г. Тула |
Дело N А54-5566/2008 С16 |
19 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Л.А.,
судей Байрамовой Н.Ю., Капустиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матузиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рязанской региональной общественной организации Общероссийской общественной организации - РОСТО (ДОСААФ) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 14 апреля 2009 года по делу N А54-5566/2008 (судья Картошкина Е.А.), принятое
по иску Рязанской региональной общественной организации Общероссийской общественной организации - РОСТО (ДОСААФ), г. Рязань,
к муниципальному унитарному предприятию города Рязани "Информационно-кадастровый центр по землеустройству и градостроительству", г. Рязань,
третьи лица: Управление муниципальным имуществом администрации г.Рязани, администрация г. Рязани, закрытое акционерное общество "Рязаньоблгражданстрой", г. Рязань,
об обязании исполнения принятых обязательств по осуществлению территориального землеустройства земельного участка,
при участии:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: Мельникова Н.В.- представителя по доверенности N 00/329/09 от 15.04.2009;
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Рязанская региональная общественная организация Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ)" (далее - РРОО ООО "РОСТО (ДОСААФ)") г. Рязани обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию города Рязани "Информационно-кадастровый центр по землеустройству и градостроительству" г. Рязани (далее - МУП "ИКЦ по землеустройству и градостроительству") о признании незаконным приостановления оформления землеустроительного дела N Ю-181-95 по договору от 13.08.2008 N Ю-181-95, обязании исполнить принятые на себя обязательства в соответствии с договором от 1З.08.2008 N Ю-181-95 на проведение территориального землеустройства, осуществив территориальное землеустройство спорного земельного участка путем проведения его межевания, включая согласование границ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление муниципальным имуществом администрации г.Рязани, закрытое акционерное общество "Рязаньоблгражданстрой" (далее - ЗАО "Рязаньоблгражданстрой"), администрация г. Рязани.
Истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил об уточнении исковых требований, просил признать незаконным приостановление ответчиком оформления землеустроительного дела N Ю-181-95 по договору от 13.08.2008 N Ю-181-95; обязать ответчика исполнить принятые на себя обязательства в соответствии с договором от 13.08.2008 N Ю-181-95 на проведение территориального землеустройства и выдать подготовленный межевой план заказчику - РРОО ООО "РОСТО (ДОСААФ)". Уточнение принято судом и дело рассмотрено в рамках уточненных исковых требований.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 14 апреля 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, РРОО ООО "РОСТО (ДОСААФ)" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, судом неправильно применены нормы материального права, а также выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель полагает, что ЗАО "Рязаньоблгражданстрой", являющееся арендатором смежного земельного участка, с кадастровым номером 08008300035, расположенного по адресу: ул. Электрозаводская, д.6З, не является, в соответствии с действующим законодательством, лицом, с которым должно проводиться согласование при проведении землеустроительных работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 08008300034, расположенного по адресу: г.Рязань ул.Новая, д.92.
Также заявитель утверждает, что судом применены нормы законодательства в редакции, не действующей в настоящее время, а Инструкция по межеванию земель и Положение о проведении территориального землеустройства в части, противоречащей действующему законодательству, применению не подлежат.
Заявитель полагает, что судом не учтен факт согласования границ спорного земельного участка с АООТ "Рязаньоблгражданстрой" (правопреемником которого является ЗАО "Рязаньоблгражданстрой") при заключении соответствующих договоров аренды земельных участков.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, с применением действующих норм материального права, а исковые требования заявителя апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, между РРОО ООО "РОСТО (ДОСААФ)" (заказчик) и МУП "ИКЦ по землеустройству и градостроительству" (исполнитель) 13.08.2008 заключен договор на проведение территориального землеустройства N Ю-181-95, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя задачи по подготовке землеустроительной документации и дальнейшему формированию землеустроительного дела на земельный участок, находящийся по адресу: Новая улица, д. 92, г. Рязани (т.2, л.д.100).
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что заказчик обязан до момента заключения настоящего договора осуществить предоплату в размере 18 892 руб. 59 коп. на расчетный счет исполнителя.
Согласно п. 2.2. договора исполнитель обязан выполнить работы по подготовке землеустроительной документации в один, два либо три этапа, в случае необходимости, в следующем объеме: первый этап - разработать проект межевания земель.
Пунктом 3.1. договора установлено, что стоимость работ по настоящему договору определяется исходя из объемов выполненных работ. Расчет за выполненные работы и подготовленную землеустроительную документацию производится заказчиком по завершении каждого этапа в формировании землеустроительного дела, что отражается в актах приема-передачи, подписываемых уполномоченными должностными лицами исполнителя и заказчика (пункт 3.2 договора).
В силу п.п. 4.1., 4.2. договора исполнитель начинает выполнение работ по настоящему договору в день подтверждения оплаты заказчиком суммы предоплаты, указанной в п. 2.1. договора, и в день подписания договора на проведение территориального землеустройства. Исполнитель обязуется выполнить работы, предусмотренные пунктом 2.2. настоящего договора, в течение 100 рабочих дней. В указанный срок не включается время, затрачиваемое службами и должностными лицами, не входящими в структуру исполнителя, на визирование документов, подготовленных исполнителем, и подготовку иной землеустроительной документации, не предусмотренной условиями договора и выходящей за пределы компетенции исполнителя.
Согласно п. 4.3. исполнитель несет ответственность за сроки формирования и прохождения землеустроительного дела заказчика по соответствующим этапам только в рамках оформления землеустроительной документации непосредственно службами Заказчика.
Платежным поручением от 04.08.2008 N 6 истец перечислил ответчику аванс в сумме 18 892 руб. 59 коп.
