г. Ессентуки |
А25-1524/07-11 |
07 августа 2008 г. |
Дело N 16АП-1417/08 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 августа 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б., и
судей: Афанасьевой Л.В., Мельникова И.М.
при ведении протокола с/з судьей Луговой Ю.Б.
С участием в заседании представителей:
от заявителя
Марашева Л.Ю. - представитель по доверенности (копия в деле)
от заинтересованных лиц:
Боташева Е.С. - представитель по доверенностям (копии в деле)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления по имущественным и земельным отношениям мэрии г. Черкесска
на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.06.2008
по делу N А25-1524/07-11 под председательством судьи Шишканова Д.Г.
по заявлению Министерства финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики к Управлению по имущественным и земельным отношениям мэрии г. Черкесска;
Мэрии муниципального образования г. Черкесска
об обязании передать документы
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее - Мэрия) и Управлению по имущественным и земельным отношениям Мэрии г. Черкесска (далее - Управление, апеллянт) об обязании передать документы для осуществления Министерством функций по распоряжению земельными участками, не прошедшими процедуру разграничения государственной собственности на землю.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на положения ст. 5 "Закона Карачаево-Черкесской Республики" N 61-РЗ от 09.12.2003 "Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике" (в редакции от 13.08.2007), согласно которым заявитель наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, не прошедшими процедуру разграничения государственной собственности на землю.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.06.2008 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Мэрию муниципального образования г. Черкесска и Управление по имущественным и земельным отношениям Мэрии г. Черкесска в срок до 01.07.2008 произвести передачу Министерству финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики по акту приема-передачи всех решений (постановлений) Главы г. Черкесска о предоставлении земельных участков на территории города Черкесска, не прошедших процедуру разграничения государственной собственности на землю, в аренду либо постоянное (бессрочное) пользование гражданам и юридическим лицам, договоров аренды земельных участков, решений (постановлений) о продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам, договоров купли-продажи земельных участков, обязательства по которым по состоянию на 12.08.2007 не исполнены, а также всех землеустроительных документов, на основании которых были приняты решения (постановления) по вопросам распоряжения данными земельными участками.
Суд пришел к выводу о невозможности надлежащего исполнения возложенных на Министерство функций по распоряжению земельными участками в отсутствие необходимой информации и документов о ранее совершенных действиях в отношении данных земельных участков.
Не согласившись с таким решением, Управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.06.2008 отменить и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что передать истребуемые документы не представляется возможным, так как они необходимы для создания информационной системы, согласно постановлению Правительства РФ от 09.06.2006 N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности".
Министерство финансов представило возражение на апелляционную жалобу, в котором выражает несогласие с изложенными в ней доводами, считает, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле высказали позиции, аналогичные доводам, содержащимся в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителей сторон, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Поскольку ранее законодательством Карачаево-Черкесской Республики в сфере землепользования не было установлено иного, Мэрия с момента вступления в силу Земельного Кодекса Российской Федерации осуществляла функции по распоряжению земельными участками на территории города Черкесска, не прошедшими процедуру разграничения государственной собственности на землю.
Впоследствии Законом Карачаево-Черкесской Республики N 56-РЗ от 26.07.2007 внесены изменения в статью 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 61-РЗ от 09.12.2003 "Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике". В соответствии с данными изменениями права по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Министерству.
В целях осуществления возложенных на заявителя задач, 29.08.2007 Министерство обратилось в Мэрию с письмом N 4035 в котором просило передать все землеустроительные и правоустанавливающие документы по продаже земельных участков на территории г. Черкесска, не прошедших процедуру разграничения государственной собственности на землю, а также по предоставлению этих участков в аренду, либо постоянное (бессрочное) пользование гражданам и юридическим лицам.
Фактический отказ Мэрии в предоставлении испрашиваемых документов послужил основанием для обращения Министерства с настоящим иском в суд.
В соответствии со ст. 127 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом.
Поскольку настоящий спор связан с полномочиями органа государственной власти в сфере экономической деятельности (распоряжение землей) заявление Министерства правомерно принято к рассмотрению Арбитражным судом Карачаево- Черкесской Республики.
В силу пункта 2 статьи 198 АПК РФ государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обращение Министерства по вопросу передачи землеустроительных и правоустанавливающих документов обусловлено невозможностью надлежащего исполнения возложенных на Министерство функций по распоряжению земельными участками, в отсутствие информации о ранее совершенных сделках.
Проявленное Мэрией и Управлением бездействие суд правомерно расценил как незаконное и противоречащее положениям п. 10 ст. 3 Федерального Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", ст. 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 61-РЗ от 09.12.2003 "Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике" (в редакции от 13.08.2007).
Суд первой инстанции обосновано указал, что бездействие органов местного самоуправления существенным образом нарушают права граждан и юридических лиц города Черкесска, обращающихся в Министерство по вопросам предоставления им либо выкупа земельных участков.
Согласно п. 2 ст. 201 АПК РФ суд, установив, что решение либо действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании оспариваемого решения либо оспариваемых действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части принятого решения должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения.
С учетом конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции правильно признал обоснованной позицию Министерства, адресовавшего свои требования двум ответчикам, поскольку все решения Мэрии по обращениям граждан и юридических лиц о пре доставлении земельных участков оформляются в виде постановлений Главы г. Черкесска, в то время как Управление имеет статус самостоятельного юридического лица, которое рассматривает соответствующие обращения граждан и юридических лиц и готовит необходимую документацию, служащую основанием для последующего издания постановлений по вопросам распоряжения землей.
В ходе рассмотрения дела сведений об отсутствии у Мэрии и Управления истребуемых заявителем документов ответчики в суд не представили.
Довод подателя жалобы на необходимость истребования правоустанавливающих и землеустроительных документов непосредственно у землепользователей, судом отклоняется, поскольку в отсутствие информации о землепользователях определить круг лиц, у которых необходимо запросить данную информацию, невозможно.
Довод подателя жалобы о том, что истребуемые документы необходимы для создания информационной системы, не может быть положен в основу отмены решения суда, поскольку предоставление испрашиваемых документов не исключает возможности иметь их копии для собственных нужд.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые по делу обстоятельства, применил нормы права, подлежащие применению. Оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену вынесенного решения суда, при проверке дела в апелляционном порядке, не установлено.
Госпошлина по апелляционной жалобе в порядке ст. 110 АПК РФ относится на Управление, но взысканию не подлежит, поскольку уплачена при подаче жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.06.2008 по делу N А25-1524/07-11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Председательствующий: |
Луговая Ю.Б. |
Судьи |
Афанасьева Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1524/07-11
Заявитель: Черкесский городской отдел УФССП по Карачаево-Черкесской Республике
Истец: Министерство финансов КЧР
Ответчик: Управление по имущественным и земельным отношениям мэрии г.Черкесска, Мэрия муниципального образования г.Черкесска, Мэрия муниципального образования г. Черкесска Управление образование, Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики