Комментарий к письму Федеральной налоговой службы
от 8 августа 2006 г. N ШТ-6-03/780
Принцип взимания косвенных налогов "по стране назначения" в отношении российско-белорусской торговли действует уже второй год. За это время обзорные письма Федеральной налоговой службы, которые разъясняют российским импортерам и экспортерам тонкости его применения, стали традицией. В опубликованном документе рассмотрено пять вопросов. Четыре из них будут интересны российским фирмам, которые ввозят в страну белорусские товары. А вот на последнее разъяснение следует обратить внимание экспортерам.
Сертификат о происхождении не нужен
Российско-белорусское Соглашение о взимании косвенных налогов, подписанное 15 сентября 2004 года, было ратифицировано нашей страной с оговоркой. Под термином "товары" в Соглашении понимается только продукция белорусского или российского происхождения (Закон от 28.12.2004 N 181-ФЗ). Подтвердить происхождение товара можно специальным сертификатом (форма N СТ-1). Эта форма приведена в приложении 2 к Правилам определения страны происхождения товаров (утверждены решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000). Сертификат выдает Торгово-промышленная палата Республики Беларусь.
Таким образом, лишь при ввозе товаров, изготовленных в Республике Беларусь, импортеру нужно платить НДС в свою налоговую инспекцию. Чтобы принять налог к вычету, покупателю белорусских товаров необходимо получить отметку об уплате налога на заявлении о ввозе. Ее инспекторы поставят после проверки соответствия сведений, указанных в заявлении, тем, что содержатся в декларации по НДС и представленных вместе с ней документах (п. 4 приложения к приказу Минфина России от 20.01.2005 N 3н*(1)).
Напомним, Соглашение требует подавать в налоговую одновременно с декларацией и заявлением о ввозе договор с белорусским поставщиком, транспортные и товаросопроводительные документы, а также выписку банка, которая подтверждает уплату налога. А нужно ли сдавать в инспекцию сертификат СТ-1? Перечень документов, приведенный в пункте 6 раздела I приложения к Соглашению, является закрытым. В нем не упомянуты документы, подтверждающие происхождение товара. Значит, российские организации имеют полное право не представлять сертификат СТ-1 в налоговую. Правда, этот документ могут потребовать у них в рамках камеральной проверки.
Однако, как отметили специалисты Федеральной налоговой службы, если инспекторы не смогли убедиться в том, что импортирован именно белорусский товар, отказаться поставить отметку они не могут. Таким образом, отсутствие сертификата о происхождении СТ-1 не может быть препятствием для вычета. Но, если у фирмы есть такой документ, его лучше сразу подать в налоговую.
Исправляем ошибки в заявлении о ввозе
Необходимость в корректировке поданного ранее заявления о ввозе может возникнуть по разным причинам. Например, из-за ошибок в расчетах или же неточностей в сведениях о поставщике или покупателе, реквизитах товаросопроводительных документов. Специалисты налогового ведомства разъясняют, что импортеры могут подавать исправленные заявления. Причем независимо от того, влияют поправки на сумму налога или нет. Просто, если ошибки касаются расчета НДС, российскому импортеру одновременно с новым заявлением необходимо будет сдать еще и уточненную декларацию вместе с пакетом прилагаемых к ней документов.
Обратите внимание: необходимость исправить заявление и пересчитать НДС может возникнуть из-за выявления брака ввезенной продукции. ФНС России указала, что подавать корректирующую декларацию в таком случае можно после того, как импортер отразит в бухучете все расчеты по претензии (письмо от 15.05.2006 N ММ-6-03/490*(2)). А если речь идет о фирме-"упрощенце" или предпринимателе, то уточнить декларацию можно будет не раньше возврата некачественного товара белорусскому поставщику. Соответственно и новое заявление о ввозе нужно будет подать в эти же сроки.
