г. Пермь
25 декабря 2008 г. |
Дело N А71-8055/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2008 года;.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П.
судей: Щеклеиной Л.Ю., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
при участии:
от заявителя Государственного учреждения "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" - не явился,
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - не явился,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 01.11.2008 года
по делу N А71-8055/2008
принятое судьей Лепихиным Д.Е.
по заявлению Государственного учреждения "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
о признании незаконными определений в части,
установил:
Государственное учреждение "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными определений Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по делу N 04-03/2008-70Р от 23.07.2008г. и от 07.08.2008г. в части истребования документов.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.11.2008г. заявленные требования удовлетворены частично. Определение УФАС по Удмуртской Республике от 23.07.2008г. признано незаконным в части истребования от Государственного учреждения "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" следующих документов: выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, иных документов и сведений, которые будут способствовать рассмотрению дела по существу, Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 07.08.08г. в части истребования от Государственного учреждения "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" следующих документов: копии контракта (трудового договора), заключенного между учредителем газеты "Известия Удмуртской Республики" - Правительством Удмуртской Республики и руководителем ГУ "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики", копии сметы расходов ГУ "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" на 2008 г. и факт ее исполнения за 1-е полугодие 2008 г., копии сметы доходов и расходов от предпринимательской и иной разрешенной законодательством РФ деятельности ГУ "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" на 2008 г. и факт ее исполнения за 1-е полугодие 2008 г., сведений о сумме дотаций, предоставляемых ГУ "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" из бюджета Удмуртской Республики и отчет о расходовании данных денежных средств, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, иных документов и сведений, которые будут способствовать рассмотрению дела по существу. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом заявитель жалобы указывает, что действующее законодательство не содержит ограничений по срокам, составу и объему запрашиваемой информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функций, следовательно, вопрос о том, в какой форме и какие документы и сведения должны представляться в антимонопольный орган отнесено к компетенции самого Управления, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства о рекламе. Так свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выписка из ЕГРЮЛ и финансовая документация были запрошены для установления статуса юридического лица, его места нахождения, идентификационного номера, даты постановки на учет, сведений об изменениях, внесенных в учредительные документы, а также лица, являющегося его законным представителем. Также заявитель жалобы указывает, что требование антимонопольного органа о предоставлении "иных документов и сведений" дает возможность Учреждению представить информацию, которая, по их мнению, будет способствовать рассмотрению дела по существу.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, указывая при этом, что большинством истребуемых документов заявитель не располагал, часть требуемых документов не имеет никакого отношения к публикации от 16.07.2008г.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 17 июля 2008 г. в ходе проверки, проведенной специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, на предмет соблюдения законодательства РФ о рекламе, установлено нарушение ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006г. N 38-ФЗ "О рекламе". Нарушение выразилось в том, что на странице 2 газеты "Известия Удмуртской Республики" N 95 (3301) от 16 июля 2008 г. размещена информация для потребителей банковских услуг без пометки "реклама" или "на правах рекламы".
Определением от 23.07.2008г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике возбуждено дело N 04-03/2008-70Р по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. Дело назначено в рассмотрению на 07 августа 2008 г. в 12-00 часов. Государственному учреждению "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" предложено в срок до 04 августа 2008 г. представить: копию свидетельства о государственной регистрации; выписку из ЕГРЮЛ; копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копии учредительных документов; копию свидетельства о регистрации в качестве средства массовой информации; информацию о рекламодателе, рекламопроизводителе, рекламораспространителе банковских услуг; копии договоров на изготовление и размещение рекламы; копии актов выполненных работ по указанным договорам и письменное подтверждение произведенных между сторонами расчетов; копии согласованного с рекламодателем и (или) рекламопроизводителем макета рекламы банковских услуг; письменные пояснения по факту нарушения статьи 16 Федерального закона "О рекламе"; иные документы и сведения, которые будут способствовать рассмотрению дела по существу (л.д.5-8).
