Прием на работу иностранцев. Тематический обзор
Состояние рынка труда в России вызывает серьезные опасения. С одной стороны, низкая квалификация специалистов и надвигающийся демографический кризис, с другой - элементарная нехватка рабочих рук в таких бурно развивающихся сферах экономики как, например, строительство. Вроде бы решением проблемы должно стать привлечение иностранных работников. Однако и это весьма проблематично.
За последние полтора десятилетия в России сформировались как бы два рынка иностранной рабочей силы: первый - СНГ, второй - дальнее зарубежье. Что само по себе абсурдно, как и вообще деление иностранцев на "ближних" и "дальних". Но, если к регулированию первого рынка власти относятся достаточно либерально, то с иностранцами из дальнего зарубежья все намного сложнее. Остановимся именно на этом рынке. Имея в виду, что иностранный работник - это специалист, прибывающий из государства не входящего в состав СНГ или ранее входившего в СССР.
Существует всего два основных варианта привлечения иностранного работника:
1) с помощью визы - обыкновенная деловая (ОД);
2) с помощью визы - обыкновенная рабочая (ОР).
Принципиальное отличие данных вариантов между собой состоит в цели "визита - пребывания" иностранца на территории РФ.
Виза ОД предполагает, что иностранец прибывает в Россию для: участия в переговорах принципиального характера (совещаниях, консультациях, конференциях, симпозиумах, конгрессах) по торгово-экономическим вопросам, а также для повышения квалификации или на профессиональную переподготовку в научных учреждениях, российских совместных организациях, представительствах иностранных коммерческих, финансовых, банковских и других структур, аккредитованных при российских министерствах и ведомствах.
Виза ОР предполагает, что на территории РФ иностранец будет осуществлять свою профессиональную деятельность по трудовому договору. (Именно по трудовому договору, а не гражданско-правовому, т. к. цель его деятельности - осуществление конкретной трудовой функции, а не "подписание документов" или "осуществление представительских функций", как "думают" - заблуждаются некоторые российские предприниматели, пытаясь объяснить своим зарубежным коллегам, что и гражданско-правовой договор в этой ситуации также уместен и возможен, даже не давая себе труда посмотреть в содержание слова "функция". - Примечание автора).
Если говорить о визе ОД, то она без особых затруднений с использованием "серых схем" и максимальной экономии позволяет привлечь иностранного работника для осуществления трудовых функций. Однако, крупные работодатели, заинтересованные в сохранении имиджа - деловой репутации компании и отсутствии различных недоразумений с контролирующими органами, предпочитают привлекать иностранцев по визе ОР. Это наиболее длительный и дорогостоящий вариант привлечения для работы иностранцев в России, продолжительность которого составляет от 3 до 10 месяцев, а затраты исчисляются несколькими десятками тысяч долларов. Именно его мы и рассмотрим.
Важно отметить, что количество приглашений иностранных граждан для осуществления трудовых функций ограничено и ежегодно определяется Правительством РФ. Также существует перечень объектов и организаций, в которых иностранным гражданам вообще прямо запрещено осуществлять трудовые функции. Это - Вооруженные силы РФ, а также органы и организации связанные с государственной тайной и радиоактивными материалами (Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 N 755).
Особо остро вопрос привлечения и использования иностранцев в качестве рабочей силы в последние годы встал перед руководителями российских юридических лиц с большим процентом иностранного капитала, привлекающих для работы в качестве генеральных, исполнительных, коммерческих, креативных и иных директоров и лиц, руководящего уровня - руководителей, в полномочия которых входит практически все то, что выделено в отдельную главу 43 Трудового кодекса РФ "Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации". То, что практиковалось ранее - временные "приезды" на непродолжительный промежуток времени или получение "вида на жительство", дающего право на работу, при помощи заключения фиктивного брака и т.п. "фокусы" уже не проходят. Бизнес требует постоянного присутствия в стране, официального оформления разрешения на работу и отказа от всякого рода "сомнительных" (в том числе и с точки зрения налогового законодательства России) вариантов и схем.
Поэтому, основываясь на действующих нормативных документах, попытаемся описать процедуры, прохождение которых необходимо для привлечения иностранного работника, с целью осуществления им трудовой деятельности в России
Этап 1. Обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, с целью получения заключения с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранных работников
Таким федеральным органом в настоящий момент является Департамент федеральной государственной службы занятости населения по субъекту Российской Федерации (территориальный орган Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения).
