г. Томск |
Дело N 07АП- 1538/09 |
11 марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Журавлевой В.А., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: без участия
от ответчика: Семыкина О.М. по доверенности от 11.09.2008г., Москаленко П.П. по доверенности от 05.02.2009г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Ясногорский торговый центр"
на Решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 19.01.2009г. по делу N А27-18110/2008-5 (судья Обухова Г.П.)
по заявлению ООО "Ясногорский торговый центр"
к Межрайонной ИФНС РФ N 12 по Кемеровской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Ясногорский торговый центр" (далее по тексту ООО "Ясногорский торговый центр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной ИФНС РФ N 12 по Кемеровской области (далее по тексту Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления N199-опер от 26.11.2008г. о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 19.01.2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- у Инспекции отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил розничной продажи этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции, а, следовательно, и по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ;
- суд ошибочно пришел к выводу об отсутствии проведения осмотра помещения Общества; соответствующий протокол осмотра не составлялся, понятые и законный представитель отсутствовали; товарный ценник является документом, в том смысле, который приведен в Федеральном законе от 29.12.1994г. N 77-ФЗ, на осмотр и изучение которого в полной мере распространяются требования ст. 27.8 КоАП РФ.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 05.03.2009г.) и её представители в судебном заседании возражали против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными, указав, что в силу п. 1, п. 6.6. Положения "О Федеральной налоговой службе" , утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации, налоговые органы наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; отсутствие двух ценников на два разные вида алкогольной продукции , разных производителей и крепости, что не обеспечило получение потребителями достоверной информации о продаваемой продукции и ее цене, материалами дела об административном правонарушении подтвержден.
Обществом, надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своего представителя не направило.
В силу ч.1 ст.266, ч.3 ст.156 АПК РФ неявка лица, участвующего в деле не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.01.2009г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.11.2008г. в ходе проверки магазина, принадлежащего ООО "Ясногорский торговый центр", расположенного по адресу: п.Звездный, Кемеровского района, ул. Школьная, 3, Инспекцией установлен факт реализации слабоалкогольной продукции без сопроводительных документов и сертификата соответствия; отсутствия надлежаще оформленных ценников на слабоалкогольную продукцию двух видов, что послужило основанием составления протокола об административном правонарушении N 199-опер от 19.11.2008г.; постановлением N 199-опер от 26.11.2008г. ООО "Ясногорский торговый центр" назначено административное наказание по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ООО "Ясногорский торговый центр" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из проведения проверки налоговым органом в пределах своей компетенции; подтверждения материалами дела состава административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в части ненадлежаще оформленных ценников на напитки слабоалкогольные.
Частью третьей статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных (не указанных в частях первой и второй названной статьи) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закон N 171-ФЗ), запрещается реализация алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением установленных правил.
Согласно п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ, товарно-транспортная накладная, а также справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации), относятся к числу сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, без наличия которых невозможно осуществление оборота данной продукции.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ, в силу п. 2 названного Закона считается находящейся в незаконном обороте.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, установлен пунктом 2 статьи 16 этого Закона.
Из содержания пункта 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее по тексту - Правила) следует, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортной алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил, предусмотрено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном законом порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии, копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащимися по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Нарушение данных Правил является основанием для применения ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
При этом из смысла указанных правовых норм следует, что документы, подтверждающие легальность продажи алкогольной продукции и содержащие информацию о данной продукции, должны находиться непосредственно в торговой точке, где производится продажа алкогольной продукции для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с этими документами, отсутствие в торговой точке на момент проверки или непредставление контролирующему органу товарно-транспортных накладных, имеющихся у Общества и представленных после проведения проверки, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В связи с изложенным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ООО "Ясногорский торговый центр" состава административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в части непредставления продавцом Соловьевой проверяющим документов во время проверки признается судом апелляционной инстанции необоснованным; непредставление документов, обязательность наличия которых в торговой точке предусмотрена законодательством, не позволяет продавцу выполнить обязанность по ознакомлению потребителя по его требованию с документами, предусмотренной п. 12 Правил.
При этом сам по себе факт представления требуемых документов 14.11.2008г., то есть после проведения проверки, не свидетельствует о надлежащем исполнении Обществом возложенных на него законом обязанностей, и в этой части выводы суда первой инстанции признаются апелляционным судом не основанными на нормах закона, однако они не привели к принятию по существу неправильного решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона N 171-ФЗ, алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения, в том числе о наименовании алкогольной продукции, ее цене. Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 указанного Закона запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Пунктом 11 Правил установлена обязанность продавца своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать сведения, в том числе о цене товара.
Согласно пункту 19 Правил, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Из анализа данных правовых норм следует, что при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции продавец обязан обеспечить наличие ценника, содержащего информацию о цене на каждое наименование реализуемой продукции.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Обществом, что на два разных вида алкогольной продукции, разных производителей и разной крепости: слабоалкогольный газированный напиток "Лемо Найс" (изготовитель ООО "Юнайтед Боттлинг Групп", г. Тверь, содержание этилового спирта 8,7%) и слабоалкогольный газированный напиток сокосодержащий "Дыня" (изготовитель ООО "Браво Премиум" г.Санкт-Петербург, содержание этилового спирта 7%) оформлен один ценник "Коктейли в ассортименте", что не обеспечило получение потребителями достоверной информации о продаваемой продукции, ее цене с правом правильного выбора товара и не соответствует п. 19 Правил.
Таким образом, несоблюдение данной обязанности Обществом при реализации алкогольной продукции влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае совершение административного правонарушения доказано другими фактическими данным, а именно: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, объяснениями работников Общества.
В силу положений ст. 27.1 КоАП РФ уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе и осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, а осмотр помещения является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. При этом законом не установлена обязанность для административных органов проведения осмотра помещения, принадлежащего юридическому лицу при обнаружении административного правонарушения, и в этой части доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Доводы Общества об отсутствии у Инспекции полномочий по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил розничной продажи этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции, а следовательно, и по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, подлежат отклонению как противоречащие нормам действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 1 статьи 23.50 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статья 23 Федерального закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе за соблюдением условий действия лицензии на производство и оборот алкогольной продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Пункт 142 Правил, контроль за соблюдением правил продажи алкогольной продукции осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах своей компетенции.
Из пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. N 506, следует, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
Следовательно, Инспекция вправе была провести проверку Общества по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, составить в отношении Общества протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ и рассмотреть дело по этому административному правонарушению.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 19 января 2009 года по делу N А27-18110/2008-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ясногорский торговый центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
В.А.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18110/2008-5
Истец: ООО "Ясногорский тороговый центр"
Ответчик: Межрайонная ИФНС РФ N 12 по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1538/09