Определением от 07.08.2008г. Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике рассмотрение дела N 04-03/2008-70Р отложено в связи с неявкой представителей Государственного учреждения "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" и непредставлением документов, запрошенных определением от 23.07.2008г. Государственному учреждению "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" предложено в срок до 15 августа 2008 г. представить следующие документы: копию контракта (трудового договора), заключенного между учредителями газеты "Известия Удмуртской Республики" - Правительством Удмуртской Республики, Государственным Советом Удмуртской Республики и руководителем ГУ "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики"; копию сметы расходов Государственного учреждения "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" на 2008 г. и факт ее исполнения за 1-е полугодие 2008 г.; копию сметы доходов и расходов от предпринимательской и иной разрешенной законодательством РФ деятельности Государственного учреждения "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" на 2008 г. и факт ее исполнения за 1-е полугодие 2008 г.; сведения о сумме дотаций, предоставляемых Государственному учркеждению "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" из бюджета Удмуртской Республики и отчет о расходовании данных денежных средств; копию свидетельства о государственной регистрации; выписку из ЕГРЮЛ; копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копии учредительных документов; копию свидетельства о регистрации в качестве средства массовой информации; информацию о рекламодателе, рекламопроизводителе, рекламораспространителе банковских услуг; копии договоров на изготовление и размещение рекламы; копии актов выполненных работ по указанным договорам и письменное подтверждение произведенных между сторонами расчетов; копии согласованного с рекламодателем и (или) рекламопроизводителем макета рекламы банковских услуг; письменные пояснения по факту нарушения статьи 16 Федерального закона "О рекламе"; иные документы и сведения, которые будут способствовать рассмотрению дела по существу (л.д.9-14).
Письмом исх. N 297/08 от 19.08.2008г. Государственное учреждение "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" отказало в предоставлении запрошенных документов (л.д.36).
Государственное учреждение "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики", посчитав, что определениями от 23.07.2008г. и от 07.08.2008г. по делу N 04-03/2008-70Р, нарушены его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исходя из характера вменяемого нарушения законодательства о рекламе, правомерно истребование у Государственного учреждения "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" следующих документов: копии свидетельства о государственной регистрации, копий учредительных документов, копии свидетельства о регистрации в качестве средства массовой информации, информации о рекламодателе, рекламопроизводителе, рекламораспространителе банковских услуг, копии договоров на изготовление и размещение рекламы, копии актов выполненных работ по указанным договорам и письменное подтверждение произведенных между сторонами расчетов, копии согласованного с рекламодателем и (или) рекламопроизводителем макета рекламы банковских услуг, письменных пояснений по факту нарушения статьи 16 Федерального закона "О рекламе". Правомерность истребования остальных документов антимонопольным органом в силу ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказана.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый судебный акт отмене не подлежит по следующим основаниям.
Согласно Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы N 324 от 15.12.2006г.) территориальный орган: осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) (п.4.1 Положения); возбуждает и рассматривает дела о нарушениях законодательства о рекламе (п.4.4 Положения); имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от коммерческих и некоммерческих организаций (их руководителей), территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (их должностных лиц), граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления своих полномочий.
В соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона от 13.03.2006г. N 38-ФЗ "О рекламе" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица указанных органов, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица и их руководители обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации.
Постановлением Правительства РФ N 508 от 17.08.2006г. утверждены Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании подп. "д" п. 21 указанных Правил в решении о возбуждении дела должен быть указан перечень документов и сведений, которые обязаны представить лица, участвующие в деле, к определенному сроку.
В силу п. 28 Правил в ходе рассмотрения дела антимонопольный орган вправе запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые документы для ознакомления, получать объяснения сторон по фактам дела, послужившим поводом для его рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что действительно, действующее законодательство предоставляет антимонопольному органу право истребовать документы и не содержит ограничений по срокам, составу и объему запрашиваемой информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функций. Данное право антимонопольного органа стороной не оспаривается.
