г. Томск |
Дело N (А27-9509/2007-5) |
25 марта 2008 г. |
N 07АП-953/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" марта 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен "25" марта 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В. В. Кресса
судей: Л. А. Гойник
Н. К. Калиниченко
при ведении протокола судебного заседания судьей Л. А. Гойник
при участии в судебном заседании:
от истца: Проскуриной И. В., по доверенности от 18.07.2007г.
от ответчика: не явились (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.12.2007г. по делу N А27-9509/2007-5
(судья Смычкова Ж. Г.)
по иску Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
к Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению "Родильный дом N 3"
о взыскании 17 555 руб. 49 коп.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ - КРО ФСС) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к Муниципальному лечебно-профилактическому учреждению "Родильный дом N 3" (далее МЛПУ "Родильный дом N 3") с иском о взыскании 17 555 руб. 49 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 19.12.2007г. (полный текст изготовлен 25.12.2007г.) в удовлетворении искового требования отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ГУ - КРО ФСС в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы, истец, в частности, указал, что МЛПУ "Родильный дом N 3" осуществляло выдачу листков нетрудоспособности в период отсутствия лицензии на работы и услуги по экспертизе временной нетрудоспособности. Допущенные нарушения выявлены работниками отделения Фонда в ходе проверки от 16.04.2007г., которые не могли быть установлены без ее проведения. Сумма расходов средств социального страхования принята к зачету от страхователей в марте 2007. На тот период проверка еще не проводилась, оснований для непринятия к зачету расходов по оплате листков нетрудоспособности и проведения повторной проверки документов страхователей не было.
Проведенные камеральные проверки страхователей позволили установить, что ФСС РФ нанесены убытки в сумме 17 555 руб. 49 коп.
Истец также указал, что его требования основаны на гражданско-правовых отношениях, регулируемых нормами гл. 59 ГК РФ, и заявлены к ответчику как к непосредственному причинителю материального ущерба. Иск к МЛПУ "Родильный дом N 3" предъявлен как к юридическому лицу.
По мнению подателя жалобы, факт причинения вреда установлен, что подтверждается оплатой листков нетрудоспособности за счет средств бюджета ФСС РФ. Вина МЛПУ "Родильный дом N 3" выражается в том, что оно выдавало листки нетрудоспособности в период отсутствия у него соответствующей лицензии. Противоправность деяния ответчика состоит в игнорировании положений "Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения", утвержденной приказом ФСС РФ и Минздравом РФ от 29.01.2004 г. N 18/29. Неправомерная выдача листков нетрудоспособности повлекла необоснованную выплату пособий, в связи с чем, у филиала N 11, как исполнительного органа ФСС РФ, возникли убытки. Следовательно, он имеет право на их возмещение (л. д. 86-88).
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика (МЛПУ "Родильный дом N 3").
В судебном заседании представитель истца поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на отмене решения Арбитражного суда Кемеровской области от 25.12.2007г. и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении искового требования в полном объеме.
Заслушав представителя истца (ГУ - КРО ФСС), исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кемеровской области от 25 декабря 2007 г. по делу N А27-9509/2007-5, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истцом в обоснование исковых требований представлены претензия от 04.09.2007г., справка о проведенной проверке N 3 от 16.04.2007г., акты камеральных проверок, которые, по мнению ГУ - КРО ФСС, подтверждают причинение ему убытков в сумме 17 555 руб. 49 коп. (л. д. 9-39).
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт незаконных действий (бездействия) ответчика, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правонарушением и убытками.
Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности регулируется Федеральным законом от 29.12.2006г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
В соответствии с п. 4 ст. 13 вышеуказанного закона для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок выдачи листков временной нетрудоспособности в спорный период определялся утратившей силу с 27.11.2007г. Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ и Приказом Минмедпрома Российской Федерации от 19.10.1994., которая устанавливала, что право на выдачу листков временной нетрудоспособности имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности (пункт 1.3 Инструкции).
На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными постановлением ФСС РФ от 17.03.2004г. N 24, контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Пунктом 26 Методических указаний предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда принимает решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Пунктом 59 Методических указаний предусмотрено, что при наличии нарушений, указанных в пункте 58, отделение (филиал отделения) Фонда либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан.
Таким образом, законодательством, в том числе ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Следовательно, лечебное учреждение не несет ответственности в виде убытков за нарушение порядка выдачи листков временной нетрудоспособности.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика 17 555 руб. 49 коп. убытков, оснований для отмены решения Арбитражного суда Кемеровской области от 25 декабря 2007 г. по делу N А27-9509/2007-5 не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам ч.ч. 1 и 5 ст. 110 АПК РФ относится на истца.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. ст. 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25 декабря 2007 г. по делу N А27-9509/2007-5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Кресс В. В. |
Судьи |
Гойник Л. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9509/2007-5
Истец: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N15
Ответчик: МЛПУ "Родильный дом N3"
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-953/08