Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 31 марта 2009 г. N 04АП-28/09
г. Чита |
Дело N А19-13099/08-27 |
31 марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2009 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борголовой Г.В.,
судей Лешуковой Т.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Хлебас Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экомет"
к Агентству лесного хозяйства Иркутской области
о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 24.05.2006г. N 4-1 на соответствующий договор аренды лесного участка площадью 30,57 га и обязании переоформить договор аренды участка лесного фонда от 24.05.2006г. N 4-1 от 24.05.2006г., заключенный с арендатором обществом с ограниченной ответственностью "Экомет" на соответствующий договор аренды лесного участка площадью 30,57 га
при участии в судебном заседании:
от заявителя по делу: представителя Косторной М.С. по доверенности от 27.03.2008 N 3-08
от заинтересованного лица: представитель не явился
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) от СК "Политехник": представителя Лишиной Е.В. по доверенности от 08.12.2008,
2) от инициативной группы-граждан Милль Ф.Т., Максименко В.Н., Ожогина А.В., Егоровой Н.В., Леоновой М.А. - представители не явились,
3) от Администрации Иркутского района: представитель не явился,
4) от Комитета по управлению имуществом Иркутского района: представитель не явился,
5) от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области: представитель не явился,
6) от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области: Ишигилова И.Л. представителя по доверенности от 04.08.2008 N ЛЛ-11/5260
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экомет" (далее по тексту - общество, ООО "Экомет") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Агентства лесного хозяйства Иркутской области (далее по тексту - Агентство лесного хозяйство), выразившегося в уклонении от принятия решения о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 24.05.2006 N 4-1 на соответствующий договор аренды лесного участка площадью 30,57 га и обязании переоформить договор аренды участка лесного фонда от 24.05.2006 N 4-1, заключенный с арендатором ООО "Экомет" на соответствующий договор аренды лесного участка площадью 30,57 га.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2009 года решение суда первой инстанции от 28 ноября 2008 года отменено на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с поступившими апелляционными жалобами от лиц, не участвующих в деле, садоводческого кооператива "Политехник" (далее по тексту - СК "Политехник"), инициативной группы граждан, полагавшими принятие судом решения, затрагивающее их права и обязанности.
Не участие их в деле не позволило им представить доказательства, свидетельствующие о правах на земельные участки, которые по Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.07.2007 N 1017-р, переведены из категории участков лесного фонда в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначено судебное заседание на 03 марта 2009 года по правилам, установленным арбитражным процессуальным законодательством для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
-СК "Политехник", инициативной группы граждан Милль Ф.Т., Максименко В.Н., Ожогина А.В., Егорову Н.В., Леонову М.А.,
-Администрацию Иркутского района,
-Комитет по управлению имуществом Иркутского района,
-Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области (Управление Роснедвижимости по Иркутской области) на стороне заинтересованного лица для дальнейшего рассмотрения настоящего дела.
После объявления 03 февраля 2009 года резолютивной части постановления Четвёртым арбитражным апелляционным судом 06 февраля 2009 года принята к производству для совместного рассмотрения апелляционная жалоба муниципального образования Администрации Иркутского района.
24 февраля 2009 года в суд апелляционной инстанции поступило заявление от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, на стороне заявителя.
В судебном заседании 03 марта 2009 года Четвёртым арбитражным апелляционным судом принято определение о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области и отложено судебное заседание на 24 марта 2009 года.
Общество в обоснование своих требований в судебном заседании апелляционного суда указало на то, что бездействие Агентства лесного хозяйства Иркутской области имело место, поскольку на его заявление о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 24.05.2006 N 4-1 никакого решения не принято. Установленный порядок переоформления договоров аренды участков лесного фонда, не предусматривает отказа в таком переоформлении. Просит удовлетворить заявленные требования, признать бездействие незаконным.
Представитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Отзыв не представил, но в ходатайстве от 02.03.2009 (л.д.108 т.3) указал на поддерживаемую позицию, изложенную им в отзыве, представленном на заявление при первоначальном рассмотрении дела Арбитражным судом Иркутской области (л.д.40-42 т.1).
Представитель третьего лица СК "Политехник" в судебном заседании пояснил, что требования общества не подлежат удовлетворению, поскольку договор аренды части участка лесного фонда от 24.05.2006 N 4-1 не соответствуют требованиям статей 423,607 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению представителя СК "Политехник", сторонами по договору аренды не достигнуто соглашение о предмете, условиях, которые названы в законе или иных правовых актах, не указано имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. В материалах дела отсутствует приложение N 2, являющееся неотъемлемой частью договора аренды. Обществу фактически передано два объекта недвижимого имущества: участок площадью 16,5 га и участок площадью 14,07 га., так как до заключения договора аренды был произведен кадастровый учет земельного участка площадью 16,5 га.
По сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда с кадастровым номером 38:06:000000:00:01 площадью 112448 га, с обременением в виде договора аренды, заключенного, в том числе, с ООО "Экомет". Исходя из этого, считает, что арендатору по договору от 24.05.2006 N 4-1 передан не участок лесного фонда, а часть участка лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, площадью 30,57 га. По мнению представителя СК "Политехник", действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи в аренду части лесного участка. Договор аренды части участка лесного фонда не отвечает требованиям статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 31 Лесного кодекса Российской Федерации (1997).
Считает, что договор аренды является недействительным и не влечет юридических последствий.
ООО "Экомет" не имеет прав на судебную защиту (отзыв -л.д.47-51т.3).
Представитель третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (далее по тексту - ТУ ФАУГИ по Иркутской области) в судебном заседании пояснил, что заявленные требования ООО "Экомет" являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Основанием заявленных требований ООО "Экомет" является наличие договора аренды участка лесного фонда, зарегистрированного в установленном порядке в УФРС по Иркутской области. Данный договор в установленном порядке не оспорен.
В связи с принятием Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" ООО "Экомет" обратилось в Агентство лесного хозяйства Иркутской области с заявлением о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 24.05.2006 N 4-1 на соответствующий договор аренды лесного участка площадью 30,57 га. Федеральным органом исполнительной власти (приказом МПР РФ от 04.10.2007 N 258) установлен Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Полномочия по переоформлению таких договоров возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в данном случае, на Агентство лесного хозяйства Иркутской области (постановление Администрации Иркутской области от 31.10.2007 N 237-па).
Согласно данному Порядку уполномоченный орган выносит решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка. При этом данный Порядок не предусматривает возможность уполномоченного органа принять решение об отказе в переоформлении договора, если заявителем представлены все необходимые для этого документы.
Агентство лесного хозяйства Иркутской области в своём ответе на заявление ООО "Экомет" о переоформлении договора аренды ответило, что участок лесного фонда, являющийся предметом договора аренды, переведен Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2007 N 1017-р из состава земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения. Участок площадью 16,5 га выведен из земель лесного фонда. ООО "Экомет" было указано на возможное переоформление договора аренды площадью 14,07 га (30,57 га-16,5га).
По мнению представителя ТУ ФАУГИ по Иркутской области Агентство лесного хозяйство Иркутской области уклонилось от переоформления договора аренды. Ссылка на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2007 N 1017-р не может быть принята во внимание, поскольку перевод земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Доказательства такого перевода в деле отсутствуют.
Земельный участок с кадастровым номером 38:06:143607:7 является федеральной собственностью, и распоряжение им осуществляет Российская Федерация. В этой связи распоряжение органами местного самоуправления земельными участками является превышением полномочий, установленных законодательством.
Кроме того, на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201- ФЗ). В этой связи никакие права на земельный участок возникнуть не могут.
Также считает о невозможности принятия во внимание довод СК "Политехник" о незаключенности договора аренды участка лесного фонда в связи с отсутствием предмета договора, как его существенного условия. Предмет договора определен в соответствии с действующим законодательством ( отзыв от 24.03.2009).
Другие лица, участвующие в деле, в качестве третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам первой инстанции. Отзывы на заявление ООО "Экомет" не представлены.
Инициативная группа в лице граждан ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие.
Дело рассматривается по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материально-правовым требованием заявлено оспаривание бездействия Агентства лесного хозяйства Иркутской области, возникшее в сфере публичных правоотношений.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, а также возражения, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Между обществом и ФГУ "Ангарский лесхоз" 24 мая 2006 года заключён договор N 4-1 аренды участка лесного фонда площадью 30,57 га, находящийся на территории Иркутского района Иркутской области, в лесном фонде ФГУ "Ангарский лесхоз" в лесах 1 группы Ангарского лесничества в кварталах N 112, N 116.
Земельный участок предоставлен в возмездное долгосрочное пользование сроком на 25 лет с 24 мая 2006 года по 24 мая 2031 года. Договор аренды 06.07.2006 зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службе Иркутской области, о чём свидетельствует штамп регистрирующего органа(регистрационный номер N 38-38-01/043-2006-753).
Суд апелляционной инстанции считает, что с момента регистрации данного договора ООО "Экомет" приобрело право пользования участком лесного фонда.
В связи с принятием Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" была закреплена обязанность арендаторов о приведении в соответствие с новым лесным законодательством договоры аренды участков лесного фонда путем их переоформления. ООО "Экомет" обратилось в Агентство с заявлением о переоформлении указанного договора на договор аренды лесного участка.