При этом антимонопольным органом могут быть запрошены не любые документы, а только те, которые имеют отношение к обнаруженному нарушению законодательства о рекламе.
Из материалов дела следует, что дело N 04-03/2008-70Р возбуждено по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006г. N 38-ФЗ "О рекламе" по факту распространения в газете "Известия Удмуртской Республики" N 95 (3301) от 16 июля 2008 г. рекламы банковских услуг, без пометки "реклама" или "на правах рекламы".
В статье 16 Федерального закона от 13.03.2006г. N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Исходя из характера вменяемого нарушения законодательства о рекламе, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности истребования у Государственного учреждения "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" следующих документов: копии свидетельства о государственной регистрации, копий учредительных документов, копии свидетельства о регистрации в качестве средства массовой информации, информации о рекламодателе, рекламопроизводителе, рекламораспространителе банковских услуг, копии договоров на изготовление и размещение рекламы, копии актов выполненных работ по указанным договорам и письменное подтверждение произведенных между сторонами расчетов, копии согласованного с рекламодателем и (или) рекламопроизводителем макета рекламы банковских услуг, письменных пояснений по факту нарушения статьи 16 Федерального закона "О рекламе". Как верно указал суд первой инстанции, данные документы подтверждают правоспособность юридического лица, его специализацию в качестве периодического печатного издания, свидетельствуют об обстоятельствах совершения вменяемого нарушения законодательства о рекламе или об отсутствии данного нарушения.
Вывод суда первой инстанции о том, что заявитель может не располагать таким документом, как выписка из ЕГРЮЛ, судом апелляционной инстанции признается обоснован.
В силу п.3 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 438 от 19.06.2002г. государственный реестр ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно пункту 20 Правил содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме.
В соответствии с пунктом 22 Правил, запрошенная информация предоставляется бесплатно юридическому лицу о нем в виде выписки из государственного реестра.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения у Учреждения выписки из ЕГРЮЛ на дату истребования ее антимонопольным органом, в связи с чем такая информация может быть запрошена у регистрирующего органа самим антимонопольным органом.
Правомерность истребования остальных документов антимонопольным органом в силу ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ также не доказана.
Как верно указал суд первой инстанции, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе необходимо для проведения уполномоченным органом контроля в области налогов и сборов. Представление данного документа при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о рекламе не требуется.
Копии контракта (трудового договора), заключенного между учредителем газеты "Известия Удмуртской Республики" - Правительством Удмуртской Республики и руководителем ГУ "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики", копии сметы расходов ГУ "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" на 2008 г. и факт ее исполнения за 1-е полугодие 2008 г., копии сметы доходов и расходов от предпринимательской и иной разрешенной законодательством РФ деятельности ГУ "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" на 2008 г. и факт ее исполнения за 1-е полугодие 2008 г., сведений о сумме дотаций, предоставляемых ГУ "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики" из бюджета Удмуртской Республики и отчет о расходовании данных денежных средств определяют трудовые взаимоотношения заявителя с руководителем газеты, а также финансовые взаимоотношения газеты с учредителями и бюджетом. Данные документы не имеют никакого отношения к выявленному в ходе проверки нарушению законодательства РФ о рекламе, к фактам дела, послужившим поводом для его рассмотрения.
Таким образом, необходимость истребования указанных выше сведений, Управлением ФАС по Удмуртской Республике, в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не доказана.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Кроме того, возможность исполнения обязанности по предоставлению документов ставится в зависимость от четкости и конкретности определения перечня запрашиваемых документов. Включение в требование формулировки "иные документы и сведения, которые будут способствовать рассмотрению дела по существу" носит общий, нечеткий характер, что не позволяет организации однозначно исполнить его.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со ст.110 АПК РФ с Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина по апелляционной жалобу в сумме 1 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.11.2008г. по делу N А71-8055/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в доход федерального бюджета расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8055/2008-А28
Истец: Государственное учреждение "Редакция газеты "Известия Удмуртской Республики"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике