05 сентября 2008 г. |
Дело N А35-3603/08-С20 город Воронеж |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2008 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С.А.,
при участии:
от ООО "Агро-Грейн" - Дородных В.И., юрисконсульт, доверенность б/н от 01.09.2008г., паспорт серии 38 06 N 459588 выдан ТП УФМС России по Курской области в Поныровском районе 25.06.2007 года;
от Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области - Бычкова В.Н., специалист 1 разряда, доверенность б/н от 22.02.2008 года, паспорт серии 38 04 N 152976 выдан Тимским РОВД Курской области 28.02.2004 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 15.07.2008 года по делу N А35-3603/08-С20 (судья Морозова М.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агро-Грейн" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области (далее - налоговый орган, Инспекция) об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 90 от 09.06.2008г. о привлечении ООО "Агро-Грейн" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением Арбитражного суда Курской области от 15.07.2008 года по делу N А35-3603/08-С20 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, оспариваемое постановление налогового органа N 90 от 09.06.2008г. признать законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в жалобе.
Общество возражает против доводов апелляционной жалобы, по основания изложенным в представленном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Агро-Грейн" /ОГРН 1034629003760, ИНН 4618003202/, осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, на основании лицензии регистрационный N 01-0386-00 от 29.11.2007г. 46MEN 001179 на право розничной продажи алкогольной продукции.
27.05.2008г. на основании постановления заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области N 78 от 13.05.2008г. сотрудником налогового органа - главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля Гнездиловой О.В., проведена проверка магазина "Продукты", расположенного по адресу: Курская область, Поныровский район, п. Поныри, ул. Сапунова, д.171, принадлежащего ООО "Агро-Грейн", по вопросу соблюдения ООО "Агро-Грейн" требований законодательства Российской Федерации, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, лицензионных требований и условий продажи алкогольной и табачной продукции.
По результатам проверки был составлен Акт N 078 от 27.05.2008г., в котором отражены следующие нарушения, допущенные ООО "Агро-Грейн":
- на момент проведения проверки 27.05.2008г. в 14 час. 44 мин. в магазине "Продукты" при осуществлении розничной реализации алкогольной продукции ООО "Агро-Грейн" по требованию проверяющего лица не были представлены документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, а именно товарно-транспортные накладные; копии справок, прилагаемых к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копии справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным; копии сертификатов соответствия на следующую алкогольную продукцию: 1 бутылка водки "Марьино особая. Кристальная" емкостью 0,5 л по цене 110 рублей /реализована в ходе проверки покупателю Писареву В.В./; 3 бутылки водки "Парламент" емкостью 0,5 л, дата розлива 07.04.2008г., по цене 170 рублей; 5 бутылок водки "Леший" емкостью 0,5 л, дата розлива 18.02.2008г., по цене 94 рубля; 1 бутылка вина "Инкерман" емкостью 0,75 л, дата розлива 24.10.2007г., по цене 175 рублей; 2 бутылки вина "Токай" емкостью 0,5 л, дата розлива 25.09.207г., по цене 68 рублей;
- в представленных сопроводительных документах, подтверждающих легальность производства и оборота реализуемой в магазине алкогольной продукции - на 9 бутылок водки "Курская городская. Люкс" емкостью 0,25 л, дата розлива 25.04.2008г. по цене 43 рубля 50 копеек и 5 бутылок водки "Благодать" емкостью 0,5 л, дата розлива 25.04.2008г. по цене 84 рубля 60 копеек, разделы "Б" справки к товарно-транспортной накладной N ТК00042135 от 21.05.2008г., не заверены подписью и печатью уполномоченного должностного лица организации-покупателя ООО "Агро-Грейн";
- в момент проведения проверки в магазине "Продукты" отсутствовали лицензия на розничную продажу алкогольной продукции и Правила продажи отдельных видов товаров;
- на 5 бутылок водки "Благодать" емкостью 0,5 л, дата розлива 25.04.2008г.; 5 бутылок водки "Леший" емкостью 0,5 л, дата розлива 18.02.2008г.; 9 бутылок водки "Курская городская. Люкс" емкостью 0,25 л, дата розлива 25.04.2008г. отсутствовали ценники.
Данные обстоятельства, по мнению налогового органа, нарушают требования статей 10.2, 16, 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995г. N 171-ФЗ; пунктов 9, 10, 12, 19, 139 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998г.; пункта 5 "Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 864 от 31.12.2005г. "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Не представленные в ходе проверки проверяющему сотруднику налогового органа 27.05.2008г. документы, подтверждающие легальность алкогольной продукции, а также лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, были представлены ООО "Агро-Грейн" в Инспекцию на следующий день - 28.05.2008г. при составлении протокола об административном правонарушении, что не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела.
Выявленные в ходе проверки нарушения были квалифицированы налоговым органом по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в связи с чем, в отношении ООО "Агро-Грейн" главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля Гнездиловой О.В. был составлен протокол об административном правонарушении N 097 от 28.05.2008г.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, начальник Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области Новикова Т.П. постановлением N 90 от 09.06.2008г. привлекла ООО "Агро-Грейн" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, наложила административный штраф в размере 30000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полномочия должностных лиц Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области на проведение проверки, составление протокола и принятие постановления по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ подтверждены статьей 23 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 506 от 30.09.2004г., Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 02.08.2005г. N САЭ-3-06/354@ "Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", и не оспариваются Обществом.
Ответственность за осуществление розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
При этом ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ненадлежащее оформление Обществом правой части раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной не свидетельствуют о нелегальности оборота алкогольной продукции и в связи с этим не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной не может согласится с выводами суда первой инстанции в отношении остальных фактов правонарушений установленных в ходе проверки налогового органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции действовавшей на момент проверки; далее - Федеральный закон N 171-ФЗ от 22.11.1995г.), оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
3) справка к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Норма аналогичного содержания закреплена в пункте 139 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998г (в редакции действовавшей на момент проверки).
В силу пункта 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995г., этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В соответствии с подпунктом 1 и 2 статьи 16, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ, производство, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также их поставка и (или) розничная продажа осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий. При этом запрещается производство, оборот, поставка и розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Закона.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в данной сфере деятельности.
Из совокупности норм, изложенных в пунктах 2, 11, 12, 139 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998г. (в редакции, действовавшей в момент проверки и принятия оспариваемого постановления), вытекает обязанность продавца (под которым понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи) своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, в том числе - в отношении алкогольной продукции - обязанность продавца по требованию покупателя предоставить ему возможность ознакомления с документами, подтверждающими легальность производства и оборота, качество алкогольной продукции и ее соответствие установленным стандартам: с сертификатом или декларацией о соответствии, товарно-транспортной накладной, копией справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции, копией справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории РФ.
Своевременность и доступность предоставления указанных документов для покупателя должна обеспечиваться наличием указанных документов в торговой точке и возможностью незамедлительного предоставления указанных документов продавцом по первому требованию любого из покупателей. Необеспечение продавцом указанных требований является нарушением "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998г.
Тот факт, что необходимые товаросопроводительные документы на реализуемую алкогольную продукцию, не были представлены в момент проведения проверки проверяющему сотруднику налогового органа, подтверждаются материалами дела, а также объяснениями директора ООО "Агро-Грейн" Марченко А.Е., данные им при составлении протокола об административном правонарушении и в дальнейшем не оспаривались.
Кроме того, согласно пунктам 9, 10, 19 указанных Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары; предоставить покупателю информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе ее выдавшем (если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию), указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах; в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя настоящие Правила.
Факт отсутствия в магазине во время проверки проводимой Инспекцией Правил продажи отдельных видов товаров, отсутствие ценников на отдельные виды реализуемой алкогольной продукции, а также непредставление сотрудникам налогового органа лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, подтверждаются материалами дела, показаниями законного представителя Общества, сторонами не оспариваются.
По мнению суда апелляционной инстанции, все вышеперечисленные нарушения правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, составляют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, налоговым органом доказаны.
Нахождение перечисленной в акте и протоколе алкогольной продукции в момент проверки на витрине магазина, что в соответствии с частью 2 статьи 494 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой товара, а также факт непредставления ООО "Агро-Грейн" в ходе проведения проверки 27.05.2008г. по требованию сотрудника налогового органа, осуществляющего проверку, необходимых документов (товаросопроводительных документов, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, Правил продажи отдельных видов товаров), подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении, объяснениями директора ООО "Агро-Грейн" Марченко А.Е.
Данные факты Обществом не оспариваются. Документы были представлены в Межрайонную ИФНС России N 5 по Курской области только на следующий день, 28.05.2008г. при составлении протокола об административном правонарушении, что также не оспаривается сторонами.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 210 и частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
По мнению суда апелляционной инстанции материалами дела подтверждается, что Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области доказан факт совершения ООО "Агро-Грейн" административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Доводы Общества и выводы суда первой инстанции о наличии документов в помещении магазина в момент проверки, в связи с чем, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции считает не состоятельными в силу того, что вне зависимости от факта отсутствия или нахождения таких документов в магазине в момент проведения проверки либо последующего их представления налоговому органу, своевременность и доступность предоставления указанных документов для покупателя должна обеспечиваться наличием указанных документов в торговой точке и возможностью незамедлительного предоставления указанных документов продавцом по первому требованию любого из покупателей.
Несоблюдение продавцом указанных требований является нарушением "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998г., и влечет административную ответственность на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Оборот и реализация алкогольной продукции являются предметом специального государственного регулирования, устанавливающего повышенные требования к порядку производства, реализации указанной продукции и к оформлению документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, и санкции за нарушение такого порядка.
Установление законодателем вышеуказанных требований, ограничений и ответственности направлено на защиту экономических интересов государства, прав потребителей, здоровья населения; при этом угроза охраняемым общественным отношениям в вменяемом правонарушении заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей, к установленным законодательством требованиям.
По мнению суда апелляционной инстанции, при указанных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Курской области от 15.07.2008 года по делу N А35-3603/08-С20 следует отменить, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области удовлетворить.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку исходя из смысла части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит. В связи с чем, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.07.2008 года по делу N А35-3603/08-С20 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Агро-Грейн" об отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области N 90 от 09.06.2008г. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.Е. Шеин |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3603/08-С20
Заявитель: ООО "Агро-Грейн"
Ответчик: МИФНС РФ N5 по Курской области