г. Пермь |
|
21 января 2008 г. |
Дело N А60-15386/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2008г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.01.2008г.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Соларевой О.Ф.
судей Гребенкиной Н.А., Казаковцевой Т.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пыленковой Т.А.
при участии:
от истца: ООО "Жилищно - строительная компания" - не явились;
от ответчика: Администрация городского округа Ревда- не явились;
от третьего лица: ТСЖ "3-й микрорайон" - не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации городского округа Ревда,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 ноября 2007 года
по делу N А60-15386/2007,
принятое судьей Л.Н. Черемных,
по иску ООО "Жилищно-строительная компания"
к Администрации городского округа
третье лицо: ТСЖ "3-й Микрорайон"
о взыскании суммы в размере 746 154 руб. 59 коп.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания" (ООО "ЖСК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации городского округа Ревда о взыскании суммы в размере 746 154 руб. 59 коп. в качестве компенсации выпадающих расходов на основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, 283, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (л.д. 5).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер иска: просит взыскать с ответчика сумму 737 544 руб. 70 коп. в виде компенсации расходов по удешевлению стоимости жилищно - коммунальных услуг (л.д.123-124). Уточнение судом принято, иск рассмотрен в уточненной сумме.
Определением суда от 20.09.2007г. на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Товарищество собственников жилья "3-й микрорайон" (л.д. 82-83).
Решением суда от 15.11.2007г. исковые требования удовлетворены: с Городского округа Ревда в лице Администрации городского округа Ревда за счет казны городского округа Ревда в пользу ООО "ЖСК" взыскана сумма убытков в размере 737 544 руб. 70 коп., в возмещение расходов на оплату государственной пошлины в размере 13 800 руб. 45 коп. (л.д. 137- 143).
Ответчик, Администрация городского округа Ревда, с решением суда от 15.11.2007 года не согласен, считает решение суда необоснованным и подлежащим отмене, просит его отменить, в удовлетворении иска отказать. В апелляционной жалобе заявитель указал, что получателем целевой компенсации из местного бюджета по удешевлению стоимости коммунальных услуг для населения городского округа Ревда в 2006-2007 годах согласно постановлениям Главы городского округа Ревда N 639 и 640 от 04.04.2007 года является ТСЖ "3-й микрорайон". В связи с чем неправомерно удовлетворение искового требования ООО "ЖСК". В судебное заседание явку представителя не обеспечил.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами жалобы не согласен, считает их необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явилось, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно уставу ООО "ЖСК" является управляющей организацией, которая предоставляет коммунальные услуги гражданам, а также оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, которые находятся в управлении ООО "ЖСК" (статья 6 Устава, л.д. 6-28).
01.08.2006 года между ТСЖ "3-й микрорайон" и ООО "ЖСК" был заключен договор N 1 на управление, содержание, и текущий ремонт многоквартирного дома, согласно условиям которого ТСЖ "3-й микрорайон" передает, а ООО "ЖСК" принимает на себя полномочия по управлению многоквартирным домом, в том числе полномочия по выбору обслуживающих, ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключение с ними договоров от имени ООО "ЖСК", но за счет ТСЖ "3-й микрорайон", в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.09.2006 года (л.д. 51-58, 59). Перечень передаваемых в управление домов является неотъемлемой частью договора (л.д. 57,58).
Дома, указанные в договоре от 01.08.2006 года переданы управляющей организацией согласно акту приема -передачи от 30.06.2007 года (л.д. 114).
Договор управления многоквартирными домами от 01.08.2006 года исполнялся, управляющая организация заключала дополнительные соглашения с энергоснабжающими организациями с целью обеспечения домов ТСЖ "3-й микрорайон" энерго-, водо- ресурсами (л.д. 60-66).
Постановлением Главы городского округа Ревда N 639 от 04.04.2007 года "Об утверждении Порядка удешевления стоимости коммунальных услуг для населения городского округа Ревда в 2007 году" (далее Постановление N 639) установлено, что компенсация расходов организациям по удешевлению стоимости коммунальных услуг для населения в связи с утверждением для населения тарифов, пониженных против установленных в соответствии с законодательством о ценообразовании, осуществляется на основании соглашения о финансировании расходов по удешевлению стоимости коммунальных услуг для населения, возникших частично в связи с ограничением размеров платы граждан за коммунальные услуги, заключенного между администрацией городского округа Ревда и организацией, входящей в перечень организаций, утвержденных настоящим постановлением (л.д. 33-34).
Согласно приложению N 2 к указанному постановлению истец, ООО "ЖСК", указано в перечне организаций, которым в 2007 году будут перечисляться бюджетные средства (л.д. 35).
Постановлением N 640 от 04.04.2007 года установлено, что главным распорядителем средств местного бюджета, выделенных для предоставления субсидий организациям, предоставляющим коммунальные услуги для населения, является администрация городского округа Ревда (л.д.35-36).
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 639 сумма компенсации в части удешевления определяется с учетом фактически оказанного объема услуги населению как разница между расходами по оказанию услуг по теплоснабжению, горячему, холодному водоснабжению и водоотведению, исходя из установленных тарифов энергоснабжающим организациям и тарифов, установленных населению решением Думы городского округа Ревда.
Фактически оказанный объем услуги населению определяется исходя из показаний приборов учета, при их отсутствии - исходя из фактически оказанного объема услуги, но не более установленного по нормативу потребления услуги.
Для принятия решения о выплате компенсации в части удешевления организациям, указанным в Постановлении N 639 необходимо предоставить отчет, установленного образца, с предоставлением соответствующих документов.
Во исполнение указаний Постановлений N 639, 640 между Администрацией городского округа Ревда и ООО "ЖСК" 06.04.2007 года было заключено соглашение о порядке компенсации расходов по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг, реализуемых населению (л.д.37). Предметом указанного соглашения является обязанность ответчика ежемесячно компенсировать расходы истцу по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг, реализуемых населению, а именно по отоплению, по ГВС, по водоснабжению, по водоотведению, возникших частично в связи с ограничением размеров платы граждан за коммунальные услуги. Ответчик обязался компенсировать расходы в сроки и размеры, установленные в Постановлениях N 639, 640. Срок соглашения установлен с 01.01.2007 года по 31.12.2007 года.
Как указал истец в исковом заявлении, ответчик свои обязательства по соглашению от 06.04.2007 года, а также предписания, установленные в Постановлениях N 639,640 не выполняет. В связи с чем, истец недополучил сумму компенсации по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг, реализуемых населению в 2007 году в сумме 737 544 руб. 70 коп. (с учетом уточнения иска). Считает действия ответчика незаконными, просит указанную сумму взыскать с Администрации городского округа Ревда.
Ответчик, возражая против удовлетворения иска, указывает, что перечисление денежных средств непосредственно ООО "ЖСК", а не ТСЖ "3-й микрорайон" контролирующими органами может быть расценено как нецелевое расходование средств. По его мнению, надлежащим получателем компенсации расходов по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг, реализуемых населению является ТСЖ "3-й микрорайон", который с подобными требованиями не обратился.
Удовлетворяя исковые требования и взыскивая сумму 737 544 руб. 70 коп., суд первой инстанции указал, что действия Администрации городского округа Ревда являются не соответствующими Постановлениям N 639,640, повлекли для истца убытки, подлежащие возмещению ответчиком.
Выводы суда являются правильными.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в частности возможно управление товариществом собственников жилья.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Пунктом 1 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена возможность товарищества собственников жилья заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом.
Возможность заключения договора на управление многоквартирным домом была установлена на заседании правления ТСЖ "3-й микрорайон", что подтверждается протоколом заседания Правления Товарищества от 14.05.2006 года (л.д. 104).
01.08.2006 года договор на управление многоквартирным домом с управляющей организацией, ООО "ЖСК", был заключен. Соглашением от 29.06.2007 года указанный договор расторгнут по соглашению сторон с 01 июля 2007 года в порядке пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 115).
В период действия (с августа 2006 года по июль 2007 года) договор на управление многоквартирными домами управляющей компанией исполнялся. Во исполнение Постановлений N 639,640 в Администрацию предоставлялись отчеты о направлении и расходовании средств бюджета городского округа (л.д. 44-50). В финансовое управление ответчика предоставлялись все документы для осуществления выплаты компенсации.
Истец неоднократно обращался к ответчику о возмещении компенсации (л.д. 38, 39,40,42). Ответчик в возмещении отказывал с указанием на неправомерность заключенного договора на управление многоквартирными домами от 01.08.2006 года.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Судом первой инстанции правомерно указано, что убытки в размере 737 544 руб. 70 коп. возникли у истца в связи с неправомерным бездействием ответчиком, не исполнившим надлежащим образом Постановления Главы городского округа Ревда N 639,640 от 04.04.2007 года.
Довод ответчика, изложенный в апелляционной жалобе о том, что надлежащим получателем денежных средств является третье лицо, которое могло бы получить соответствующую компенсацию за 2007 год, если бы обратилось с требованием, является необоснованным, не соответствующим действующему законодательству и представленным материалам дела. В постановлении N 639 ООО "ЖСК" указано в качестве организации, которым в 2007 году будет перечисляться компенсация по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг, реализуемых населению. Кроме того, дополнительные соглашения на поставку энергоресурсов с энергоснабжающими организациями для домов ТСЖ "3-й микрорайон" заключены истцом от своего имени, но за счет третьего лица.
Таким образом, сумма компенсации в размере 737 544 руб. 70 коп. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Размер компенсации подлежащей возмещению ответчиком в установленном порядке не оспорен (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации).
С учетом изложенного, решение суда Свердловской области от 15.11.2007 года является законным и обоснованным, оснований для отмены (изменения), предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Государственные органы и органы местного самоуправления, обращающиеся в суд от имени публично-правовых образований с требованиями, вытекающими из гражданский правоотношений, на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, кроме случаев предъявления указанными органами исков на основании ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях защиты публичных интересов (п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, публично-правовые образования участвуют на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации). По спорам, вытекающим из гражданских правоотношений в связи с участием публично-правовых образований в гражданском обороте, органы обращаются в суд в соответствии со своей компетенцией в защиту нарушенных имущественных прав от имени указанных образований на основании статьи 44 АПК РФ. На данные требования льгота, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса, ввиду отсутствия защищаемого публичного интереса не распространяется.
Таким образом, в связи с неудовлетворением апелляционной жалобы, госпошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ответчика и взысканию ее в доход федерального бюджета, т.к. госпошлина по апелляционной жалобе не была уплачена заявителем при подаче апелляционной жалобы (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.11.2007г. по делу N А60-15386/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Городского округа Ревда в лице Администрации городского округа Ревда за счет средств казны городского округа Ревда в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000руб. (одна тысяча рублей).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Ф.Соларева |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-15386/2007-С1
Истец: ООО "ЖСК"
Ответчик: Администрация городского округа Ревда
Третье лицо: ТСЖ "3-й микрорайон"
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9224/07