08 сентября 2008 года Агентство лесного хозяйства Иркутской области ответило обществу письмом N 91-37-2826/8-1, в котором указано, что земли лесного фонда, в том числе площадью 16,5 га, переведены Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2007 г. N 1017-р в земли сельскохозяйственного назначения. Участок площадью 16,5 га, часть из 30,57 га, выведен из земель лесного фонда, являющийся предметом договора аренды от 24.05.2006 N 4-1. Заявителю было указано, что возможно принятие решения о приведении договора аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и оформление договора аренды лесного участка на оставшуюся площадь земли 14,07 га.
Заявитель, полагая, что Агентство лесного хозяйства Иркутской области фактически бездействовало в непринятии решения о переоформлении договора аренды, тем самым допустило нарушение его прав и законных интересов, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд за судебной защитой своих прав.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла данной нормы права следует, что необходимо установить следующее:
- доказательства наличия права на обращение в суд с таким заявлением;
- нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемых решений и действий (бездействия).
Таким образом, для признания арбитражным судом, в частности, решения, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий(бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий(бездействия), возлагается на орган или лицо, которое приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ст.200 АПК РФ).
В соответствии с частями 1, 6 статьи 4 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, зарегистрированным в Минюсте РФ 06.11.2007 N 10432, утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - Порядок).
Согласно данному Порядку переоформление договоров аренды участков лесного фонда осуществляется на основании заявления, которое подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование. Заявление оформляется в соответствии с пунктом 4 Порядка и с приложением документов, установленных пунктом 5 Порядка. Такое заявление рассматривается в течение 30 дней с даты получения заявления и прилагаемых документов.
По результатам рассмотрения такого заявления уполномоченным органом выносится решение о переоформлении, в данном случае, договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка (пункт 7 Порядка).
Принятие решения является основанием для заключения договора аренды лесного участка.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. Данный порядок предусматривает переоформление договоров для лиц, использующих соответствующие участки лесного фонда, что подтверждено фактом государственной регистрации.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, заявление ООО "Экомет" подано в Агентство лесного хозяйства Иркутской области 08.08.2008, входящий номер 19-3727/8 (л.д.12 т.1). Агентством лесного хозяйства Иркутской области в нарушение установленного законодательством порядка переоформления решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда не принималось, что свидетельствует о бездействии уполномоченного органа.
Также следует отметить, что в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2007 г. N 1017-р принято предложение МПР России о переводе земель лесного фонда площадью 40,5 гектара в земли сельскохозяйственного назначения согласно приложению. Согласно данному Приложению земли в кварталах 112, 116 Ангарского лесхоза Ангарского лесничества площадью 16,5 га переведены из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения.
Порядок перевода земель или земельных участков из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее по тексту - Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 5 названного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
О внесенных изменениях орган кадастрового учета, уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что на момент обращения ООО "Экомет" 08.08.2008 в Агентство лесного хозяйства Иркутской области с заявлением о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 24.05.2006 N 4-1 на договор аренды лесного участка, изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переводе земель в кварталах 112, 116 Ангарского лесхоза Ангарского лесничества площадью 16,5 га из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения внесены не были, т.е. перевод земель из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения осуществлен не был. Доказательства осуществления такого перевода в деле отсутствуют.
При таких условиях суд апелляционной инстанции считает, что процедура перевода земельного участка из одной категории в другую не закончена, следовательно, полагать отнесенными спорные земли к землям сельскохозяйственного назначения преждевременно.
Поскольку материально-правовым требованием является оспаривание бездействия Агентства лесного хозяйства Иркутской области, суд апелляционной инстанции считает, в предмет доказывания входит установление такого факта либо его отсутствие в соответствии с установленным Порядком переоформления договоров аренды.
Следовательно, по мнению суда апелляционной инстанции, установление обстоятельств принадлежности прав на спорный земельный участок, о чём заявлено СК "Политехник", инициативной группы граждан, не входит в предмет доказывания по заявленным требованиям и, как следствие, не имеет значение для дела.
В спорах, вытекающих из административно-публичных правоотношений, споры о праве собственности не устанавливаются.
Доводы представителя СК "Политехник", инициативной группы граждан, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, поскольку из их анализа не следует, что они влияют на оспариваемое бездействие Агентства лесного хозяйства Иркутской области в рамках настоящего дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что спор возник в сфере публично-правовых отношений между ООО "Экомет" и Агентством лесного хозяйства Иркутской области и никаким образом не затрагивает заявляемые права СК "Политехник", инициативной группы граждан на спорный земельный участок лесного фонда.
В рамках настоящего дела следует установить обстоятельства, касающиеся наличия либо отсутствия оспариваемого бездействия.
Доводы представителя ТУ ФАУГИ по Иркутской области, судом апелляционной инстанции проанализированы, заслуживают внимания и расцениваются исключительно в целях правомерности первоначального заключения договора аренды и основания для дальнейшего его переоформления в соответствии с новым Лесным кодексом Российской Федерации.
Доводы представителя СК "Политехник" относительно недействительности договора аренды спорного участка лесного фонда, судом апелляционной инстанции в рамках настоящего дела отклоняются как несостоятельные, не влияющие на предмет доказывания и не имеющие правового значения по настоящему делу.
Кроме того, следует отметить, что доказательства признания его таковым не представлены.
Также отклоняются доводы представителя СК "Политехник" относительно границ спорного земельного участка со ссылкой на Акт натурного обследования как не имеющие значения для установления бездействия, его соответствия или несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушающее права и законные интересы ООО "Экомет".
Из этих соображений суд апелляционной инстанции отклонил заявленные ходатайства в ходе судебного разбирательства об истребовании подлинных экземпляров договора аренды и его приложений, с целью заявления их фальсификации. Ходатайства основаны на не согласованности условий договора, что является основанием для разрешения вопроса о праве, но не в рамках настоящего дела.
Кроме того, представителем ООО "Экомет" в материалы дела представлены копии Акта натурного технического обследования участка лесного фонда и приложения к акту, которые являются неотъемлемой частью договора аренды.
Поскольку спор возник из публичных правоотношений, представление этих документов по существу их содержания, не влияет на разрешение данного спора. Данные документы имеются в природе, поскольку были представлены представителем ООО "Экомет" в оригинале для обозрения суду и, по мнению суда апелляционной инстанции, могут влиять на разрешение вопросов о праве, что не является предметом рассмотрения настоящего дела.
Договор аренды от 24.05.2006 N 4-1 в рамках настоящего спора может свидетельствовать о факте его заключения, правах пользования участников договора для решения вопроса о его переоформлении.
Доводы представителя СК "Политехник" относительно недействительности данного договора в настоящем деле не могут быть рассмотрены и признаны обоснованными, как основание отсутствия обращения ООО "Экомет" за защитой своих прав.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое бездействие Агентства лесного хозяйства Иркутской области, выразившееся в непереоформлении договора аренды участка лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (2006), имело место и не соответствует нормам Лесного кодекса Российской Федерации, Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, зарегистрированному в Минюсте РФ 06.11.2007 N 10432, утвердившему Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации".
В рамках заявленных требований, в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относительно нарушения прав и законных интересов общество должно доказать данное обстоятельство. Суд апелляционной инстанции считает доказанным данное обстоятельство. В силу установленного статуса общество осуществляет предпринимательскую деятельность, а бездействие Агентства лесного хозяйства Иркутской области препятствует дальнейшей деятельности общества.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил отсутствие в деле доказательства, свидетельствующих о представлении не в полном объеме либо непредставлении документов ООО "Экомет" вместе с заявлением, предусмотренных Порядком переоформления договоров аренды участков лесного фонда.
Следовательно, порядок обращения ООО "Экомет" не нарушен.
В соответствии со статьёй 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Доводы представителя СК "Политехник" и инициативной группы граждан о предоставлении им земельных участков площадью 16,5 га, находящихся в составе 30,57 га, являющихся предметом договора аренды, на основании постановлений органов местного самоуправления, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку преждевременным утверждать о правомерности таких постановлений. Земли лесного фонда являются федеральной собственностью.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по правилам, установленным арбитражным процессуальным законодательством для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Оспариваемое бездействие не затрагивает заявляемые права и обязанности СК "Политехник" и инициативной группы граждан.
Государственная пошлина в размере 2000 руб., уплаченная ООО "Экомет" по платежному поручению N 16 от 23.09.2008, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
постановил:
заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Экомет" (место нахождения: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 125; ОГРН 1043801534688) удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Агентства лесного хозяйства Иркутской области, выразившееся в непринятии решения о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 24.05.2006 N 4-1 на соответствующий договор аренды лесного участка площадью 30,57 га, как несоответствующее Лесному кодексу Российской Федерации (2006), Приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации".
Обязать Агентство лесного хозяйства Иркутской области переоформить договор аренды участка лесного фонда от 24.05.2006 N 4-1, заключенный с арендатором обществом с ограниченной ответственностью "Экомет" на соответствующий договор аренды лесного участка площадью 30,57 га.
Возвратить 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 16 от 23.09.2008, обществу с ограниченной ответственностью "Экомет" из федерального бюджета, выдав справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий судья |
Г.В. Борголова |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13099/08
Заявитель: ООО "Экомет"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства Иркутской области
Третье лицо: ТУ ФАУГИ по ИО, СК "Политехник", Ожогин Андрей Васильевич, Милль Феликс Теодорович, Максименко Владимир Никитович, Леонова Марина Анатольевна, Комитет по управлению имуществом Иркутского района, Егорова Нина Владимировна, Администрация Иркутского районного муниципального образования, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области