Зачету мешает банковская выписка
Специалисты Федеральной налоговой службы еще раз высказались против зачета переплаты НДС, возникшей по внутренним операциям (КБК 182 1 04 01000 01 1000 110), в счет уплаты "белорусского" налога (КБК 182 1 04 01000 01 0000 110). Оба платежа поступают в один бюджет, и с точки зрения Налогового кодекса никаких препятствий для зачета нет. Однако позиция инспекторов непреклонна.
Она основана на том, что порядок уплаты НДС при импорте из Республики Беларусь регулируется международным документом. А он имеет приоритет перед Налоговым кодексом. Так, Соглашение предусматривает, что импортер должен представить в налоговую инспекцию банковскую выписку, которая подтверждает уплату НДС по ввезенным товарам. То есть документ, свидетельствующий о перечислении налога на "белорусский" КБК - поясняет налоговое ведомство.
Единственное, против чего не возражают инспекторы, - зачет в счет будущих платежей переплаты, возникшей также по "белорусскому" НДС. Налоговая после такого зачета поставит отметку об уплате на заявлении о ввозе в отношении последующих поставок (письмо ФНС России от 31.05.2005 N ММ-6-03/450*(3)).
Транспортные документы при импорте товаров по почте...
Не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором был принят на учет ввезенный товар, российский покупатель должен сдать в инспекцию вместе с декларацией транспортные документы. Какие именно, Соглашение не уточняет. Главное, чтобы они подтверждали перемещение товара из Республики Беларусь в нашу страну. Не представив транспортные документы, импортер не получит отметку об уплате налога, а значит, не сможет принять его к вычету.
В опубликованном письме налоговые специалисты отмечают, что при отправке товара по почте импортер может подать вместо транспортных документы, оформленные на почте. К числу последних относятся, в частности, таможенная декларация CN 23 и сопроводительный адрес СР 71 либо бланк-пачка СР 72 (для товаров, отправляемых в посылках). Перечень документов, применяемых при пересылке международных почтовых отправлений, приведен в пункте 3 Правил, утвержденных приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1381.
Аналогичные разъяснения налоговые работники давали и прежде. Так, например, в письме ФНС России от 23.12.2005 N ШТ-6-06/1084*(4) особо подчеркнуто, что представление в качестве транспортных документов бумаг, которыми оформлена почтовая пересылка, отказом для проставления отметки на заявлении не является.
...И экспорте ручной кладью
Чтобы обосновать применение нулевой ставки и принять к вычету входной налог, российский экспортер должен в течение 90 дней подтвердить вывоз товара в Республику Беларусь. При этом в инспекцию, помимо прочих документов, предусмотренных пунктом 2 раздела II приложения к Соглашению, необходимо сдать транспортные документы.
При доставке товаров железнодорожным транспортом обычно оформляют железнодорожную накладную. Однако небольшие партии товаров могут быть отправлены белорусскому покупателю грузобагажом, багажом или вообще ручной кладью. Специалисты налогового ведомства указали в письме, как можно подтвердить экспорт в этом случае.
Прием грузобагажа оформляют грузобагажной квитанцией. Этот документ содержит, в частности, данные о станции назначения, наименование багажа, названия и адреса отправителя и получателя (п. 125 Правил, утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002 N 30). А если товар был сдан в багаж, то на руках у отправителя останется багажная квитанция. В ней также будет указана станция, до которой следует багаж, его наименование, фамилии и адреса отправителя и получателя (п. 84 Правил, утвержденных приказом МПС России N 30). Именно эти квитанции нужно представить в налоговую в составе пакета документов, которые подтверждают экспорт грузобагажом или багажом.
А вот если продукция отправлена ручной кладью, то все будет зависеть от белорусского покупателя. Поскольку транспортных документов у продавца нет, налоговые инспекторы смогут признать применение нулевой ставки обоснованным лишь при наличии электронного подтверждения об уплате НДС белорусским импортером. Однако нужно отметить, что это является их правом, а не обязанностью.
О.Е. Логинова,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 17, сентябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 5, 2005.
*(2) Документ опубликован в "НА" N 11, 2006.
*(3) Документ опубликован в "НА" N 12, 2005.
*(4) Документ опубликован в "НА" N 3, 2006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.