г. Чита |
Дело N А19-11794/08-39 |
"28" ноября 2008 г. |
-04АП-3562/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Ячменёва Г.Г., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ООО "ВЕРБОГ"
(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)
на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2008 г. по делу N А19-11794/08-39, по заявлению ООО "ВЕРБОГ" к ИФНС России по г.Ангарску Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении (суд первой инстанции В.М. Титов),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вербог" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к ИФНС России по г.Ангарску Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления N 12-179/08А от 27.08.2008 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Решением от 21 октября 2008 г. суд отказал в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указав, что административный орган правомерно привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Процессуальных нарушений при производстве по административному делу инспекцией не допускалось. В части требования о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России по г.Ангарску Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 12-179/08А от 27.08.2008 года о привлечении к административной ответственности руководителя общества с ограниченной ответственностью "Вербог" по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ производство по делу прекращено, в связи с неподведомственностью.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ВЕРБОГ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Указывают, что Правила продажи алкогольной продукции в магазине имелись и на момент проверки отсутствовали по объективной причине, в связи с ремонтными работами. Умысла на нарушение норм законодательства в сфере оборота алкогольной продукции не имелось. Суд не исследовал субъективную сторону вменяемого правонарушения, не рассмотрел вопрос о малозначительности совершенного правонарушения.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммами от 25.11.2008г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммами от 24.11.2008г. Представили письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
09.07.2008 комиссией в составе представителя прокуратуры г.Ангарска Иркутской области и специалиста ИФНС России по г.Ангарску Иркутской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем ООО "Вербог" магазине, расположенном по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, квартал 92/93, общежитие N 20, дом 85а.
В ходе проверки установлено отсутствие в торговой точке Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, что нашло отражение в акте проверки N 12-179/08А от 09.07.2008.
14.07.2008 и.о.прокурора г.Ангарска вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Вербог" дела об административном правонарушении.
30.07.2008 и.о. начальника инспекции, рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы административного дела, вынес постановление N 12-179/08А о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" нарушение установленных Законом правил розничной продажи алкогольной продукции запрещено.
Статьей 3 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из этого Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Исходя из пункта 9 Правил продажи указанные Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
Действие названного пункта Правил продажи распространяется на правила продажи алкогольной продукции, особенности реализации которой определены в разделе XIX Правил.
Неисполнение продавцом указанной обязанности при осуществлении продажи алкогольной продукции влечет за собой административную ответственность в соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Факт отсутствия Правил продажи отдельных видов товаров, раздел XIX "Особенности продажи алкогольной продукции", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки, объяснением работника магазина, пояснениями директора, протоколом об административном правонарушении.
Суд первой инстанции правильно указал, что нахождение стенда с необходимой информацией на рабочем месте продавца за прилавком на полу либо в подсобном помещении исключает возможность наглядного и доступного информирования лица, желающего приобрести ту или иную алкогольную продукцию, как о своих правах как покупателя, так и об обязанностях организации как продавца товара.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Проведение ремонтных работ не освобождает общество от исполнения нормативно установленной обязанности о доведении до сведения покупателей Правил продажи в наглядной и доступной форме.
Обществом не представлено доказательств об объективной невозможности размещения стенда с правилами в доступном для покупателей месте.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению исполнения требований законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в указанных действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно статье 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно частям 3 - 6 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Постановление о возбуждении административного дела составлен в присутствии законного представителя общества - директора Верхозина И.Н., права и обязанности разъяснялись, копия постановления выдана, о чем свидетельствуют соответствующие отметки и подписи.
О времени и месте рассмотрения материалов административного дела и составления постановления Верхозин И.Н. извещен надлежащим образом, что подтверждается определением от 20.08.2008г. (л.д.42).
Кроме того, Верхозин И.Н. присутствовал при составлении оспариваемого постановления.
Размер штрафа применен в минимальном размере с учетом смягчающих обстоятельств.
Срок давности нарушен не был.
Признаков малозначительности совершенного административного правонарушения судом не установлено.
Таким образом, существенных нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности налоговым органом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.10.2008г., принятое по делу N А19-11794/08-39, оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Вербог" без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11994/08
Заявитель: ООО "Вербог"
Ответчик: ИФНС России по г. Ангарску
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3562/2008