г. Томск |
Дело N 07АП-7400/08 |
"30" декабря 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 декабря 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2008 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Ждановой Л.И., Музыкантовой М.Х.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ждановой Л.И.
при участии: Лякина В.Е., доверенность от 06.03.2008 г.; Ротовской Е.С., доверенность от 26.12.2008 г.; Евстигнеевой Т.В., доверенность от 22.04.2008 г.; Грошевой Т.В., доверенность от 26.12.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.09.2008 г. по делу N А27-8396/2008-6 (судья Семенычева Е.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Висла"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области
третье лицо: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Кемеровской области, г. Топки Кемеровской области
о признании недействительным решения от 25.07.2008г. N 269 "Об изменении решения налогового органа"
УСТАНОВИЛ:
ООО "Висла" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения УФНС России по Кемеровской области N 269 от 25.07.2008г. "Об изменении решения налогового органа".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 19.09.2008 г. требования ООО "Висла" удовлетворены, решение УФНС России по Кемеровской области N 269 от 25.07.2008г. признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФНС России по Кемеровской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Висла" по следующим основаниям:
- неправильное применение судом норм материального права: п. 3 ст. 31 НК РФ, предусматривающего право вышестоящих налоговых органов отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах; данное право может реализовываться вышестоящим налоговым органом без наличия жалобы физического или юридического лица; лишение вышестоящего налогового органа права отменять или изменять неправомерные решения нижестоящих налоговых органов только ввиду отсутствия регламентации процедуры такой отмены (изменения) приведет к невозможности реализации вышестоящим налоговым органом такой своей императивной обязанности как осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также вынесенных в соответствии с ним нормативных правовых актов - пп.2 п. 1 ст. 32 НК РФ - и принятие соответствующих мер по результатам такого контроля;
- несоответствие выводов суда обстоятельствам дела:
Управлением не проводилась ни камеральная, ни выездная налоговая проверка декларации по НДС за 3 квартал 2007 г. ООО "Висла", управление по обращению нижестоящего налогового органа, изучив материалы камеральной налоговой проверки данной декларации, проведенной ранее МРИ ФНС России N 6 по Кемеровской области, пришло к выводу о несоответствии решений, принятых по ее результатам, законодательству о налогах и сборах, в связи с чем, в целях устранения нарушений, допущенных нижестоящим налоговым органом, Управлением в соответствии с п. 3 ст. 31 НК РФ и были изменены данные решения; ввиду того, что оспариваемое решение было принято управлением во исполнение п. 3 ст. 31 НК РФ, а не в рамках камеральной налоговой проверки, не подлежат применению положения статей 88, 100, 101 НК РФ.
В судебном заседании представители апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержали, по изложенным в ней основаниям.
Представитель МРИ ФНС N 6 по Кемеровской области считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Представитель ООО "Висла" возражал против доводов жалобы, указав, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.09.2008 г. подлежащим отмене.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной Обществом с ограниченной ответственностью "Висла", Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Кемеровской области 11 марта 2008 года приняты решения N 347 "об отказе в привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым отказано в привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием события налогового правонарушения и N 18 "об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 212533 рублей.
25 июля 2008 года Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области принято решение N 269 "об изменении решения налогового органа", которым изменены решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 от 11.03.2008 N18 и N374.
Изменяя решение N 18, Управление скорректировало абзац 1 страницы 2, изложив его в следующей редакции:
" установил:
1. применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 557361 рублей обоснованно, в сумме 623376 рублей необоснованно.
2. применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 81943 рублей обоснованно, в сумме 130590 необоснованно.
Резолютивную часть изложить в следующей редакции:
Отказать ООО "Висла" в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 130590 рублей".
Изменяя решение N 374 "об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" Управление изменило наименование решения, изложив его в следующей редакции: "Решение о привлечении в ответственности за совершение налогового правонарушения"; исключив пункт 2.2.1. из описательной части решения; в резолютивной части решения привлекло ООО "Висла" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса российской Федерации, в виде штрафа в размере 51774руб.; и предложило уплатить доначисленный налог на добавленную стоимость в размере 158541 руб. и соответствующую сумму пени, начисленную на своевременно неуплаченную сумму налога.
