г.Тула |
Дело N А68-8520/08-524/12 |
02 апреля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу МИФНС N 6 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 29 января 2009 года по делу N А68-8520/08-524/12 (судья Чубарова Н.И.), принятое
по заявлению ФКП "Алексинский химический комбинат"
к МИФНС N 6 по Тульской области,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области, Министерство промышленности и торговли РФ,
о признании незаконным решения от 30.07.2008г. N 1426,
при участии:
от заявителя: представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
от ответчика: Цуканова Ю.В. - представитель (доверенность от 11.01.2009 N 02-1),
от третьих лиц: представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Алексинский химический комбинат" (далее - ФКП "АХК", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тульской области (далее - МИФНС России N 6 по Тульской области) от 30.07.2008 N 1426 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области, Министерство промышленности и торговли РФ.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.01.2009 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным решения от 30.07.2008 N 1426 в части привлечения к налоговой ответственности:
- предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 273 530 рублей (в части, превышающей размер штрафа 90 843 рубля),
- предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде штрафа в сумме 68 133 рубля, как не соответствующее статье 112 Н К РФ (в части, превышающей размер штрафа 22 710 рублей).
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Кроме того, с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тульской области взысканы в пользу Федерального казенного предприятия "Алексинский химический комбинат" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей 88 копеек.
Не согласившись с судебным актом в части взыскания расходов по уплате госпошлины в сумме 300, 88 руб., налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит в этой части его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Согласно ч.5 ст.268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку другими сторонами возражений не заявлено, апелляционная инстанция проверяет решение суда только в обжалуемой части.
вители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителя Инспекции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Рассматривая дело по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции в порядке ст.110 АПК РФ распределил судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований, в связи с чем решил взыскать с МИФНС России N 6 по Тульской области в пользу Федерального казенного предприятия "Алексинский химический комбинат" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей 88 копеек.
Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 29.01.2009) освобождаются от уплаты государственной пошлины прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
По смыслу названной нормы государственные органы освобождается от уплаты государственной пошлины в случае предъявления исков в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При этом в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится положений, освобождающих государственные органы от уплаты государственной пошлины по делам, по которым они выступают в качестве ответчиков.
Это подтверждается разъяснениями, изложенными в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
В тоже время, Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 1 статьи 333.37 части второй Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в частности, в подпункте 1 слова "государственные органы, органы местного самоуправления" исключены; статья дополнена подпунктом 1.1 следующего содержания: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков (ст.14 Закона).
В соответствии со статьей 31 этого Закона настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 5 и 14 настоящего Федерального закона.
Статья 14 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Опубликован указанный Закон в "Собрании законодательства РФ" 29.12.2008, следовательно, новая редакция ст.333.37 НК РФ вступила в законную силу с 29.01.2009.
Как усматривается из материалов дела, резолютивная часть решения по делу N А68-8520/08-524/12 была объявлена 26.01.2009.
Таким образом, на момент вынесения резолютивной части решения налоговые органы не были освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем взыскание с МИФНС России N 6 по Тульской области расходов по уплате госпошлины в сумме 300,88 руб. является правомерным.
Довод Инспекции, положенный в основу апелляционной жалобы, о том, что обязанность по уплате госпошлины у лиц, являющихся ответчиками, в случае если решение принято не в их пользу, возникает только после изготовления судом решения в полном объеме, не может быть принят во внимание судом по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения; определяет дальнейшую судьбу вещественных доказательств, распределяет судебные расходы, а также решает иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с ч.5 ст. 170 АПК РФ резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения. При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.
Частью 1 статьи 176 АПК РФ предусмотрено, что рассмотрение дела по существу заканчивается вынесением судебного решения. В этом проявляется действие принципа непрерывности судебного заседания. После обсуждения в совещательной комнате всех вопросов, разрешаемых при принятии решения, суд излагает решение в письменной форме, подписывает его и выходит для оглашения решения. Решение объявляется председательствующим публично.
При этом состав суда, выводы суда, изложенные как в сокращенном, так и в мотивированном судебном решении, должны полностью совпадать. Кроме того, выводы суда, изложенные в резолютивной части судебного решения, не должны противоречить мотивам принятия решения, которые приведены в окончательной форме судебного решения. Подобные нарушения влекут отмену судебных актов.
Таким образом, несмотря на то, что решение по делу N А68-8520/08-524/14 было изготовлено в полном объеме 29.01.2009, в нем отражается резолютивная часть данного решения в том виде, в котором она была оглашена 26.01.2009.
Из материалов дела видно, что резолютивная часть судебного акта содержит выводы суда о распределении судебных расходов, которые в последующем отражены судом в решении суда, изготовленном в полном объеме.
С учетом сказанного апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Руководствуясь п.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 29.01.2008 по делу N А68-8520/08-524/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.В.Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8520/2008
Истец: ФКП "Алексинский химический комбинат"
Ответчик: МИФНС N6 ро Тульской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области, Министерство промышленности и торговли
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1089/2009