Нет кассового чека - нет вычета по НДС?
На практике нередко встречаются ситуации, когда организация расплачивается с фирмой-поставщиком наличными деньгами. Поставщик при этом выписывает квитанцию к приходному кассовому ордеру, товарный чек, счет-фактуру, а кассовый чек не выдает ввиду отсутствия кассового аппарата.
Возможно ли в данной ситуации получить налоговый вычет по уплаченному поставщику НДС?
С июля 2003 г. все наличные расчеты за товары (работы, услуги) должны проводиться с использованием контрольно-кассовой техники (ККТ). Необходимость применять кассовые аппараты при расчетах между организациями и (или) предпринимателями повлекла за собой огромное количество проблем, связанных с налоговыми вычетами по НДС.
Согласно п. 7 ст. 168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями, а также индивидуальными предпринимателями, работающими в сфере розничной торговли и общественного питания, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
По мнению налоговых органов, налоговый вычет по НДС при розничных покупках предоставляется при выполнении следующих условий:
наличие товарного чека, подтверждающего факт приобретения товаров, который необходим организации, а не самому подотчетному лицу;
наличие чека контрольно-кассовой машины по указанной покупке и счета-фактуры;
сумма НДС выделена отдельной строкой не только в счете-фактуре, но и в самом кассовом чеке;
в строке 5 счета-фактуры указаны порядковый номер кассового чека и дата покупки.
Последние требования изложены в письме МНС России от 10 октября 2003 г. N 03-1-08/2963/11-АЛ268 "О Порядке выставления счетов-фактур и налоговых вычетах по налогу на добавленную стоимость в связи с принятием Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ", доведенном до налоговых инспекторов на местах как указания в практической работе с налогоплательщиками.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 17 июня 2004 г. N 03-03-11/100 "О налоговых вычетах по НАС при покупке товаров за наличный расчет", суммы налога на добавленную стоимость, которые были уплачены при приобретении товаров за наличный расчет, могут быть приняты к вычету при наличии счета-фактуры, оформленного в установленном порядке, и кассового чека как документа, подтверждающего факт уплаты налога.
В свою очередь налоговое ведомство отстаивает свою позицию и запрещает принимать к вычету НДС, ссылаясь на Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". В соответствии с ним юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводя наличные денежные расчеты, обязаны применять контрольно-кассовую технику.
Справедливости ради отметим, что представители МНС России, с одной стороны, не отрицают, что приходно-кассовый ордер и квитанция к нему отвечают всем требованиям, которые предъявляет НК РФ к документам, подтверждающим факт уплаты НДС*(1). С другой стороны, отмечают, что только квитанция к приходному кассовому ордеру, на которой есть напечатанный контрольно-кассовой машиной полноразмерный фискальный оттиск, соответствует требованиям, предъявляемым к вкладному (подкладному) документу, приравненному к чеку согласно Постановлению Правительства РФ от 7 августа 1998 г. N 904 "О внесении изменений и дополнений в Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Об этом сказано в п. 1 раздела IV протокола заседания ГМЭК от 12 сентября 2003 г. N 3/75-2003*(2).
Однако в упомянутом Законе приведен регламент дополнительного контроля за проведением расчетов наличными денежными средствами в России, который не предполагает распространение норм данного Закона на иные отрасли права, в частности налогового.
Если при расчетах наличными средствами не будет применяться контрольно-кассовая техника, то это повлечет за собой административную ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), а не лишение права на налоговый вычет, установленного другим кодексом.
Приведенные выше мнения можно оспорить, поскольку на сумму оплаты выписан приходно-кассовый ордер, и наличия второго документа, подтверждающего платеж, не требуется. Рассмотрим, что говорят по данному поводу нормативные документы.
Расчеты наличными денежными средствами находятся в сфере интересов Банка России, который регламентирует и контролирует наличное денежное обращение в России. Пункт 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г, N 40) содержит утверждение, согласно которому наличные деньги принимаются в кассы организаций по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя организации. После приема денег к приходному кассовому ордеру выдается квитанция с подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Отметим, что ни о каких иных платежных документах в виде чека ККМ речь не идет и какие-либо поправки в данный процесс в связи с введением требования о применении контрольно-кассовых машин Банк России не вносил. Данное обстоятельство вполне можно квалифицировать как непризнание Банком России чека ККМ в качестве платежного документа.
В соответствии с нормами ст. 171 и 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг). Налоговые вычеты предоставляются на основании:
счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг);
документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплачены им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Обратите внимание, что в указанных положениях налогового законодательства упор сделан только на факт уплаты НАС. Этот факт должен быть подтвержден по всей вероятности платежным документом, к числу которых чек ККМ Банк России не относит, а Минфин России, равно как и ГМЭК, не имеет права вмешиваться в сферу деятельности ЦБ РФ.
Таким образом, законодательство, регулирующее расчеты наличными денежными средствами и налоговые вычеты по НДС, не содержит норм, которые запрещали бы возмещать налог на добавленную стоимость из бюджета при отсутствии чека ККМ, но при наличии приходного кассового ордера.
Более того, в качестве аргумента в налоговом споре можно привести следующее.
В Постановлении ФАС Московского округа от 30 августа 1999 г. по делу N КА-А40/2745-99 опровергаются доводы налоговой инспекции о том, что единственным подтверждением затрат при наличных расчетах могут быть кассовые чеки. Суд подчеркнул, что Законом о применении ККМ регулируются отношения, не затрагивающие бухгалтерскую и налоговую отчетность, а также порядок отнесения затрат на себестоимость. Рассмотрим еще одну сторону проблемы. В той же статье "Налоговые вычеты по НДС при расчетах наличными"*(3) сделаны следующие выводы: "...документом, подтверждающим фактическую уплату сумм налога, является кассовый чек с выделенной отдельной строкой суммой НДС. Также отдельной строкой НДС должен быть выделен в счете-фактуре. Кроме того, в строке 5 счета-фактуры указываются порядковый номер чека и дата покупки".
Автор не согласен с данным подходом, поскольку при покупках товаров в розничной сети происходит оплата товара, а не внесение авансового платежа, значит, требование вносить данные чека контрольно-кассовой машины в счет-фактуру неправомерно.
Таким образом, представитель налогового ведомства, разъясняя Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914, не учел прямых норм ст. 169 НК РФ. В соответствии с ними в счете-фактуре должен быть указан номер платежно-расчетного документа при получении авансовых или других платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). Иное Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает.
Более того, согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации, если возникают противоречия между положениями федерального закона и другого акта, изданного в Российской Федерации, действует федеральный закон. Следовательно, в данном случае приоритет остается за Налоговым кодексом Российской Федерации, а не Постановлением Правительства РФ N 914.
К тому же в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 10 июля 2002 г. N ГКПИ2001-916 указано, что если предписание Правил не соответствует нормам НК РФ, то оно подлежит признанию незаконным (недействующим).
Однако свою правоту налогоплательщику скорее всего придется доказывать в судебных инстанциях.
К слову, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2002 г. N КА-А40/6605-02 было отмечено, что отсутствие в счете-фактуре указаний на номер платежно-расчетного документа не является основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Что касается требования налоговых органов выделять отдельной строкой НДС в чеках контрольно-кассовой техники, то п. 4 ст. 168 НК РФ установлено, что сумма налога выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах.
Очевидно, что сами чеки контрольно-кассовых машин, а не реестры по ним в данном перечне не приведены. Кроме того, нет ни одного нормативного документа, который бы относил чеки ККМ к расчетным документам. Поэтому упомянутые требования налогового органа (обязательное наличие отдельной строки с суммой НДС в чеке ККМ или указание реквизитов чека в счете-фактуре) незаконны и их несоблюдение не может служить основанием для отказа в предоставлении налоговых вычетов по НДС.
В то же время позиция налоговых органов иная.
УМНС России по г. Москве в своем письме от 12 мая 2004 г. N 24-11/31529 "О налоговом вычете по НДС" отметило, что в строке 5 счета-фактуры указываются реквизиты (номер и дата составления) платежно-расчетного документа или кассового чека (при расчете с помощью платежно-расчетных документов или кассовых чеков, к которым прилагается счет-фактура).
С.А. Смирнова,
генеральный директор 000 "Аудит, Консалтинг и Право",
канд. экон. наук
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 21, ноябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Думинская О.С. Налоговые вычеты по НДС при расчетах наличными // Российский налоговый курьер. - М.: Статус-Кво 97, 2004. - N 4.
*(2) Указ. соч.
*(3) Указ. соч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru