г. Тула
05 июня 2009 г. |
Дело N А09-8719/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2009 года. Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Тиминской О.А., Тимашковой Е.Н.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гуленковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управления по Брянской и Смоленской областям
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 27.03.2009 по делу N А09-8719/2008 (судья Черняков А.А.), принятое
по заявлению ООО "Вяземский выставочный комплекс"
к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управлению по Брянской и Смоленской областям,
третье лицо: ФГУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория",
об оспаривании действий при проведении государственного карантинного фитосанитарного контроля при досмотре грузов,
при участии в заседании:
от заявителя: Абрамова В.В. - доверенность от 18.01.2007; Малюга И.Б. - доверенность от 14.11.2008,
от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
апелляционная жалоба рассмотрена 01.06.2009 в порядке ст.ст. 266, 163 АПК РФ после перерыва, объявленного в судебном заседании 25.05.2009.
Общество с ограниченной ответственностью "Вяземский выставочный комплекс" (далее - ООО "Вяземский выставочный комплекс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управлению по Брянской и Смоленской областям (далее - Россельхознадзор, Управление) об оспаривании действий при проведении государственного карантинного фитосанитарного контроля при досмотре грузов.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.03.2009 заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в апелляционную инстанцию с жалобой.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей ООО "Вяземский выставочный комплекс", суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, 04.08.2008 из Республики Беларусь в адрес ООО "Вяземский выставочный комплекс" поступил товар - льноволокно в количестве 10 140 кг и лента чесаная из льноволокна в количестве 85 кг. На товар имелся фитосанитарный сертификат выданный ГУ "Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений" (Беларусь) от 01.08.2008 N 04/05-08/0167. Общество подало заявку N 04 в адрес Россельхознадзора на проведение фитосанитарного досмотра и выдачу акта государственного карантинного фитосанитарного контроля. Данный досмотр произведен не был, Обществу в устной форме было предложено составить заявку в адрес ФГУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее ФГУ "Брянская МВЛ") для проведения дополнительных исследований на обнаружение вредных карантинных объектов.
Общество обратилось в Россельхознадзор письмом от 13.08.2008 N 512 с просьбой указать основания для не выдачи акта досмотра груза по заявке от 04.08.2008 N 04. Письмом от 18.08.2008 N МБ-12/1984 Обществу было разъяснено, что на территории Смоленской области установление фитосанитарного состояния подкарантинной продукции путем проведения необходимых экспертиз осуществляет ФГУ "Брянская МВЛ".
Без проведения мероприятий по досмотру груза Россельхознадзор 19.08.2008 выдал Обществу акт государственного карантинного фитосанитарного контроля, датированный 04 августом 2008 года, а также за установление карантинного фитосанитарного состояния товара и оформление экспертного заключения ФГУ "Брянская МВЛ" был выставлен счет на сумму 469 руб. 35 коп.
Из Республики Беларусь в адрес ООО "Вяземский выставочный комплекс" 28 августа и 01 сентября 2008 года поступил товар - очес льняной в количестве 14 760 кг (фитосанитарный сертификат от 27.08.2008 N 05/14-08/349) и 15 840 кг (фитосанитарный сертификат от 29.08.2008 N 05/14-08/0352).
ООО "Вяземский выставочный комплекс" в Россельхознадзор 28 августа и 01 сентября 2008 года представлены заявки соответственно N 05 и N 06 на досмотр груза. В указанные даты Управлением проведен досмотр груза, в ходе проведения которого карантинных объектов не установлено, и составлены акты отбора проб. Пронумерованные и опломбированные пробы направлены в Смоленский филиал ФГУ "Брянская МВЛ".
03.09.2008 ООО "Вяземский выставочный комплекс" в адрес Россельхознадзора было направлено письмо N 100/550 с просьбой сообщить о сроках и регламенте выдачи акта досмотра на груз - волокно прядильно-волокнистых культур. Письмом от 03.09.2008 N УФС-ОК-2/2140 Россельхознадзор пояснил о необходимости проведения фитосанитарной экспертизы в организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
На основании заключения о фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции Управлением выдается акт государственного карантинного фитосанитарного контроля, определяющий карантинные фитосанитарные мероприятия в отношении поступившей подкарантинной продукции, условия ее хранения и дальнейшее использование.
Акты государственного карантинного фитосанитарного контроля товара по поставкам от 28.08.2008 и 01.09.2008 оформлены Россельхознадзором 05.09.2008 и получены Обществом 16.09.2008 с пометкой о необнаружении наличия карантинных объектов.
