г. Ессентуки
|
Дело N А15-1260/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 января 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б.,
судей: Афанасьевой Л.В., Фриева А.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валиевой К.А.-А.
С участием в заседании представителей:
от заявителя
Абрамов И.Д., Магомедов Ш.Г. - представители по доверенностям (копии в деле)
от заинтересованного лица:
не явились, извещены
от третьих лиц:
не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования и науки Республики Дагестан
на решение Арбитражного суда Республики Дагестана от 14.10.2008
по делу N А15-1260/2008
под председательством судьи Ахмедова Д.А.
по заявлению Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 23"
к Правительству Республике Дагестан
3-и лица: администрация муниципального образования "город Хасавюрт";
Министерство образования и науки Республики Дагестан;
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан
о признании недействительным ненормативного акта органа государственной власти
УСТАНОВИЛ:
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 23" (далее - заявитель, Учреждение, Профучилище) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Республики Дагестан от 14.05.2008 N 147 "О передаче государственного учреждения "Профессиональное училище N 23" г. Хасавюрта в ведение муниципального образования "город Хасавюрт" (с учетом уточнения).
По мнению заявителя, спорный ненормативный акт Правительства Республики Дагестан (далее - Правительство РД) является незаконным, поскольку издан в нарушение требований законодательства, без согласия учреждения.
К участию в деле в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация муниципального образования "город Хасавюрт" (далее - Администрация), Министерство образования и науки Республики Дагестан (Далее - Минобразования РД, апеллянт), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан (далее - Минимущество РД).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2008 требования заявителя удовлетворены. Суд признал недействительным постановление Правительства Республики Дагестан от 14.05.2008 N 147 "О передаче государственного учреждения "Профессиональное училище N 23" г. Хасавюрт в ведение муниципального образования "город Хасавюрт", как несоответствующее требованиям ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и постановлению Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, определяющего условия и порядок передачи имущества из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность. С Правительства РД в пользу ГОУ НПО "Профучилище N 23" взысканы судебные расходы в размере 3.000 руб.
Суд исходил из того, что для передачи имущества Профучилища в муниципальную собственность необходимо согласие учреждения, в оперативном управлении которого находится спорное имущество. Обосновывая данный вывод, суд первой инстанции применил статью 85 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), согласно данной статье переходный период, в течение которого подлежит реализации реформа местного самоуправления, установлен до 01.01.2009; часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 (далее - Постановление Правительства РФ N 374), определяющие условия и порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность. Кроме того, суд сослался на правовую позицию по данному вопросу, изложенную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Не согласившись с таким решением, Минобразования РД обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. По мнению подателя жалобы, процедура передачи спорного имущества в муниципальную собственность была соблюдена; передаваемое имущество необходимо Администрации МО "город Хасавюрт" для решения вопросов местного значения. Апеллянт полагает, что суд первой инстанции необоснованно применил к рассматриваемому спору позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда РФ от 30.06.2006 N 8-П, поскольку это противоречит положениям Гражданского Кодекса РФ.
Администрация муниципального образования "город Хасавюрт" представила отзыв на апелляционную желобу, в котором поддержала изложенную в ней позицию. По мнению Администрации, решение Арбитражного суда Республики Дагестан подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, просит оставить решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2008 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Учреждения озвучили позицию, изложенную в отзыве на жалобу.
Правительство РД и третьи лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в суд полномочных представителей не направили. В порядке ст. 156 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителей заявителя, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 23 г. Хасавюрта" является учреждением начального профессионального образования. Функции учредителей Учреждения осуществляют Правительство Республики Дагестан и Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан. За учреждением в целях обеспечения его образовательной деятельности на праве оперативного управления закреплено имущество, находящееся на его балансе и являющееся государственной собственностью Республики Дагестан.
07 мая 2008 года администрация муниципального образования "город Хасавюрт" обратилась к Президенту РД и Правительству РД с просьбой, в порядке эксперимента, рассмотреть возможность передачи Профтехучилища N 23 г. Хасавюрта на баланс муниципального образования (том 1 л.д. 118).
Постановлением Правительства РД от 14.05.2008 N 147 "О передаче государственного учреждения "Профессиональное училище N 23" г. Хасавюрта в ведение муниципального образования "город Хасавюрт" приняты предложения Министерства образования и науки Республики Дагестан, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан и администрации муниципального образования "город Хасавюрт" о передаче в установленном порядке государственного учреждения "Профессиональное училище N 23" г.Хасавюрта в ведение муниципального образования "город Хасавюрт" (далее - постановление N 147 от 14.05.2008).
Указанным министерствам поручено обеспечить в установленном порядке безвозмездную передачу имущества государственного учреждения в собственность муниципального образования "город Хасавюрт" до 01.09.2008. Администрации муниципального образования "город Хасавюрт" предложено осуществлять финансирование переданного государственного учреждения с 01.09.2008.
Учреждение полагая, что ненормативный правовой акт Правительства РД от 14.05.2008 N 147 не соответствует закону и нарушают его права и законные интересы в сфере осуществления экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции от 12.10.2005) органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность имущества субъекта федерации, предназначенного для решения вопросов местного значения. В переходный период до регистрации права собственности органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать это имущество для решения вопросов местного значения. В соответствии со статьей 83 Закона, он вступает в силу с 01.01.2009, кроме положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступления в силу. Переходный период устанавливается со дня официального опубликования Закона до 01.01.2009.
Согласно части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решения о передаче имущества из собственности субъектов федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными органами субъектов федерации. Этими решениями утверждаются перечни передаваемого имущества либо перечни передаваемых государственных предприятий, право собственности на которые переходит к другому собственнику. Передача имущества, закрепленного за государственными предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта федерации в муниципальную собственность устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" к необходимым для принятия решения документам, в частности, отнесены предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта в муниципальную собственность и согласие (письмо) государственного предприятия на передачу имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления.
Из приведенных положений законодательства следует, что для реализации положений статьи 85 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ необходима совместная с субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, а в рассматриваемом случае и с государственным предприятием, процедура согласования и определения конкретных имущественных объектов, которые действительно необходимы для выполнения задач, стоящих перед местным самоуправлением.
Суд первой инстанции сделал соответствующий представленным в деле доказательствам вывод о том, что при передаче имущества не были соблюдены требования Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 поскольку согласование с государственным учреждением такой передачи не было, предложение госоргана и утвержденного перечня передаваемого имущества не имелось.
При этом судом правильно учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 4 декабря 2007 года N 828-О-П, согласно которой, положения пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности либо в собственности субъекта РФ имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества игнорируя согласие государственного предприятия.
Довод подателя жалобы о том, что данное Определение относится только к обстоятельствам передачи муниципального имущества в федеральную собственность и не распространяется на рассматриваемые в настоящем споре правоотношения по передаче имущества субъекта РФ в муниципальную собственность противоречит общим принципам гражданского законодательства, установленным статьей 1 ГК РФ.
Поскольку обжалуемый судебный акт содержит выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела, а также принят с учетом общего конституционно-правового смысла части 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, выявленного Определением от 07.12.2006 N 542-О Конституционного Суда Российской Федерации, решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2008 отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену вынесенного решения суда, при проверке дела в апелляционном порядке, не установлено.
Госпошлина по апелляционной жалобе в порядке ст. 110 АПК РФ относится на ее подателя, но взысканию не подлежит, поскольку уплачена при подаче жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2008 по делу N А15-1260/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий: |
Луговая Ю.Б. |
Судьи |
Афанасьева Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1260/2008
Истец: ГОУ "Профессиональное училище N23"
Ответчик: Правительство Республики Дагестан
Третье лицо: Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан, Администрация МО "город Хасавюрт", Агентство по управлению Государственной собственностью РД.
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2531/08