г. Владимир |
|
15 декабря 2008 г. |
Дело N А11-4055/2008-К2-27/207 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.12.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Александровского района Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.09.2008
по делу N А11-4055/2008-К2-27/207,
принятое судьей Поповой З.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Галактика"
о признании незаконным отказа администрации Александровского района Владимирской области в предоставлении в аренду земельного участка площадью 7542 кв. м,
при участии:
от администрации Александровского района Владимирской области - не явились (уведомление N 53610);
от общества с ограниченной ответственностью "Галактика" - Васильева С.Н. по доверенности от 01.02.2006 N 01-ю;
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Владимирской области - не явились (уведомление N 53606);
от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района - не явились (уведомление N 53608);
от Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области - не явились (уведомление N 53605),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Галактика" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Александровского района Владимирской области (далее - администрация) в предоставлении в аренду земельного участка площадью 7542 кв. м с кадастровым номером 33:17:00 04 08:0226, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Александров, Советский переулок, имеющего разрешенное использование (назначение) для общественно-деловых целей (для обслуживания и эксплуатации здания кинотеатра).
Решением от 29.09.2008 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования Общества, установив, что последним при подаче заявления в администрацию были выполнены требования Земельного кодекса Российской Федерации, представлены документы, подтверждающие право безвозмездного пользования зданием кинотеатра, кадастровый план испрашиваемого земельного участка, в связи с чем администрация, будучи полномочным органом, не имела правовых оснований для отказа Обществу в предоставлении земельного участка в аренду.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
По мнению администрации, пункт 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которому земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом, является диспозитивной нормой и дает право выбора сторонам договора аренды самостоятельно решать вопрос о заключении договораанского законодательства.
Как считает администрация, судом не дана оценка тому обстоятельству, что после объединения двух земельных участков, один из которых принадлежал муниципальному образованию на праве собственности, образованный земельный участок площадью 7542 кв.м стал государственной собственностью, что противоречит статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 16.08.2006, то есть после вступления в законную силу вышеназванного Федерального закона.
Как указал заявитель апелляционной жалобы, на момент заключения договора безвозмездного пользования зданием, находящимся на спорном земельном участке, на кадастровом учете состоял земельный участок площадью 3555 кв. м, потому договор аренды был заключен именно на этот участок; в связи с изменением в последующем площади земельного участка изменился предмет договора аренды, однако договор Обществом не оспорен и не признан недействительным. При этом администрация не является стороной по договору аренды, следовательно, ее отказ в предоставлении в аренду спорного земельного участка является правомерным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании отклонили доводы администрации, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Администрации, а также иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. Администрация и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области (далее - КУМИ Александровского района) заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей.
КУМИ Александровского района в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда отменить по основаниям, заявленным администрацией.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 29.09.2008 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, по результатам выигранного Обществом в 2003 году конкурса на право заключить договор безвозмездного пользования зданием кинотеатра 27.03.2003 между КУМИ Александровского района и Обществом заключен договор N 14, в соответствии с которым ссудодатель (КУМИ) передает, а ссудополучатель (Общество) принимает в безвозмездное пользование здание (бывший кинотеатр "Сатурн"), являющееся муниципальной собственностью округа Александров и расположенное по адресу: г. Александров, Советский пер., общей площадью 2093 кв.м для использования как культурно-развлекательный центр, со сроком действия договора до 26.03.2052. Данным договором на Общество возложена обязанность по проведению работ по реконструкции и обустройству прилегающей территории (пункт 2.2.11.3).
При этом на основании пункта 5.1. договора ссудодатель передает право на земельный участок площадью 0,8 га для обслуживания здания, устройства пределов и обустройства территорий, в связи с чем Общество обязано заключить соответствующий договор на указанный земельный участок.
Постановлением администрации от 05.01.2004 N 14 утвержден проект границ земельного участка, установлены его характеристики: категории земель - земли поселений, вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей (для обслуживания и эксплуатации здания кинотеатра), площадь - 7542 кв.м, местонахождение - г. Александров, Советская площадь; определено, что вышеуказанный земельный участок подлежит предоставлению в аренду.