Полагая, что действия Россельхознадзора нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, ООО "Вяземский выставочный комплекс" обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В статье 29 Федерального закона N 164-ФЗ определено понятие национального режима в отношении товаров, происходящих из иностранных государств (группы иностранных государств) (далее - иностранные товары). В соответствии с указанной нормой к иностранным товарам применяются требования (условия), которые аналогичны требованиям, применяемым к российским товарам в отношении налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин); технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических установок, условий подтверждения соответствия, продажи и предложения к продаже, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке.
Статьями 9, 11 Федерального закона РФ от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" определено, что подкарантинная продукция подлежит первичному государственному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вторичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в местах назначения.
Государственный карантинный фитосанитарный контроль за ввозом на территорию Российской Федерации и вывозом с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 99-ФЗ вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешается, если имеется фитосанитарный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
На основании ст. 14 указанного Федерального закона подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, и при необходимости лабораторным анализу или экспертизе.
Лабораторные анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) проводятся в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния. Такие исследования проводятся органами и организациями государственной службы карантина растений Российской Федерации.
Согласно п. 12 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и санитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию, утвержденного приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 N 163, фитосанитарные сертификаты выдаются Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, на основании заключения о ее карантинном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2004 N 327, федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу подпункта 5.1.5.2 Международного стандарта по фитосанитарным мерам N 20 официальная процедура по проверке соответствия груза действующим фитосанитарным регламентациям (правилам по предотвращению проникновения и распространения карантинных вредных организмов или ограничению экономического ущерба от регулируемых некарантинных вредных организмов) включает контроль документации, проверку целостности груза, фитосанитарный досмотр, анализы и т.д.
В соответствии с Международным стандартом по фитосанитарным мерам N 23 "Руководство по досмотру" досмотр представляет собой официальное визуальное обследование растений, растительной продукции и других подкарантинных материалов для выявления присутствия или отсутствия вредных микроорганизмов и (или) для проверки соблюдения фитосанитарных регламентаций. Досмотр при импорте направлен на проверку соответствия груза импортным фитосанитарным требованиям (пункт 1.1 Международного стандарта по фитосанитарным мерам N 23).
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2004 N 754 "О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" приложение N 2 в ведение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору отнесена ФГУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория".
ФГУ "Брянская МВЛ" осуществляет функции по обеспечению деятельности территориальных управлений Россельхознадзора в сфере проведения экспертиз, исследований и обследований в области карантина на территории Брянской и Смоленской областей. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным приказом Россельхознадзора от 28.03.2007 N 49, и на основании свидетельства об аккредитации испытательной лаборатории N 52-01 СА/2006, выданного Управлением и действительного до 04.03.2011.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что проведение лабораторных исследований и экспертиз подкарантинной продукции на предмет установления ее фитосанитарного состояния относится к видам деятельности ФГУ "Брянская МВЛ" осуществляется на основании Федерального закона N 99-ФЗ в рамках договорных отношений между сторонами по договору об оказании услуг.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органам, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, Управлением не приведено доказательств наличия правовых оснований для возложения на ООО "Вяземский выставочный комплекс", осуществившего ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции, обязанности по обращению за получением заключения по результатам проведенного лабораторного исследования или экспертизы подкарантинной продукции.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального права (ч. 4 ст. 71 АПК).
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. В решении изложены исчерпывающие доводы суда первой инстанции по всем доказательствам, представленным сторонами.
Довод Управления о необходимости и обязательности проведения подкарантинной продукции не может быть принят во внимание судом, так как не оспаривался ООО "Вяземский выставочный комплекс". В силу статей 2, 5, 7 и 14 от 15.07.2000 N 99-ФЗ государственный карантинный фитосанитарный контроль включает в себя мероприятия по установлению карантинного фитосанитарного состояния подкарантинных объектов и относится к компетенции федерального органа исполнительной власти по обеспечению карантина растений. Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, и при необходимости - лабораторным анализу или экспертизе. Лабораторные анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в целях установления ее карантинного состояния проводятся органами и организациями государственной службы карантина растений Российской Федерации.
В соответствии с Порядком перечисленные функции и права органа исполнительной власти по обеспечению карантина растений, связанные с осуществлением государственного карантинного фитосанитарного контроля, делегированы Россельхознадзором ФГУ "ВНИИКР".
Довод апелляционной жалобы Россельхознадзора о неправомерности отклонения судом ответа на судебный запрос ФГУ "ВНИИКР", и о том, что данные запросы носят обязательный характер для суда, противоречит ст. 71 АПК.
Как уже указывалось выше, в силу ч.1 ст. 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Довод Россельхознадзора о том, что ему непонятно решение суда, отклоняется. Согласно ч. 1 ст. 179 АПК РФ в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 27.03.2009 по делу N А09-8719/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г.Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8719/2008
Истец: ООО " Вяземский выставочный комплекс"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям
Третье лицо: ФГУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория"