г. Чита |
Дело N А19-18373/07-40 |
"23" апреля 2008 г. |
04АП-1137/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Лешуковой Т.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Григорьевой И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2008 года (судья Калашникова Т.А.),
по делу N А19-18373/07-40 по заявлению закрытого акционерного общества "ЛДК Игирма" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании незаконным решения N 07-27/6603 от 02.11.2007 г. в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
установил:
Закрытое акционерное общество "ЛДК Игирма" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска с заявлением о признании незаконным решения N 07-27/6603 об отказе в привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.11.2007 г. в части отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 11 301 руб.
Решением суда первой инстанции от 18 февраля 2008 года требование заявителя удовлетворено в полном объеме.
Налоговый орган не согласился с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой.
В обосновании жалобы налоговый орган указал на то, что сумма налога на добавленную стоимость в размере 11 300, 66 руб. по счетам-фактурам N 3 от 29.12.2006 г., выставленным ООО "ЛПХ Юхта", и N 8 от 29.12.2006 г., выставленным ООО "Лесное", неправомерно предъявлена к вычету, поскольку счет-фактура, выставленный ООО "ЛПХ Юхта", подписан неуполномоченным лицом, ООО "Лесное" не находится по юридическому адресу, представляет "нулевую" налоговую отчетность.
Податель жалобы полагает, что лесоматериалы не могли быть получены налогоплательщиком от указанных поставщиков по той схеме поставок, документы о которой представлены экспортером в обоснование наличия и размера налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Общество представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Стороны в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность соблюдения норм материального права и норм процессуального права, апелляционная инстанция полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2007 года.
По результатам налоговой проверки налоговым органом 02 ноября 2007 г. вынесено решение N 07-27/6603 об отказе в привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу предложено уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы налога на добавленную стоимость за апрель 2007 г. в сумме 605 628 руб. (пункт 2.1. решения).
Заявитель, не согласившись с отказом налогового органа в части возмещения налога на добавленную стоимость в сумме 11 301 руб., обратился с заявлением в Арбитражный суд Иркутской области.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из несоответствия отказа налогового органа в применении вычетов по налогу на добавленную стоимость нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд сделал ссылку на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 16 октября 2003 года N 329-О, в соответствии с которой налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности.
Указал на то, что действующие нормы налогового законодательства не связывают право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость с фактом отсутствия поставщика по месту государственной регистрации, а также с фактом представления поставщиком "нулевой" отчетности.
Суд первой инстанции указал, что счет-фактура, подписанный лицом, которое действует в соответствии с приказом о назначении на должность, является надлежащим документов в смысле статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, то обстоятельство, что в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержится информация об ином руководителе организации, не имеет правового значения.
Суд апелляционной инстанции полагает данные выводы суда правильными.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации организация является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 данного Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов регулируется статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляется также пакет документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать установленные законом обязательные реквизиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно подпунктам 2, 3 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Приложением N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 утверждены форма и состав показателей счета-фактуры, в соответствии с которыми в строке 2а счета-фактуры указывается место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами.
Из материалов дела следует, что в выставленном ООО "Лесное" счете-фактуре N 8 от 29.12.2006 г. указан адрес продавца: 666504, Иркутская область, Казачинско-Ленский район, п. Магистральный, 1 мкр, д. 5, кв. 18, что соответствует данным, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.07.2007 года (том 2, л.д. 18-22).
Апелляционная инстанция полагает правомерным вывод суда о надлежащем заполнении поставщиком ООО "Лесное" счета-фактуры N 8 от 29.12.2006 г. и правомерности принятия его налогоплательщиком.
В силу позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25.07.2001 N 138-О и Постановлении от 20.02.2001 N 3-П, право на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета предоставляется добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат по уплате налога поставщикам товаров (работ, услуг).
Исходя из правовой позиции, высказанной Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 16.10.2003 года N 329-О и пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет, в налоговых правоотношениях действует презумпция добросовестности налогоплательщика, обязанность доказывания недобросовестности возложена на налоговые органы.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Налоговым органом ни в ходе судебного заседания в первой инстанции, ни в ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции не представлены доказательства недобросовестности налогоплательщика, сам по себе же факт отсутствия поставщика по юридическому адресу в силу положений статей 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа налоговым органом в возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета, также как и представление поставщиком "нулевой" отчетности.
Апелляционная инстанция полагает подлежащим отклонению довод подателя апелляционной жалобы о подписании счета-фактуры, выставленного ООО "ЛПХ Юхта" неуполномоченным лицом.
Пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" общество при изменении единоличного исполнительного органа представляет в регистрирующий орган подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Однако невнесение сведений о новом единоличном исполнительном органе в регистрирующий орган не влечет недействительность назначения на должность
Судом первой инстанции правомерно указано на отсутствие доказательств, подтверждающих подписание счета-фактуры от имени ООО "ЛПХ Юхта" неуполномоченным лицом - Гера А.И.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, апелляционная инстанция считает, что все обстоятельства, на которые ссылается налоговый орган, в силу положений статей 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отказа в применении обществом налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Законодательством о налогах и сборах право на возмещение уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость не поставлено в зависимость от уплаты данного налога поставщиками в бюджет, нахождения последних по юридическим адресам и представления в налоговый орган бухгалтерской и налоговой отчетности.
Контроль за исполнением поставщиками товаров обязанности по уплате в бюджет полученного от покупателей налога на добавленную стоимость возложен на налоговые органы. Неисполнение поставщиками этой обязанности является основанием для применения к ним мер, предусмотренных налоговым законодательством, но не может служить причиной к отказу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость добросовестному налогоплательщику при представлении им доказательств, подтверждающих обоснованность применения вычетов.
Суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом не доказаны согласованные действия налогоплательщика с его поставщиками, направленные на необоснованное получение налоговой выгоды.
При указанных условиях апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь, статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
П О С Т А Н О В И Л А:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2008 года по делу N А19-18373/07-40 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
(подпись) И.Ю. Григорьева |
Судьи |
(подпись) Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18373/07
Заявитель: ЗАО "ЛДК Игирма"
Ответчик: ИФНС РФ по Октябрьскому округу г. Иркутска
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1137/08