Типичные бухгалтерские ошибки*(1)
Нарушение требований ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"
Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н, регламентирует требования к учетной политике организации - как в части содержания, так и в части оформления. Согласно п. 5 ПБУ 1/98 учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается ее руководителем.
Отсутствие утвержденных документов, регламентирующих бухгалтерский учет и внутренний контроль, может привести к несвоевременному, неполному и неправильному отражению операций в бухгалтерском учете и, как следствие, к искажению финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, а также к налоговым рискам. Поскольку порядок и сроки утверждения документов по учетной политике организации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), рассмотрим встречающиеся в аудиторской практике нарушения указаний ПБУ 1/98.
Неполнота учетной политики, отсутствие ее необходимых составляющих
Состав и содержание учетной политики организации регламентированы п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете следующим образом.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за постановку и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, которые необходимы для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Ошибка: в составе документов по учетной политике организации отсутствуют:
нетиповые формы первичных учетных документов;
формы внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации;
график и основные положения документооборота;
основные положения системы внутреннего контроля и т.п.
Типовые формы первичных учетных документов утверждаются документами Государственного комитета Российской Федерации по статистике. В частности, в настоящее время действуют следующие документы:
Постановление Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. N 68 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья";
Постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве";
Постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте";
Постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации";
Постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" (вместе с альбомами унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций; по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин; по учету торговых операций при продаже товаров в кредит и по учету торговых операций в комиссионной торговле; по учету операций в общественном питании);
Постановление Госкомстата России от 9 августа 1999 г. N 66 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения";
Постановление Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ";
Постановление Госкомстата России от 1 августа 2001 г. N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет";
Постановление Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств";
Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
Таким образом, если организация использует в своей работе формы первичных учетных документов, не представленные в перечисленных выше постановлениях и альбомах, она должна составить свой корпоративный альбом нетиповых форм первичной учетной документации и утвердить его в качестве приложения к учетной политике.
Кроме того, порядок применения форм первичной учетной документации регулируется следующими документами:
Постановлением Госкомстата России от 29 мая 1998 г. N 57а "Об утверждении порядка поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации";
Постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20 "Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации";
Постановлением Госкомстата России от 28 января 2002 г. N 5 "Об утверждении дополнений к Указаниям по применению и заполнению унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России".
В них, в частности, приводятся следующие правила.
В организациях на территории Российской Федерации унифицированные формы первичной учетной документации как элемент учетной политики вводятся с начала финансового года. В эти формы (кроме форм по учету кассовых операций) организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. Все реквизиты утвержденных унифицированных форм остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа), удалять отдельные реквизиты из унифицированных форм нельзя.
Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.
Форматы бланков, приведенных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться. При изготовлении бланков на основе унифицированных форм первичной учетной документации можно расширять (сужать) графы и строки с учетом значности показателей, включать дополнительные строки (в том числе свободные), а также вкладные листы для удобства размещения и обработки необходимой информации.
Для отражения ввода в эксплуатацию и движения имущества, перешедшего согласно правилам бухгалтерского учета в состав основных средств из категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов, помимо форм первичной учетной документации по учету основных средств могут использоваться унифицированные формы первичной учетной документации N МБ-2, МБ-4, МБ-7, МБ-8.
Все формы первичных учетных документов, разработанные (дополненные) организацией самостоятельно, подлежат оформлению соответствующим организационно-распорядительным документом организации в составе ее учетной политики.
Необходимо учитывать, что формы отчетности, утвержденные действующими документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета (приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"), также являются рекомендуемыми. При этом Минфин России в своих письмах неоднократно указывал, что каждая организация должна на основе этих рекомендованных форм разрабатывать собственные, учитывающие ее отраслевую принадлежность, масштабы и другие особенности (см., например, письмо Минфина России от 9 сентября 2003 г. N 16-00-13/05). В частности, необходимо исключать из форм отчетности незаполняемые строки*(2), агрегировать несущественные показатели, вводить собственные строки по существенным, требующим дополнительной расшифровки показателям и т.д.
