08 декабря 2008 г. |
N А64-2864/08-11 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2008г.
Полный текст постановления изготовлен 08.12.2008г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.
при участии:
от налогового органа: Николенко Т.А., специалиста 1 разряда, доверенность N 03-23/06 от 27.03.2008г., паспорт серии 68 02 N 693406 выдан Тамбовским РОВД Тамбовской области 10.10.2002г.,
от налогоплательщика: Носкова А.В., представителя, доверенность N 32 от 01.12.2008г., паспорт серии 68 05 N 257623 выдан Октябрьским РУВД г. Тамбова 03.11.2005г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 1 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.09.2008 года по делу N А64-2864/08-11 (судья Надежкина Н.Н.) по заявлению СПК "Стрелецкий" к МИФНС России N 1 по Тамбовской области о признании недействительным ее решения N 1074 от 14.04.2008г. и обязании осуществить возврат излишне уплаченных сумм земельного налога за 2006-2007г.г.,
УСТАНОВИЛ:
СПК "Стрелецкий" обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России N 1 по Тамбовской области N 1074 от 14.04.2008г. об отказе в осуществлении зачета (возврата) земельного налога и обязании налогового органа осуществить возврат излишне уплаченного земельного налога за 2006-2007 г.г. в сумме 417397 руб. (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.09.2008г. заявленные требования удовлетворены. Решение МИФНС России N 1 по Тамбовской области N 1074 от 14.04.2008г. об отказе в осуществлении зачета (возврата) земельного налога признано недействительным. Суд обязал налоговый орган возвратить СПК "Стрелецкий" излишне уплаченный земельный налог за 2006-2007 г.г. в сумме 417397 руб.
МИФНС России N 1 по Тамбовской области не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В судебном заседании 02.12.2008г. объявлялся перерыв до 08.12.2008г. (с учетом выходных дней).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 27.03.2008г. СПК "Стрелецкий" обратился в МИФНС России N 1 по Тамбовской области с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм земельного налога за 2006-2007 г.г.
Решением от 14.04.2008г. N 1074 налоговый орган отказал СПК "Стрелецкий" в возврате земельного налога в связи с тем, что проводится камеральная проверка в соответствии со ст. 88 НК РФ.
Не согласившись с данным решением, СПК "Стрелецкий" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным данного решения и об обязании налогового органа произвести возврат излишне уплаченного земельного налога за 2006-2007 г.г..
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Из положений п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004г. N 141-ФЗ следует, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто налоговым органом, что у СПК "Стрелецкий" отсутствуют зарегистрированные права в отношении каких-либо земельных участков.
Решение ИФНС России по г.Тамбову от 14.04.2008г. N 1074 об отказе СПК "Стрелецкий" в возврате земельного налога является ненормативным актом государственного органа.
В силу ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Наличие незарегистрированных прав у СПК "Стрелецкий" в отношении земельных участков налоговым органом применительно к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004г. N 141-ФЗ также не доказано.
В нарушение ч.5 ст.200 АПК РФ налоговым органом не представлено государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных СПК "Стрелецкий" до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.
Представленный суду апелляционной инстанции ответ Управления Роснедвижимости по Тамбовской области от 06.10.2008 г. N 446 о том, что по учетным данным за СПК "Стрелецкий" на 01.01.2008 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования числится земельный участок общей площадью 475 га таким доказательством применительно к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004г. N 141-ФЗ.
В силу ст.68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Напротив, СПК "Стрелецкий" суду апелляционной инстанции представлено Постановление администрации Тамбовского района N 329 от 10.03.1993г., согласно которому 5742 га сельхозугодий, в том числе 4708 га пашни и 1034 га пастбищ закреплены за трудовым коллективом совхоза "Стрелецкий" в собственность бесплатно для сельскохозяйственного использования, согласно утвержденному перечню лиц.
Указанное Постановление согласуется с действовавшим в момент его принятия законодательством, а именно.
Согласно статье 5 Закона РСФСР от 23.11.1990г. N 374-1 "О земельной реформе" колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.
При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась Советами народных депутатов за плату и бесплатно (статья 8 названного Закона).
Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992г. N 708 и разработанного на основании Указа от 27.12.1991г. N 323, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Следовательно, при проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.
СПК "Стрелецкий" представлены (выборочно) свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности граждан в отношении переданного земельного участка.
Таким образом, доводы налогового органа о том, что СПК "Стрелецкий" в 2006 и 2007 году являлся плательщиком земельного налога не подтверждены надлежащими доказательствами о наличии у него земельных участков на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не могут служить такими доказательствами и факты ошибочного представления СПК "Стрелецкий" налоговых деклараций по земельному налогу как за спорный период, так и в 2008 году.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 и подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан возвратить или зачесть излишне уплаченные суммы налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Факт уплаты СПК "Стрелецкий" земельного налога в сумме 417397 руб. подтвержден материалами дела, в том числе платежными поручениями от 15.03.2007г. N 3, от 22.10.2007г. N 13 и не опровергается налоговым органом.
Доводы налогового органа об отказе в осуществлении возврата (зачета) земельного налога по причине проведения камеральной налоговой проверки обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку он не основан на положениях п.6 ст.78 НК РФ.
Доводы МИФНС России N 1 по Тамбовской области о наличии у СПК "Стрелецкий" недоимки по земельному налогу на момент подачи заявления о возврате налога также подлежит отклонению, поскольку налоговым органом не доказано наличие у кооператива налоговой обязанности по уплате земельного налога как за 2006-2007 годы, так и за предшествующие периоды.
Сведения о задолженности по земельному налогу и пеням по состоянию на 01.01.2006г. по данным лицевого счета налогового органа без представления доказательств наличия налоговой обязанности по уплате земельного налога, не могут свидетельствовать о наличии недоимки, препятствующей возврату налога.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что сверка взаимных расчетов по земельному налогу сторонами произведена не была, а представленный налоговым органом акт сверки по земельному налогу налогоплательщиком не подписан.
Следовательно, у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа СПК "Стрелецкий" в возврате излишне уплаченной суммы земельного налога.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.09.2008г. по делу N А64-2864/08-11 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу МИФНС России N 1 по Тамбовской области без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы, в связи с чем, госпошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 728 от 08.10.2008г., возврату не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.09.2008г. по делу N А64-2864/08-11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу МИФНС России N 1 по Тамбовской области без удовлетворения.
Председательствующий судья: |
В.А.Скрынников |
Судьи |
М.Б.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2864/08-11
Заявитель: СПК "Стрелецкий"
Ответчик: МИФНС РФ N1