В соответствии с п. 3 ст.31 НК РФ, ст. 9 Закона РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия законодательству о налогах и сборах; ст.32 НК РФ возлагает на налоговый орган обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
При этом положения указанных норм не устанавливают каких-либо специальных требований к процедуре отмены (изменения) решения нижестоящего органа вышестоящим в случае обнаружения обстоятельств несоответствия решений нижестоящих налоговых органов требованиям законодательства о налогах и сборах.
Соответственно, данное право может реализовываться вышестоящим налоговым органом без наличия жалобы физического или юридического лица.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемом случае Управление ФНС России по Кемеровской области, изменяя по обращению нижестоящего налогового органа, то есть без жалобы налогоплательщика, соответствующие решения МРИ ФНС России N 6 по Кемеровской области, действовало в рамках права, предоставленного ему законодательством РФ о налогах и сборах.
Право вышестоящего налогового органа отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах не может рассматриваться без осуществления действий в рамках предоставленных полномочий. Должностные лица налоговых органов при осуществлении своих полномочий должны руководствоваться нормами Налогового кодекса РФ, поскольку полномочия налоговых органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются Налоговым кодексом РФ.
Вместе с тем, в Налоговом кодексе РФ не регламентирована процедура отмены или изменения решений нижестоящих налоговых органов без наличия жалобы налогоплательщика.
Однако, целью отмены или изменения в соответствии с п.3 ст.31 НК РФ решений нижестоящего налогового органа вышестоящим налоговым органом служит устранение нарушений норм законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, отсутствие в Налоговом кодексе РФ процедуры отмены или изменения решений нижестоящих налоговых органов без наличия жалобы налогоплательщика не может являться основанием для оставления в силе решения налогового органа, нарушающего нормативные правовые акты.
Лишение вышестоящего налогового органа права отменять или изменять неправомерные решения нижестоящих налоговых органов только в виду отсутствия регламентации процедуры такой отмены (изменения) приведет к невозможности реализации вышестоящим налоговым органом его обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за законностью вынесенных нижестоящим налоговым органом ненормативных правовых актов и принятию соответствующих мер по результатам такого контроля.
Кроме того, как следует из материалов дела, Управление по обращению нижестоящего налогового органа, изучив материалы камеральной налоговой проверки декларации, проведенной ранее МРИ ФНС России N 6 по Кемеровской области, пришло к выводу о несоответствии решений, принятых по ее результатам, законодательству о налогах и сборах.
Соответственно, суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о проведении управлением налоговой проверки в отношении представленной ООО "Висла" налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2007 года.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Управлением были изменены решения МРИ ФНС России N 6 по Кемеровской области в целях устранения нарушений, допущенных нижестоящим налоговым органом, и, как следствие, приведения решений в соответствие с требованиями законодательства РФ о налогах и сборах, в соответствии с п.3 ст.31 НК РФ.
Учитывая, что оспариваемое заявителем решение было принято Управлением во исполнение п.3 ст.31 НК РФ, а не в рамках камеральной налоговой проверки, положения ст.ст. 88, 100, 101 НК РФ относительно порядка проведения камеральных налоговых проверок, оформления результатов налоговых проверок, вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки применению не подлежат.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции усматривает несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, что является основанием для отмены решения суда, установленным ст. 270 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ООО "Висла" в пользу УФНС России по Кемеровской области по первой инстанции - в размере 2000 рублей, по апелляционной инстанции - в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст. 110, п.2 ст.269, п.1 ч.1 ст. 270, ст. 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.09.2008 г. по делу N А27-8396/2008-6 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Висла" о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области N 269 от 25.07.2008 г. отказать.
Взыскать с ООО "Висла" ОГРН 1064229003541 ИНН 4229007483 в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области государственную пошлину по первой инстанции - в размере 2 000 рублей, по апелляционной инстанции - в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8396/2008-6
Истец: ООО "Висла"
Ответчик: УФНС России по Кемеровской области
Третье лицо: МРИФНС России N6 по Кемеровской области