Письмом от 05.12.2008 (исх. N 021/967-08) ответчик уведомил истца о приостановлении оформления землеустроительного дела N Ю-181-95 в связи с наличием спора с собственником домовладения N 63 по ул. Электрозаводской г.Рязани.
Полагая, что приостановление оформления землеустроительного дела является незаконным, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что без согласования границ земельного участка, в отношении которого проводится межевание, с владельцами смежных земельных участков, невозможно оформление соответствующего землеустроительного дела, в связи с чем пришел к выводу, что ответчик обоснованно приостановил оформление землеустроительного дела N Ю-181-95 по договору от 13.08.2008 N Ю-181-95.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает данные выводы соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Как видно из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор на проведение территориального землеустройства N Ю-181-95 от 13.08.2008 (т.2, л.д.100).
Правовое регулирование сложившихся между сторонами правоотношений определено нормами параграфа 1 главы 37 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктами 1, 5, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 68 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) землеустройство включает в себя, в частности, мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ), а также статье 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (ред. от 23.07.2008) порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положение о проведении территориального землеустройства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 N 396 ,устанавливает порядок проведения территориального землеустройства, включая образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.
Пунктами 8, 9, 10 указанного положения установлено, что межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно - территориальных образований, а также земельных участков.
Работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя, в частности, определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты.
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
Пунктами 8.1 и 8.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной 08.04.1996 Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ.
Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2-х экземплярах, один из которых подшивается в межевое дело.
В силу пункта 9.2 указанной инструкции после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Как видно из материалов дела, РРОО ООО "РОСТО (ДОСААФ)" является собственником здания, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новая, 92 (т.2, л.д.55), и арендатором земельного участка по договору аренды N А-19-98, предоставленного для размещения и эксплуатации автошколы (т.1, л.д.15-24).
ЗАО "Рязаньоблгражданстрой" является арендатором смежного земельного участка, а также ему принадлежит доля в праве 1202/3037 на здание, лит. А, назначение - нежилое, общей площадью 3023, 3 кв.м, расположенное по адресу, г. Рязань, ул. Электрозаводская, д.63 (т.1, л.д.90).
Как установлено судом первой инстанции, данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
В целях обеспечения учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, ответчиком в адрес данных лиц, в том числе ЗАО "Рязаньоблгражданстрой", было направлено соответствующее извещение о согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новая, 92 (т.2, л.д.82).
В связи с чем утверждение заявителя о том, что ЗАО "Рязаньоблгражданстрой" не является лицом, с которым должно проводиться согласование при проведении землеустроительных работ в отношении земельного участка, подлежит отклонению.
28.11.2008 землеустроителем и ЗАО "Рязаньоблгражданстрой" при установлении границ земельного участка подписан протокол разногласий, в соответствии с которым ЗАО "Рязаньоблгражданстрой" отказалось от согласования границ земельного участка, арендуемого истцом, и заявило о своем намерении обратиться с заявлением о приобретении в собственность либо в аренду земельного участка ,смежного с земельным участком, находящимся в аренде у истца (т.1, л.д.58).
При этом не принимается довод заявителя о том, что судом не учтен факт согласования границ спорного земельного участка с АООТ "Рязаньоблгражданстрой" (правопреемником которого является ЗАО "Рязаньоблгражданстрой") при заключении соответствующих договоров аренды земельных участков во внимание судом не принимается, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения дела по существу.
Поскольку ЗАО "Рязаньоблгражданстрой" не согласовало границы спорного земельного участка, это препятствует дальнейшему проведению территориального землеустройства и подготовке землеустроительной документации на данный земельный участок.
Пунктом 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении, в частности, иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые создают невозможность ее завершения в срок.
Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что МУП "ИКЦ по землеустройству и градостроительству" обоснованно приостановило оформление землеустроительного дела N Ю-181-95 по договору от 13.08.2008 N Ю-181-95, и по праву отказал в удовлетворении исковых требований.
Применение судом первой инстанции норм земельного законодательства в не действующей редакции не повлекло принятие судом неправильного решения.
Противоречий Инструкции по межеванию земель и Положения о проведении территориального землеустройства действующему законодательству судом не установлено.
Кроме этого, в соответствии с письмом Росземкадастра от 02.08.2001 N ВК/435 "О порядке оформления документов ГЗК" в связи с вступлением в силу Федерального закона "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ, а также утверждением Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района (ГРЗ КР) N ГЗК-1-С.О-05-02-01 и Правил оформления кадастрового плана земельного участка N ГЗК-1-Т.О-04-01-01 Росземкадастром ведется работа по подготовке новой редакции Инструкции по межеванию.
До издания новой редакции указанной Инструкции оформление межевых дел, их проверка, приемка и хранение осуществляются в соответствии с требованиями Инструкции по межеванию, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, прошедшей правовую экспертизу и согласно письму Минюста России от 28.06.1996 N 07-02-516-96 не нуждающейся в государственной регистрации.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Рязанской области от 14 апреля 2009 года принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 14 апреля 2009 года по делу N А54-5566/2008 С16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рязанской региональной общественной организации Общероссийской общественной организации - РОСТО (ДОСААФ), г. Рязань, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Юдина |
Судьи |
Н.Ю. Байрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5566/2008
Истец: Рязанская региональная общественная организация Общероссийской общественной организации "Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО (ДОСААФ)"
Ответчик: МУП города Рязани "Информационно-кадастровый центр по землеустройству"
Третье лицо: Управление муниципальным имуществом администрации г. Рязани, ЗАО "Рязаньоблгражданстрой", Администрация г.Рязани