При обращении Работодателя в Центр занятости по месту предполагаемого привлечения и использования иностранных работников для получения Предложения с целью оформления в установленном порядке Территориальным органом Заключения Центр занятости проверяет наличие у Работодателя следующих документов:
а) заявления, оформленного на бланке утвержденного образца;
б) копии свидетельства о регистрации - для юридического лица. В случае если от имени Работодателя выступает иностранная организация, не имеющая свидетельства о регистрации и ИНН в Российской Федерации, Центр занятости проверяет документы на русском языке, подтверждающие факт ее регистрации, и номер налогоплательщика, присвоенный Работодателю в государстве регистрации (при наличии);
в) копии свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя и документ, удостоверяющий его личность, - для физического лица.
Заявление Работодателя с приложением необходимых документов рассматривается Центром занятости также и в случае его представления через доверенное лицо Работодателя либо по почте.
Взаимоотношения на данном этапе регулируются следующими нормативно-правовыми документами:
- ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
Приказ Минтруда РФ от 15.07.2003 N 175 "Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников";
- Приказ МИД РФ N 19723А, МВД РФ N 1048, ФСБ РФ от 27.12.2003 N 922 "Об утверждении перечня "Цели поездок".
Этап 2. Получение заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранных работников
Заявление регистрируется Центром занятости в день его поступления в Центр занятости с проставлением на нем регистрационного номера.
В случае если Работодатель представил в Центр занятости заявку на заполнение свободных рабочих мест или вакансий за месяц или более до момента обращения за Заключением, то срок подготовки Предложений не должен превышать 7 рабочих дней со дня регистрации заявления.
При отсутствии заявок срок подготовки Предложения не должен превышать 14 рабочих дней со дня регистрации заявления, за исключением случаев отсутствия требуемых рабочих и специалистов на региональном рынке труда. При этом срок подготовки Предложения не должен превышать 7 рабочих дней со дня регистрации заявления.
При принятии решения о нецелесообразности привлечения иностранных работников Центр занятости оформляет Предложение с указанием соответствующей причины (причин).
Центр занятости в 3-дневный срок после подготовки соответствующего Предложения по заявлению Работодателя направляет в Территориальный орган данное Предложение или его копию, а также оригинал заявления Работодателя о выдаче Заключения.
Одновременно Центр занятости информирует Работодателя о результатах рассмотрения заявления и о своем Предложении или выдает данное Предложение Работодателю на руки для последующего обращения в установленном порядке в Территориальный орган.
(Все вышеизложенное полностью соответствует Приказу Минтруда РФ от 15.07.2003 N 175 "Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников". - Прим. автора).
Срок получения заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранных работников - 17 дней.
Этап 3. Представление документов в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (его территориальный орган) для получения разрешения работодателем на привлечение и использование иностранных работников
Работодатели представляют в Федеральную миграционную службу МВД России следующие документы:
- заявление (по форме, установленной ФМС МВД РФ);
- предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;
- проект трудового договора*(1) или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.
(Данный перечень составлен на основе Указа Президента РФ от 16.12.1993 N 2146 "О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы", Приказа МВД России от 15.05.2002 N 445, утвердивший Положение о Федеральной миграционной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации. - Прим. автора)
Этап 4. Получение разрешения работодателем на привлечение и использование иностранных работников
Решение о выдаче разрешений принимается Федеральной миграционной службой МВД России в течение 30 дней со дня подачи работодателем необходимых документов.
В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов.
Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение пяти дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения.
Разрешения на привлечение иностранных работников выдаются, как правило, на срок до одного года.
По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.
Разрешение не подлежит передаче другим работодателям, а также привлекаемые на его основе иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.
(Указанные сроки предусмотрены Указом Президента РФ от 16.12.1993 N 2146 "О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы", утвердившим Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. - Прим. автора)
Срок получения разрешения работодателем на привлечение и использование иностранных работников - 45 дней.
Этап 5. Представление документов работодателем в территориальный орган внутренних дел для получения разрешения иностранному работнику на работу в Российской Федерации
Заявление о выдаче разрешения на работу работодатель, заказчик работ (услуг) и иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, подают в территориальный орган внутренних дел.
В заявлении указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество и дата рождения иностранного гражданина;
б) гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания иностранного гражданина;
в) адрес постоянного места жительства иностранного гражданина;
г) период осуществления иностранным гражданином трудовой или предпринимательской деятельности;
д) сведения о наличии разрешения на работу (с предъявлением подлинника) - для иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя и выступающего как работодатель или заказчик работ (услуг);
е) вид деятельности;
ж) место работы;
з) сведения о работодателе или заказчике работ (услуг);
и) сведения о наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (с предъявлением подлинника) - для работодателя или заказчика работ (услуг), в том числе для иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя и выступающего как работодатель или заказчик работ (услуг);
к) сведения об условиях привлечения и использования иностранного работника или сведения о предстоящей предпринимательской деятельности иностранного гражданина.