Постановлением администрации от 05.01.2004 N 15 согласовано место размещения земельного участка общей площадью 7542 кв.м, утвержден акт выбора, в котором комиссией после обследования земельного участка указано на целесообразность его использования для эксплуатации здания кинотеатра.
В соответствии с постановлением от 05.05.2004 N 1225 в вышеназванные постановления внесены изменения, площадь земельного участка уменьшена до 3987 кв.м.
Согласно постановлению от 06.03.2006 N 531 администрацией принято решение передать Обществу в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 33:17 00 04 08:0092, расположенный по адресу: г. Александров, Советский переулок, для общественно-деловых целей (для обслуживания и эксплуатации нежилого здания кинотеатра), общей площадью 3555 кв.м, а 14.03.2006 между КУМИ Александровского района и Обществом заключен договор аренды данного земельного участка N 182-01/06 со сроком действия до 26.03.2052.
Постановлением администрации от 01.06.2006 N 1996 Обществу дополнительно предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 33:17:00 04 08: 0107, расположенный по адресу: г. Александров, Советская площадь, для общественно-деловых целей (для обслуживания и эксплуатации здания кинотеатра), общей площадью 3987 кв.м, на основании которого 08.06.2006 между КУМИ Александровского района и Обществом заключен договор аренды данного земельного участка N 198-01/06 сроком действия на два года.
На основании заявления КУМИ Александровского района от 02.08.2006 Учреждением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Владимирской области земельные участки с кадастровыми номерами 33:17:00 04 08:0107 и 31:17:00 04 08:0092 объединены в земельный участок общей площадью 7542 кв.м, которому присвоен кадастровый номер 33:17:00 04 08:0226, составлен кадастровый план земельного участка; разрешенное использование (назначение): для общественно-деловых целей (для обслуживания и эксплуатации здания кинотеатра).
Во исполнение условий договора безвозмездного пользования зданием кинотеатра и в целях дальнейшей эксплуатации здания Общество 17.08.2006 обратилось в администрацию с заявлением о заключении договора аренды вновь образованного земельного участка.
Письмом от 25.06.2008 N 01-17-1636 администрация отказала Обществу в удовлетворении заявления, указав на наличие заключенного между ним и КУМИ договора аренды от 14.03.2006 N 182-01/06 (впоследствии администрацией принято на этот счет постановление от 11.08.2008 N 222).
Посчитав, что указанным отказом нарушены его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Кодекса земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 28 Кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статьей 29 Кодекса предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен статьей 36 Кодекса.
В частности, в пункте 1 названной нормы определено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельные участки граждане и юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (пункт 5 статьи 36 Кодекса в редакции, действовавшей на момент подачи заявления).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного бессрочного пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Как установлено судом первой инстанции и не противоречит материалам дела, в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации администрация является органом, обладающим правом предоставления в аренду земельного участка, относящегося к землям поселений.
Общество на основании договора безвозмездного пользования от 27.03.2003 N 14 обладает правом безвозмездного пользования зданием кинотеатра "Сатурн", следовательно, вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, на котором расположено это здание; к заявлению о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка Обществом приложен его кадастровый план, по которому земельный участок имеет назначение: для общественно-деловых целей (для обслуживания и эксплуатации здания кинотеатра).
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В противоречие указанной норме администрация как полномочный орган не доказала наличие безусловных оснований, препятствующих предоставлению Обществу, обладающему правом безвозмездного пользования зданием кинотеатра, земельного участка площадью 7542 кв.м с кадастровым номером 33:17:00 04 08:0226, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Александров, Советский переулок.
Таким образом, на основании всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества и признал незаконным оспариваемый отказ администрации.
Доводам администрации судом дана надлежащая оценка. Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для их удовлетворения.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Владимирской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права, потому оснований для отмены его решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.09.2008 по делу N А11-4055/2008-К2-27/207 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Александровского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-4055/2008-К2-27/207
Истец: ООО "Галактика"
Ответчик: Администрация Александровского района Владимирской области
Третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Владимирской области, г.Владимир, Совет народных депутатов Александровского района ВО, КУМИ администрации Александровского района Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3873/08