Самостоятельно разработанные формы бухгалтерской отчетности на основе типовых форм, рекомендованных Минфином России, также должны быть утверждены в составе учетной политики организации.
Под формами внутренней отчетности понимаются две группы документов:
формы отчетности, представляемой руководству организации для целей управления. Показатели этих форм берутся из данных бухгалтерского учета, а затем группируются, сортируются, агрегируются и т.д.;
формы отчетности структурных подразделений (так называемые внутренние балансы), необходимые для составления бухгалтерской отчетности организации в целом.
Если первая группа форм утверждается в составе учетной политики по усмотрению самой организации (формы единовременной отчетности, представляемые по специальному заданию, вообще не могут быть утверждены заранее, поскольку потребность в них возникает нерегулярно), то вторая группа форм должна быть утверждена обязательно. Дело в том, что, не получив заранее четкого указания о том, когда и какие именно показатели потребуются головной организации для составления баланса, бухгалтеры подразделений будут вынуждены самостоятельно "изобретать" список этих показателей и необходимые формы. В этом случае практически невозможно добиться ни сопоставимости показателей, ни своевременности их представления, ни других необходимых характеристик. Минфин России в своих разъяснениях постоянно подчеркивает, что организация должна самостоятельно устанавливать конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса своего подразделения и отражения его имущественного и финансового положения на отчетную дату для нужд управления организацией (см., например, письмо Минфина России от 29 марта 2004 г. N 04-05-06/27 "О формировании отдельного баланса подразделения организации").
Порядок проведения инвентаризации, утверждаемый в составе учетной политики организации, должен регламентировать все аспекты проведения инвентаризации, документального оформления и отражения ее итогов в учете. В учетной политике должны быть отражены:
порядок формирования инвентаризационных комиссий (должностной состав, утверждение персонального состава, инструкции по выполнению отдельными членами комиссии их обязанностей в ходе инвентаризации и т.д.);
график проведения инвентаризации, сроки ее начала, длительности, цели проведения и перечни инвентаризируемых объектов, а также организационные вопросы (закрытие складов или продолжение их работы в ограниченном режиме), сроки выполнения предварительных мероприятий (получение актов сверки с дебиторами и кредиторами, распечатка форм и т.п.);
формы документов (описей, ведомостей и др.), используемых при проведении инвентаризации и оформлении ее итогов, инструкции по заполнению этих форм;
порядок отражения в учете результатов инвентаризации и взыскания ущерба с виновных лиц;
порядок разработки мероприятий по исключению в дальнейшей деятельности выявленных негативных моментов (возникновения недостач, излишков, роста дебиторской задолженности, затоваривания складов, увеличения неликвидов и т.п.) и контроля за выполнением этих мероприятий.
График и основные положения документооборота должны утверждаться в составе учетной политики, поскольку после того, как ее подпишет руководитель организации, все положения учетной политики должны применить все должностные лица организации. Именно этот факт делает обязательным своевременное и правильное составление первичных и сводных документов и их представление в бухгалтерию. Если в организации не будет утвержденного графика документооборота, разные службы и должностные лица смогут по-своему толковать необходимость и сроки передачи в бухгалтерию тех или иных документов, что будет препятствовать своевременному и полному отражению всех операций на счетах бухгалтерского учета.
Учетная политика не раскрывается для пользователей бухгалтерской
информации
Для однозначного понимания бухгалтерской информации, отраженной в отчетности, всем ее пользователям необходимо знать методы, с помощью которых организация вела учет и формировала свою отчетность. Если внутренние пользователи обладают такими знаниями, поскольку работают в организации, то внешним пользователям необходима информация об учетной политике организации.
Пункт 3 ПБУ 1/98 требует раскрывать положения учетной политики от тех организаций, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность (полностью или частично, согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе).
