г. Владимир
22 августа 2008 г. |
Дело N А43-4272/2008-38-103 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2008.
В полном объеме постановление изготовлено 22.08.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рубис Е.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Заглазеевой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.04.2008 по делу N А43-4272/2008-38-103, принятое судьей Яшковой Е.Л. по заявлению прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики о принесении протеста на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 13.02.2008 N 04-08/51 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Проект сервис +" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Прокурор Ленинского района г. Чебоксары (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с протестом на постановление заместителя руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее - управление, административный орган) от 13.02.2008 N 04-08/51 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Проект сервис +" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражный суд Нижегородской области от 28.04.2008 постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 13.02.2008 N 04-08/51 по делу об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
Административный орган, не согласилось с решением суда первой, инстанции обратился в апелляционную инстанцию с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, а постановление административного органа оставить без изменения.
Управление указывает, что общество, являясь организацией, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма должно было разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом", административный орган указывает, что правила внутреннего контроля в обществе должны были быть разработаны и утверждены в течение 1 месяца со дня вступления Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон 07.08.2001 N 115-ФЗ" в законную силу, то есть не позднее 30.09.2004 и представлены на согласование в административный орган не позднее 06.10.2004.
Пункт 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не трактует, что невыполнение, предусмотренной в нормативном правовом акте обязанности к установленном в нем сроку, является длящимся административным правонарушением. Из чего следует, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь со дня наступления срока, обязанность по которому не выполнена.
Кроме того, постановление по делу об административном правонарушении не пожжет быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного нарушения.
Административный орган считает, что правомерно принял постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества.
Административный орган письмом от 13.08.2008 ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность постановления административного органа от 13.02.2008 N 04-08/51 и просило решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.10.2003 общество с ограниченной ответственностью "Проект сервис +" зарегистрировано как юридическое лицо и постановлено на налоговый учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары.
29.01.2008 прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары была проведена проверка по вопросу соблюдения обществом требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в ходе которой установлено, что общество, оказывая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, в нарушение положений статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом" обществом нарушены сроки разработки и утверждения правил внутреннего контроля, которые должны включать в себя порядок фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации.
В соответствии с действующим законодательством правила внутреннего контроля общества должны были быть разработаны и утверждены руководителем предприятия не позднее 30.09.2004 и направлены на согласование в административный орган не позднее 06.10.2004.
Однако в нарушение вышеуказанных норм, на момент проверки общества, правила внутреннего контроля были разработаны и утверждены руководителем только 23.01.2008.
Кроме того, должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля было назначено 23.01.2008.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместителем прокурора Ленинского района г. Чебоксары 30.01.2008 вынесено постановление о возбуждении в отношении общества производства по делу об административном правонарушении.
Указанное постановление передано для рассмотрения в административный орган.
Постановлением административного органа от 13.02.2008 N 04-08/51 производство по делу об административном правонарушении в отношении общества прекращено, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым постановлением административного органа, прокурор опротестовал его в судебном порядке.
Арбитражный суд Нижегородской области признал постановление управления незаконным и отменил его.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715, изучив материалы дела, суд сделал вывод, что указанные законодательством требования обществом были устранены только после проверки - 23.01.2008.
Кроме того, правила внутреннего контроля и программы их осуществления, разработанные после проверки прокуратуры, в течение 5 дней не представлены на согласование в административный орган.
Специальное должностное лицо, назначенное также после проверки - 23.01.2008, в нарушение действующего законодательства не прошло обучение в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Также судом первой инстанции установлено, что общество не представляет в уполномоченный орган сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что правонарушении, совершенное обществом, является длящимся, характеризуется деятельностью и непрерывным осуществлением противоправного действия (бездействия), которое продолжается в течение всего времени с момента совершения и до дня его обнаружения (выявления) прокуратурой в ходе проведения проверки.
Руководствуясь статьей 4.5 Кодекса, которая трактует, что при длящемся административном правонарушении сроки, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса на момент вынесения постановления административного органа от 13.02.2008 N 04-08/51, не истек.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны прокуратуры и Управления не установлено.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции удовлетворил требования прокурора, признал незаконным и отменил постановление административного органа от 13.02.2008 N 04-08/51 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности по основанию, предусмотренному пунктом 6 статьи 24.5 Кодекса.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ) (далее - Закон) организации, осуществляющие услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и и финансированию терроризма.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона организации осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.01.2003г. N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителем организации в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу указанного постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае его отсутствия - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью "Проект сервис +" была осуществлена Инспекцией Министерства по налогам и сборам по Ленинскому району г. Чебоксары Чувашской Республики 28.10.2003.
С 30.08.2004 вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 28.07.2004 N 88-ФЗ. Данным нормативным актом к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которое распространяется действие норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115 - ФЗ отнесены организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Следовательно, правила внутреннего контроля общества должны были быть разработаны и утверждены руководителем не позднее 30.09.2004 и направлены на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 06.10.2004.
В нарушение вышеуказанных норм, на момент проверки правила внутреннего контроля были разработаны и утверждены обществом только 23.01.2008.
Кроме того, должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, было назначено 23.01.2008.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Проект сервис +" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.
В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Административное правонарушение, совершенное обществом является оконченным с момента истечения сроков утверждения и направления на согласование правил внутреннего контроля, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6, то есть с 07.10.2004.
Следовательно, 07 октября 2005 года истек срок давности привлечения общества с ограниченной ответственностью "Проект сервис +" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, вывод суда первой инстанции о длящемся характере административного правонарушения и возможности привлечения к административной ответственности не основан на нормах права.
Также, судом первой инстанции сделан вывод о том, что общество не представляет в уполномоченный орган сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Однако данный вывод арбитражного суда Нижегородской области не подтверждается материалами дела.
Законодателем в статье шестой Федерального закона РФ от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" содержится перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.
Пунктом четвертым указанной статьи установлено, что сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Доказательства осуществления обществом операций, подлежащих обязательному контролю, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд апелляционной инстанции в ходе судебного заседания, пришел к выводу о необоснованности вывода суда первой инстанции о непредставлении обществом, в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Арбитражный суд Нижегородской области не в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы не основаны на правильном применении норм материального права.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу по приведенным в ней доводам, подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.04.2008 по делу N А43-4272/2008-38-103 - отменить, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу - удовлетворить.
Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 13.02.2008 N 04-08/51 о прекращении производства по делу об административном правонарушении оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Рубис |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-4272/2008-38-103
Истец: Прокуратура Ленинского района г. Чебоксары
Ответчик: ООО "Проект Сервис ", Межрегиональное управление ФС по финансовому мониторингу в ПФО
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1880/08