г. Тула |
|
16 мая 2008 г. |
Дело N А62-965/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Тучковой О.Г.,
Судей Тиминской О.А., Тимашковой Е.Н.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЗАО "Тандер"
на решение Арбитражного суда Смоленской области
от 20.03.2008г. по делу N А62-965/2008 (судья Яковенкова В.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Тандер"
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Смоленской области
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: Шаламова Ю.И. - представитель по доверенности от 17.12.2007г. N 2-4/150,
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
апелляционная жалоба рассмотрена 12.05.2008г. в порядке ст.ст. 266, 163 АПК РФ после перерыва, объявленного в судебном заседании 05.05.2008г.
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Смоленской области (далее - налоговый орган, Инспекция) об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителей ответчика.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя Общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании поручения от 27.12.2007 N 77 должностными лицами Инспекции 27.12.2007 года проведена проверка соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В ходе проверки выявлено, что в принадлежащем Обществу магазине "Магнит", расположенном по адресу: г. Ярцево, ул. М.Горького, д. 9/16, находится в обороте алкогольная продукция при частичном отсутствии надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих легальность ее оборота: на отдельные виды алкогольной продукции отсутствуют ТТН, справки к ТТН, справки к ГТД. Кроме того, установлено ненадлежащее оформление ценников на алкогольную продукцию (отсутствуют подпись материально-ответственного лица или печать организации, дата оформления ценника).
По результатам проверки составлен акт от 27.12.2007 N 000103.
По данному факту 24.01.2008 года Инспекцией в отношении ЗАО "Тандер" составлен протокол N 2621 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На момент составления протокола документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, представлены в Инспекцию в полном объеме.
Постановлением от 12.02.2008 N 1362 ЗАО "Тандер" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт совершенного административного правонарушения доказан, налоговым органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями Федерального закона, а также без сертификатов соответствия.
В соответствии с п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. N 55, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Факт совершенного правонарушения подтвержден материалами дела и Обществом не оспаривается.
Обоснованно установив наличие вины ЗАО "Тандер" в административном правонарушении по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, вместе с тем суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Установленный законом порядок применения взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Частью 2 ст. 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).
В нарушение указанной нормы в протоколе от 24.01.2008г. N 2621 отсутствует указание на его составление в отсутствие законного представителя юридического лица, не указаны сведения о способе надлежащего извещения Общества о времени и месте составления протокола.
Согласно п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003г. N 2 суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч.2 ст.211 АПК РФ).
В силу ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Данные гарантии направлены на защиту лица, привлекаемого к ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Толкование указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что КоАП РФ предусматривает необходимость принятия административным органом достаточных мер для извещения привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в целях обеспечения лицу возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 24 Постановления Пленума от 26.07.2007г. N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, и протокол об административном правонарушении, и постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесены в отсутствие законного представителя ЗАО "Тандер".
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения Общества или его законного представителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела.
Как установлено судом, Инспекцией в адрес Общества направлено приглашение-уведомление от 29.12.2007г. N 14-24/18301, которым было сообщено о необходимости явки в налоговый орган его руководителя в пятидневный срок со дня получения данного приглашения для дачи объяснений по факту административного правонарушения (т.1 л.д.138).
25.01.2008г. Инспекция направила в адрес ЗАО "Тандер" приглашение-уведомление N 14-24/30 с предложением явиться в налоговый орган в пятидневный срок со дня получения данного приглашения для рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении административного наказания (т.1 л.д. 146).
В то же время данные документы в нарушение требований ч.1 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, не содержат сведений о конкретной дате и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Суд, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с ч. 1 ст. 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что указанные письма не являются надлежащим извещением о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Инспекция, вопреки требованиям ст.ст. 65, 200 АПК РФ, не представила доказательств, подтверждающих обоснованность вынесенного постановления.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло возражать и давать объяснения по существу вменяемого ему правонарушения, что является существенным нарушением процессуальных требований, установленных Кодексом. При этом возможность их устранения отсутствует.
В пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Оценив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Общество или его законный представитель не были надлежащим образом уведомлены и месте и времени составления протокола и рассмотрения дела, то есть административным органом допущены существенные нарушения порядка привлечения к ответственности.
При названных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности вынесения оспариваемого постановления является необоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, п.1 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.03.2008г. по делу N А62-965/2008 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России N 3 по Смоленской области от 12.02.2008 N 1362 о назначении в отношении Закрытого акционерного общество "Тандер" административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г.Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-965/08
Истец: ЗАО "Тандер"
Ответчик: МИФНС России N3 по Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1494/2008