Исходя из этого вопросы раскрытия учетной политики регламентированы п. 11-15 ПБУ 1/98 следующим образом:
организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности не смогут достоверно оценить финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации;
к способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся методы амортизации основных средств, нематериальных и других активов, оценки материально-производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции (товаров, работ, услуг);
если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных п. 6 ПБУ 1/98 (допущения имущественной обособленности*(3), непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, допущения временной определенности факторов хозяйственной деятельности), то их можно не раскрывать в бухгалтерской отчетности. При формировании учетной политики организации исходя из других допущений последние вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности;
если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут повлечь за собой сомнения в целесообразности применения допущения непрерывности деятельности, организация должна указать на такую неопределенность и описать, с чем она связана;
существенные способы ведения бухгалтерского учета следует отразить в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если с момента составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год учетная политика не применялась.
Ошибка: организация не раскрывает свою учетную политику по предусмотренным законодательством правилам, а именно:
не формирует пояснительную записку или не включает в нее основные положения учетной политики, на основании которых была сформирована бухгалтерская отчетность;
не раскрывает отступления от общепринятых допущений в пояснительной записке либо не приводит обоснования данных отступлений;
включает в пояснительную записку не все существенные аспекты учетной политики либо, напротив, включает несущественные, технические аспекты ведения учета;
не включает в пояснительную записку изменения учетной политики, вводимые со следующего финансового года.
Нарушение допущения временной определенности фактов хозяйственной
деятельности
Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности - один из основных учетных принципов. Он заключается в том, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (п. 6 ПБУ 1/98)
Иными словами, допущение временной определенности требует учитывать хозяйственные операции в том отчетном периоде, в котором они были совершены. Если в периоде совершения операции она не была отражена в бухгалтерском учете, это должно быть квалифицировано как ошибка независимо от причин, по которым операция не была отражена. Такие причины, как отсутствие первичных документов, информации о совершении операции и т.п., не являются оправданием, но свидетельствуют о том, что в организации не налажена система документооборота, что приводит к искажениям в учете и отчетности.
Ошибка: несоблюдение допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Как правило, при данном нарушении хозяйственные операции отражаются в учете позже, чем они совершались в действительности.
Рассмотрим пример, который часто приводится на занятиях по международным стандартам финансовой отчетности.
Пример 1.
В декабре на территории заводоуправления выпал сильный снег и организация заключила договор на его уборку. По каким-то причинам акт приемки выполненных работ поступил в бухгалтерию в июле следующего года. Когда указанные затраты должны быть отражены в учете и отчетности?
В лучшем случае, прослушав такие условия примера, бухгалтер задаст вопрос: когда был подписан этот акт? В худшем случае - отнесет затраты по уборке прошлогоднего снега в июле на счета затрат (в частности, на счет 26 "Общехозяйственные расходы"). Что касается даты подписания акта, то здесь бухгалтер рассуждает следующим образом. Если акт датирован декабрем, то в июле (после получения акта) следует признать расходы прошлых лет, выявленные в отчетном периоде (не Д 26, а Д 91). Если же акт будет подписан в следующем году, то ничего не остается, как признать соответствующие затраты (Д 26).
Прав ли бухгалтер? Если обратиться к допущению временной определенности, то не прав, поскольку операция фактически имела место в предыдущем году - в этом году таких затрат нет, и в себестоимость их включать нельзя.
Возражения будут заключаться в необходимости оформить первичные документы: все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны сопровождаться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет (п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Оправдания у бухгалтера примерно следующие: нет первичного документа (в данном случае акта об уборке снега) - нет и проводки.
Российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета, так же как и МСФО, подобных оправданий не допускает. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это невозможно, - непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эта документы (п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Таким образом, ответственный сотрудник организации, заключивший договор на выполнение работ, должен был составить акт их приемки непосредственно после выполнения работ. Отсутствие такого акта свидетельствует о слабой системе внутреннего контроля. Исключить подобные ситуации можно, упорядочив систему документооборота и повысив дисциплину работы с контрагентами.
Приведем другой пример нарушения допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Пример 2.