Вместе с заявлением заявитель представляет цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 х 40 мм и следующие документы:
а) копия свидетельства (сертификата) специалиста о признании документа о профессиональном образовании, полученном иностранным работником в иностранном государстве, или об эквивалентности такого документа российскому диплому о профессиональном образовании (в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации требуется наличие указанных документов);
б) копия свидетельства о регистрации иностранного гражданина в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя;
в) копия специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта, предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 года N 754.
При подаче заявления заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность заявителя, и документ, удостоверяющий личность иностранного работника (его копию), которые должны иметь срок действия не менее 6 месяцев.
Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения иностранным гражданином разрешения на работу, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В случае если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены.
При приеме заявления к рассмотрению проверяется правильность оформления представленных документов. Факт проверки, а также подлинность подписи заявителя заверяются на заявлении подписью уполномоченного должностного лица территориального органа внутренних дел.
Заявление регистрируется с проставлением на нем регистрационного номера.
Уполномоченное должностное лицо территориального органа внутренних дел выдает заявителю справку о приеме заявления к рассмотрению.
(Все вышеизложенное соответствует положениям ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 30.12.2002 N 941 "О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу". - Прим. автора).
Этап 6. Получение разрешения работодателем в территориальном органе внутренних дел на работу иностранного работника в РФ
Оформление и выдача разрешения на работу, а также его аннулирование осуществляются территориальным органом внутренних дел.
Территориальный орган внутренних дел осуществляет проверку сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах, и по результатам их рассмотрения принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу.
По каждому заявлению принимается отдельное решение.
Основанием для отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу является наличие в заявлении и в представленных документах недостоверных или искаженных сведений.
Территориальный орган внутренних дел обязан в 10-дневный срок со дня принятия решения проинформировать в письменной форме заявителя о результатах рассмотрения заявления, а в случае отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу - указать причину отказа.
Срок рассмотрения заявления на получение разрешения работодателем в территориальном органе внутренних дел на работу иностранного работника в Российской Федерации - 30 дней.
Этап 7. Представление документов работодателем в территориальный орган внутренних дел для получения обыкновенной рабочей визы для иностранного работника
Обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора, но не более чем на один год.
Иностранный гражданин, имеющий основание для получения визы, представляет в территориальный орган внутренних дел следующие документы:
а) действительный заграничный (дипломатический, служебный, обыкновенный) паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, признаваемый в этом качестве Российской Федерацией (далее именуется - паспорт);
б) заполненная визовая анкета с 1 фотографией. В случае оформления визы на вкладном визовом бланке дополнительно представляются 2 фотографии установленного размера;
в) полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации;
г) сертификат об отсутствии у иностранного гражданина ВИЧ-инфекции в случае, если он ходатайствует о визе на срок более 3 месяцев (за исключением лиц, указанных в Федеральном законе "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)").
Паспорт, представляемый иностранным гражданином, не должен вызывать сомнений в подлинности и принадлежности его владельцу, содержать отметок, оговорок, записей, подчисток и исправлений, не заверенных компетентными властями соответствующего иностранного государства, вырванных или расшитых страниц, должен иметь не менее 2 чистых страниц, предназначенных для виз.
В случае выдачи рабочей визы срок действия паспорта не должен истекать ранее чем через 1,5 года с даты начала действия визы.
Визовая анкета представляется иностранным гражданином по форме, устанавливаемой совместно компетентными федеральными органами исполнительной власти, заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств либо на государственном языке страны пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, либо на русском языке, либо на английском языке.
Ответы на вопросы визовой анкеты должны быть исчерпывающими. Визовая анкета подписывается иностранным гражданином лично. Фотографии размером 3 x 4 см (либо черно-белые, либо цветные) должны быть с четким изображением лица анфас без очков с затемненными стеклами и без головного убора (за исключением иностранных граждан, для которых постоянное ношение головного убора является обязательным атрибутом их национальной или религиозной принадлежности, при условии, что иностранный гражданин изображен в таком головном уборе на фотографии в паспорте).
(Данные требования содержаться в ФЗ РФ от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Постановлении Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 N 335 "Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы". - Прим. автора).
Этап 8. Получение иностранцем обыкновенной рабочей визы в дипломатическом представительстве или консульстве на основании разрешения Федеральной миграционной Службы МВД РФ
Срок оформления визы составляет не более 20 рабочих дней с даты обращения иностранного гражданина. Датой обращения за получением визы считается день подачи всех предусмотренных законодательством РФ документов, оформленных надлежащим образом. В случае введения иностранным государством более длительного срока выдачи виз гражданам Российской Федерации Министерство иностранных дел Российской Федерации может на основе международного принципа взаимности самостоятельно увеличивать срок выдачи виз гражданам соответствующего иностранного государства.
В выдаче визы иностранному гражданину может быть отказано в установленных законодательством Российской Федерации случаях. Разъяснять причины отказа уполномоченный государственный орган не обязан.
Срок получение работодателем обыкновенной рабочей визы в территориальном органе внутренних дел для иностранного работника в Российской Федерации - 20 рабочих дней.
Этап 9. Регистрация работодателем иностранных работников по месту пребывания в РФ
Регистрация иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию, производится по письменному заявлению этого гражданина, поданному лично или через приглашающую организацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. Регистрация иностранного гражданина производится, если он предъявил для регистрации миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документ, удостоверяющий его личность.
Регистрация иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию, производится по месту его пребывания в Российской Федерации.
В случае перемены места пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия на новое место пребывания.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, ведет учет иностранных работников, временно пребывающих в Российской Федерации, и направляет информацию о прибытии иностранных граждан к месту работы и об их убытии с места работы в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.
(Здесь необходимы ссылки на ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и Совместный приказ МВД России, МИД России, Минтранса России, МПС России, ГТК России и ФПС России от 11.11.2002 N 1095/16531/143/49/1189/692 "О введении в действие миграционных карт". - Прим. автора)
Срок регистрации работодателем иностранных работников по месту пребывания в РФ - 3 рабочих дня.
Этап 10. Уведомление работодателем налогового органа о привлечение иностранных работников для осуществления трудовой деятельности по месту пребывания в РФ
Работодатель обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение 10 дней со дня:
- подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности либо
- прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо
- получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо
- заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо
- приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо
- приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо
- аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
(Все это определено ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". - Прим. автора).
Стоимость получения визы ОР
Официальные расходы на получение визы ОР составляют около 4000 рублей и образуются следующими платежами:
- государственная пошлина за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников - 3000 руб. (за каждого привлекаемого иностранного работника);
- за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину - 1000 руб.
Однако реальные затраты работодателя на получение визы ОР могут исчисляться и куда более крупными суммами. Это и т.н. "неформальные затраты" (расчету вообще не поддающиеся - прим. автора), а также доплата за "соблюдение сроков" прохождения документов (что также сложно оценить - прим. автора). На стоимости визы сказалась и реализуемая в России т.н. "административная реформа", результатом которой стало лишь то, что многие "связи" "специалистам по визам" приходится "налаживать" заново. Таким образом, количество консультантов, оказывающих услуги в получении визы ОР резко сократилось, а "стоимость" такой "помощи" и сроки прохождения документов (даже при сопровождении консультантом) резко возросли. Тем не менее, существует только такой, как изложено выше, порядок. Какого-либо иного - более "льготного" или "простого" пока не придумано.
К сожалению, многие иностранцы не понимают и очень часто не принимают российской системы трудовых отношений и сопутствующей ей системы документооборота, пытаясь ограничиться лишь трудовыми договорами (обычно по привычке все еще именуемым "контрактами", что на самом деле не так - прим. автора) с работниками, которые в свою очередь, стараются "подогнать" под привычные им, просто переводя с одного языка на другой, без учета требований российского трудового законодательства, применяемого в конкретном случае. Обычно иностранцев шокирует и количество документов, которые необходимо оформить, чтобы просто начать работать в России, и тем более, количество документов, которые должна вести компания в соответствии с российским законодательством. Тем не менее, если ни у кого не вызывает сомнения то, что приезжая в США, например, необходимо соблюдать законодательство именно США, а не Швеции, то почему-то требования российских властей вызывают и недоумение, и попытки всякими способами "обойти" его. Необходимо уважать законодательство страны, в которую едешь работать или уже работаешь. И хотя российское трудовое законодательство не самое совершенное, да и документооборот достаточно объемный, все же оно представляет довольно логичную (в определенном смысле слова), складывающуюся годами систему. И просто так игнорировать ее - значит не уважать страну пребывания.
"Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 7, июль 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Предоставление проекта гражданско-правового договора с иностранным гражданином вообще даже не предусмотрено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107