27 февраля 2009 г. |
Дело N А14-13897-2008/392/26 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей: Семенюта Е.А.
Шеина А.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.
В судебное заседание явились:
от Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области: Жаглин П.И. - специалист-эксперт отдела правового обеспечения и судебной защиты по доверенности N 12-д от 11.01.09 г.
от МО Ольховатский муниципальный район Воронежской области в лице Администрации Ольховатского муниципального района Воронежской области: не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.08 г. по делу А14-13897-2008/392/26, принятое судьей Федосеевой И.В., по заявлению Муниципального образования - Ольховатский муниципальный район Воронежской области к УФРС по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование - Ольховатский муниципальный район Воронежской области в лице Администрации Ольховатского муниципального района Воронежской области обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на помещение N 3 литер 1А, площадью 29, 9 кв.м, расположенное на 1 этаже _ части здания бывшего РКПСС, количество комнат 7, номера на поэтажном плане 20-26, по адресу Воронежская область, Ольховатский район, р.п. Ольховатка, ул.Октябрьская, 33, а также обязании УФРС по Воронежской области зарегистрировать право собственности на помещение N 3, литер 1А, площадью 29,9 кв.м, расположенное на 1 этаже _ части здания бывшего РКПСС, количество комнат 7, номера на поэтажном плане 20-26, по адресу Воронежская область, Ольховатский район, р.п. Ольховатка, ул.Октябрьская, 33, за муниципальным образованием - Ольховатский муниципальный район Воронежской области.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 18.12.08 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, УФРС по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права. При этом, заявитель жалобы указывает на то, что заявителем не были представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка передачи объектов в муниципальную собственность, установленного перечисленными нормативными актами. По мнению Управления, суд необоснованно указывает на то, что в качестве правоустанавливающего документа представлена выписка из реестра недвижимого имущества муниципальной собственности. Кроме того, заявитель жалобы считает, что правомерно отказал в государственной регистрации, поскольку руководствовался нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда незаконным и подлежащим отмене.
Представитель МО Ольховатский муниципальный район Воронежской области в лице Администрации Ольховатского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился. В материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства. В связи с чем, дело рассматривается в отсутствие указанного лица, в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
01.08.2008 г. Администрация Ольховатского муниципального района Воронежской области обратилась в УФРС по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием на помещение N 3, литер 1А, площадью 29,9 кв.м., расположенное на 1 этаже 1/2 части здания бывшего РКПСС, количество комнат 7, номера на поэтажном плане 20-26, по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, р.п. Ольховатка, ул. Октябрьская, 33.
В качестве документов - основания для государственной регистрации права собственности заявителя на указанное помещение была представлена, в том числе, выписка из реестра недвижимого имущества муниципальной собственности Ольховатского муниципального района Воронежской области от 22.05.2008 г. по состоянию на 01.01.2008 г., постановление Ольховатского районного Совета N 12 от 27.10.1998 г. "Об уточненном перечне муниципальной собственности" и решение Совета Народных депутатов Ольховатского муниципального района Воронежской области N 64 от 26.06.2008 г. "О внесении изменений в постановление Ольховатского районного Совета от 27.10.1998 г. N 12 "Об уточненном перечне муниципальной собственности"".
Сообщением УФРС по Воронежской области от 02.09.2008 г. N 19/006/2008- 428 Администрации было отказано в государственной регистрации права собственности на указанное помещение, в связи с тем, что представленные на регистрацию документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
По утверждению регистрирующего органа основанием для регистрации собственности муниципального образования на объекты недвижимости, полученные при разграничении государственной собственности, служит Перечень объектов, составленный и утвержденный в соответствии с распоряжением Президента РФ от 18.03.1993 г. N 114-рп.
Не согласившись с указанным отказом, Администрация обратилась за судебной защитой.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Право заинтересованного лица обжаловать в арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации либо уклонение от регистрации предусмотрено ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 198 АПК РФ, ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" /далее - Закон и государственной регистрации/. При рассмотрении требования об обжаловании отказа в государственной регистрации прав действия регистрирующего органа подлежат проверке с точки зрения соответствия названному Закону.