Организация приобрела иностранную валюту - доллары США. Для этого 29 июня 2004 г. было перечислено 1 000 000 руб. (курс Банка России - 29,0242 руб./дол. США). Доллары приобретены 30 июня (курс Банка России - 29,0274 руб./дол. США) в сумме 34 000 дол. США, курс покупки - 29,03 руб./дол. США. На валютный счет они были зачислены 1 июля (курс Банка России - 29,0471 руб./дол. США), одновременно организация получила на свой расчетный счет остаток неиспользованных рублей.
При проведении аудиторской проверки выявляется следующая ошибка: валютирование не рассматривается в качестве самостоятельной хозяйственной операции, конвертация рублей в доллары отражается в день зачисления валюты на счет, вся разница рассматривается как результат купли-продажи валюты, формируемый в виде сальдо на счете расчетов с банком, курсовая разница начинает отражаться с даты зачисления валюты на валютный счет:
29 июня 2004 г.
Д 76 (57) - К 51 - 1 000 000 руб. - перечислены средства на покупку валюты;
1 июля 2004 г.
Д 52 - К 76 (57) - 987 601,40 руб. (34 000 руб. х 29,0471 руб./дол. США) - зачислена приобретенная валюта в сумме 34 000 дол. США;
Д 51 - К 76 (57) - 12 980 руб.*(4) [1 000 000 руб. - 987 020 руб. (34 000 дол. США х 29,03 руб./дол. США)] - отражен возврат неиспользованных рублевых средств;
Д 91 - К 76 (57) - 581,40 руб. (1 000 000 руб. - 987 601,40 руб. - 12 980 руб.) - отражен убыток от покупки валюты.
В бухгалтерском балансе за первое полугодие отражается дебиторская задолженность в сумме перечисленных банку средств на покупку валюты - 1 000 000 руб., убыток от покупки валюты в отчет о финансовых результатах за первое полугодие не включается.
Поскольку валюта фактически приобретена 30 июня, аудитор должен признать нарушение допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. В действительности организация должна была сделать следующие записи:
29 июня 2004 г. Д 76 (57), субсчет "Рубли" - К 51 - 1 000000 руб.- перечислены средства на покупку валюты;
30 июня 2004 г.
Д 76 (57), субсчет "Валюта" - К 76 (57), субсчет "Рубли" - 987 020 руб. (34 000 дол. США х 29,03 руб./дол. США) - отражена конвертация рублей (приобретение валюты) в сумме 34 000 дол. США;
Д 91 - К 76 (57), субсчет "Валюта" - 88,40 руб. [34 000 дол. США х (29,03 руб./дол. США - 29,0274 руб./дол. США)] - отражен убыток от конвертации рублей (приобретения валюты);
7 июля 2004 г.
Д 52 - К 76 (57), субсчет "Валюта" - 987 601,40 руб. (34 000 дол. США х 29,0471 руб./дол. США) - зачислена приобретенная валюта в сумме 34 000 дол. США;
Д 51 - К 76 (57), субсчет "Рубли" - 12 980 руб. [1 000 000 руб. - 987 020 руб. (34 000 дол. США х 29,03 руб./дол. США)] - отражен возврат неиспользованных рублевых средств;
Д 76 (57), субсчет "Валюта" - К 91 - 669,80 руб. [34 000 дол. США х (29,0471 руб./дол. США - 29,0274 руб./дол. США] - отражена курсовая разница по приобретенной валюте.
В балансе за первое полугодие отражается не дебиторская задолженность банка, а валютные средства в пути, в отчет о финансовых результатах за первое полугодие включаются убытки от покупки валюты, а в отчет за год будут включены еще и внереализационные доходы по курсовой разнице. При этом финансовый результат в отчете о прибылях и убытках должен быть развернут: убытки от покупки валюты (88,40 руб.) и прибыль по курсовой разнице (669,80 руб.) в совокупности составят 581,40 руб.
Выбор недопустимых (фактически не применимых) способов учета
Зачастую организации формально подходят к разработке учетной политики. В результате возможен выбор недопустимых или фактически не применимых способов учета. Приведем несколько примеров.
Ошибка: выбор недопустимых или фактически не применимых способов учета, а именно методов учета финансовых вложений и материально-производственных запасов.
