установленный законом порядок применения взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Частью 2 ст. 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют в силу ст. 25.4 КоАП РФ его законные представители, которыми являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2): при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).
Из ч. 3 и ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ следует, что представители юридического лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении на основании оформленной в соответствии с законом доверенности, с момента составления протокола об административном правонарушении, подписанного в силу п. 5 ст. 28.2 КоАП РФ законным представителем юридического лица.
Таким образом, на стадии составления протокола об административном правонарушении единственным надлежащим законным представителем юридического лица является его руководитель.
Как установлено судом, протокол об административном правонарушении от 14.01.2008 N 1 составлен Инспекцией в присутствии представителя Общества по доверенности от 03.01.2008 N 4 Киренцова В.В.
Пунктом 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 46) разъяснено, что суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Из текста доверенности от 03.01.2008 N 4 на имя Киренцова В.В., участвовавшего в составлении протокола, следует, что она выдана руководителем только на решение текущих вопросов, в силу чего не может служить доказательством участия законного представителя Общества в конкретном административном деле. Из содержания доверенности не следует, что законный представитель Общества знал, когда и где состоится составление протокола об административном правонарушении по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, наделял своего представителя процессуальными полномочиями, позволяющими ему представлять интересы ЗАО "Тандер" в рассмотрении данного дела, в том числе давать объяснения по факту совершенного правонарушения, приводить доводы в свою защиту, представлять доказательства, заявлять ходатайства.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, устанавливаются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В пункте 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении указано существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из материалов дела видно, что Постановление о привлечении к административной ответственности от 16.01.2008 вынесено Инспекцией в отсутствие законного представителя Общества и материалы дела не содержат доказательств надлежащего извещения Общества или его законного представителя о времени и месте рассмотрения дела.
Пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Указанные процессуальные нарушения правомерно признаны судом первой инстанции существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
На основании изложенного выше, довод заявителя апелляционной жалобы о надлежащем извещении Общества о времени и месте составления протокола и наличии у Киренцова В.В. полномочий на подписание протокола об административном правонарушении, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Необоснованным является и довод апелляционной жалобы о том, что нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выдача доверенности на представление интересов лица с обязательным указанием конкретного административного дела не предусмотрена.
Такое требование содержится в пункте 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 46), а в силу пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
Не может быть принято во внимание и указание заявителя жалобы на отсутствие в торговой точке заявителя на момент проведения проверки сопроводительных документов на реализуемую алкогольную продукцию, поскольку существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Довод Инспекции о том, что при вынесении оспариваемого постановления ею был учтен характер совершенного Обществом административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, не может быть принят во внимание, поскольку данные факты не освобождают налоговый орган от необходимости соблюдать установленный законом порядок привлечения Общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно п.2 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 01 февраля 2008 года по делу N А09-374/2008-24 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-374/08
Истец: ЗАО "Тандер"
Ответчик: ИФНС России по Дятьковскому району Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-874/2008