Согласно статье 9 упомянутого Закона в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным статьей 13 того же Закона порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен статьей 17 Федерального Закона N 122-ФЗ от 21.07.97 (с изменениями), является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной (власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.97).
Статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ закреплены основания для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25 февраля 1998 г. N 8 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ" субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Исходя из смысла данного постановления, вопрос об обоснованности включения в соответствующий реестр объектов недвижимости исследуется арбитражным судом в случае наличия спора о праве собственности на объект недвижимости.
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ" Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов (часть3).
В силу части 7 Передача объектов, указанных в пункте 4 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется на основании предложений нижестоящих Советов народных депутатов, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Вышестоящий Совет народных депутатов обязан рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в 2-х месячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом.
Приложением 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 определены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. К ним относятся Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;
объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
В соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче имущества, в установленный срок после принятия решения о передаче имущества передают (принимают) его в государственную и муниципальную собственность, подписывают передаточный акт о принятии имущества в государственную или муниципальную собственность.
Основанием возникновения права собственности субъекта РФ на имущество, передаваемое ему муниципальным образованием, а также права собственности муниципального образования на имущество, передаваемого ему субъектом РФ, является решение исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим пунктом, возникает с момента, устанавливаемого соответствующим решением Правительства РФ, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о передачи (приеме) имущества.
Установлено, что к правоотношениям, возникающим при безвозмездной передаче имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, нормы Гражданского кодекса РФ и ФЗ РФ от 21.07.97 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Из материалов дела усматривается, что спорное имущество внесено в реестр имущества муниципальной собственности, в связи с чем, правоподтверждающим документом, которым заявитель должен подтвердить наличие у него прав на спорное имущество является выписка из реестра недвижимого имущества муниципальной собственности Ольховатского муниципального района Воронежской области, которая представлена в материалы дела.
Между тем, регистрирующий орган, приостанавливая регистрацию и отказывая заявителю, не требовал представить надлежащий правоподтверждающий документ, а ссылался на несоблюдение порядка отсутствие утверждения перечней, тогда как спорное имущество внесено в реестр, основания в реестр муниципальной собственности никем не оспорены, споров об обоснованности включения спорного объекта в реестр, спора о праве на него не усматривается .
Таким образом, в качестве доказательств правомерности своих требований, помимо документов, поданных в регистрирующий орган заявителем представлены постановление Ольховатского районного Совета N 12 от 27.10.1998 г. "Об уточненном перечне муниципальной собственности" и решение Совета Народных депутатов Ольховатского муниципального района Воронежской области N 64 от 26.06.2008 г. "О внесении изменений в постановление Ольховатского районного Совета от 27.10.1998 г. N 12 "Об уточненном перечне муниципальной собственности"".
При сохранении правообладателем ранее возникшего права в неизменном виде оно признается без соответствующей регистрации.
Регистрация прав на данный объекта необходима лишь для вовлечения объекта недвижимости в хозяйственный оборот по сделке.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на помещение N 3 литер 1А, площадью 29, 9 кв.м, расположенное на 1 этаже _ части здания бывшего РКПСС, количество комнат 7, номера на поэтажном плане 20-26, по адресу Воронежская область, Ольховатский район, р.п. Ольховатка, ул.Октябрьская, 33,) и обязал УФРС произвести государственную регистрацию прав.
В соответствии с частью первой статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
В соответствии с п. 6 Постановления от 01.07.96 Пленума ВАС РФ N 8, Пленума Верховного Суда РФ N 6 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Установив, что отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества противоречит требованиям закона и нарушает права заявителя, суд первой инстанции обоснованно и правомерно удовлетворила заявленные требования.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам участвующих в деле лиц дана надлежащая оценка, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, безусловно влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Воронежской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Расходы по госпошлине в силу ст.110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы, который при обращении с жалобой перечислил 1000 руб. госпошлины.
Руководствуясь ст.ст.266-268, п.1 ст.269, ст.ст. 270, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Воронежской области от 18.12.08 г. по делу N А14-13897-2008/392/26 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Миронцева Н.Д. |
Судьи |
Семенюта Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13897-2008/392/26
Заявитель: УФРС РФ Воронежской области, МО Ольховатский муниципальный районВоронежской области в лице Администрации Ольховатского муниципального района воронежской области