При выборе учетной политики по вопросу оценки выбывающих финансовых вложений, не имеющих достоверной оценки текущей рыночной стоимости, необходимо иметь в виду следующее. Согласно п. 26 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утвержденного приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н, их стоимость может определяться одним из способов:
по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
по средней первоначальной стоимости;
по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО),
Зачастую в учетной политике можно увидеть, что все выбывающие ценные бумаги оцениваются методом средней первоначальной стоимости или ФИФО. Такое условие учетной политики на практике неприменимо. Дело в том, что ценные бумаги следует разделить на две группы:
индивидуально определимые - ценные бумаги, каждый экземпляр которых имеет собственные признаки, позволяющие отличить его от других аналогичных ценных бумаг. Например, вексель может иметь серию и номер, позволяющие отличить его от других векселей того же эмитента, даже если все векселя будут иметь одинаковые номинал и дату выдачи;
индивидуально не определимые - ценные бумаги, не имеющие отличительных признаков. Например, бездокументарные акции, хранящиеся в виде записей в реестре акционеров, ничем не отличаются от аналогичных акций того же выпуска*(5).
Очевидно, что индивидуально определимые ценные бумаги при списании можно оценивать только одним способом - по стоимости каждой единицы. Применять метод средней первоначальной стоимости или ФИФО в данном случае нельзя, и бухгалтер будет вынужден нарушить положения собственной учетной политики либо все же применить их. Это приведет к нарушению требования соответствия: данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета (ст. 8 Закона о бухгалтерском учете). После списания индивидуально определимой ценной бумаги методом средней первоначальной стоимости или ФИФО остаток по синтетическому счету учета финансовых вложений не будет соответствовать аналитической расшифровке стоимости оставшихся вложений.
Еще более нелепо выглядит выбор названных способов оценки для иных финансовых вложений, отличных от ценных бумаг. Отдельные объекты вложений, оформленные самостоятельными договорами (вклад в уставный капитал отдельной организации, все перечисления средств по одному договору займа, права требования к отдельному дебитору, приобретенные по одному договору цессии, вклад в отдельный договор простого товарищества и т.д.), напротив, могут оцениваться при списании только по стоимости каждой единицы.
Противоположная ситуация с выбором положений учетной политики в отношении оценки списываемых МПЗ. В данном случае метод списания по стоимости каждой единицы применяется крайне редко. Это исключено по таким группам МПЗ, как топливо, строительные материалы (кирпич, доски, железобетонные плиты) и т.д. Тем не менее подобные ситуации встречались нам в практике аудиторских проверок, что свидетельствует о низкой квалификации бухгалтера или его халатном отношении к формированию учетной политики.
А.А. Ефремова,
директор департамента аудиторских услуг ЗАО "АКГ
"Развитие бизнес-систем"
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 21, ноябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья представляет собой отрывок из готовящейся книги А.А. Ефремовой "150 типичных бухгалтерских ошибок, нарушений и заблуждений", которая планируется к выпуску в издательстве "ФБК-ПРЕСС" в начале 2005 г. В этом году в журналах "Финансовые и бухгалтерские консультации" и "Новое в бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" публикуются материалы из данной книги.
*(2) Речь идет именно о постоянно не заполняемых (неиспользуемых) строках. Если какая-либо отрока была заполнена в предыдущие периоды, но в отчетном периоде не имеет соответствующих показателей (например, в связи с продажей всех своих финансовых вложений, погашением всех кредитов и займов и т.д.), то она приводится в отчетности для обеспечений ее сопоставимости.
*(3). В частности, для более полного исполнения требования приоритета сущности над формой организация может обоснованно отказаться от соблюдения допущения имущественной обособленности.
*(4) Сумма берется бухгалтером из банковской выписки.
*(5) Согласно ст. 1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" выпуск эмиссионных ценных бумаг - совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска. Все бумаги одного выпуска относятся к одному виду (в одном выпуске нельзя зарегистрировать одновременно акции и облигации), выпускаются одним эмитентом и имеют равный номинал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru