Судебная панорама
Нашими экспертами подготовлен обзор судебной практики, из которого вы узнаете, с какими проблемами может столкнуться налогоплательщик при постановке на налоговый учет. Кроме того, мы еще раз хотим напомнить о том, что календарные и фактические сроки проведения выездной налоговой проверки - это не одно и то же.
Налогоплательщик может состоять на налоговом учете не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения ее обособленных подразделений и по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Каждая из трех процедур имеет свои особенности. Так, вновь созданную организацию или вновь зарегистрированного предпринимателя налоговая ставит на учет на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Практика показывает, что ведение Реестров всегда сопровождается какими-то проблемами, усложняющими жизнь налогоплательщиков, и иногда эти проблемы приходят оттуда, откуда их не ждешь.
Так, например, нас заинтересовало одно дело, наглядно показывающее, с какой поспешностью налоговые органы порой предъявляют претензии налогоплательщику (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.04.06 по делу N АЗЗ-20715/05-Ф02-1519/06-С1). Суть дела такова. Налоговики привлекли к налоговой ответственности ООО "Удачный", а потом при рассмотрении в суде иска о взыскании штрафа выяснилось, что такой организации просто не существует. Дело в том, что ООО "Удачный" должно было появиться в результате реорганизации путем преобразования АОЗТ "Удачный". Уже и решение о регистрации Общества было принято, и в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи (о регистрации юридического лица при создании ООО "Удачный", и о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме преобразования - АОЗТ "Удачный"). Однако налоговая, вынося решение, не учла, что до этого суд уже разбирал другое дело, касающееся этой организации, и признал решение регистрирующего органа незаконным. Иными словами, суд сказал, что Общество не прошло перерегистрацию в установленном порядке, а стало быть, и субъектом какого-либо правонарушения ООО "Удачный" быть не может.
Надо заметить, что торопливость налоговых органов - не единственный их "грех", с неторопливостью дела обстоят не лучше. Встречаются случаи, когда налоговики, сколько могут, откладывают принятие на себя функций налогового контроля в отношении перешедших к ним на учет налогоплательщиков. Это особенно заметно, когда речь идет о возмещении налогов. ФАС Северо-Западного округа рассмотрел одну такую ситуацию. Налогоплательщик подал в инспекцию декларацию и документы, подтверждающие налоговый вычет. Но пока шла проверка, он сменил "налоговую прописку" и встал на учет в Межрегиональную инспекцию, которая отказала налогоплательщику в вычете, ссылаясь на то, что проверку налоговых деклараций она не проводила. Суд указал, что в связи с переходом Общества из одной налоговой инспекции в другую к последней со дня постановки Общества на налоговый учет переходят полномочия по осуществлению в отношении него налогового контроля и иных действий, предусмотренных НК РФ, в т.ч. связанных с возмещением НДС (см. постановление от 21.04.06 по делу N А13-9508/2005-19).
Правда, есть одно исключение. Если налогоплательщик до перехода в новую налоговую инспекцию обращается с заявлением о зачете (возврате налога) в старую, то отказать в его рассмотрении на том основании, что налогоплательщик уже снят с учета, старая инспекция не вправе (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.05 N 4083/05).
Создав обособленное подразделение, организация обязана самостоятельно встать на учет по месту нахождения этого подразделения, соответствующее заявление подается в налоговый орган в течение месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Вот тут-то и возникает вопрос: как определить момент возникновения обязанности по постановке на налоговый учет, т.е. когда считать, что обособленное подразделение создано? В одном из дел (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.06 по делу N А29-7451/2005А) налоговая инспекция посчитала, что приказа о приеме на работу директора филиала вполне достаточно для того, чтобы признать обособленное подразделение созданным. С даты, указанной в приказе, она отсчитала месячный срок, отведенный на исполнение обязанности по постановке на учет, и, обнаружив, что организация его нарушила, привлекла ее к ответственности по п. 1 ст. 116 НК РФ. Оценивая правомерность данного решения, суд обратил внимание на ст. 11 НК РФ, где даны основные понятия и термины, используемые в Кодексе, в т.ч. понятие обособленного подразделения. Выводы суда были в пользу организации: определять, когда создано обособленное подразделение, нужно вовсе не по учредительным или иным организационно-распорядительным документам организации, где отражаются этапы создания филиала, и функции, которыми он наделяется. Обособленное подразделение считается созданным с момента оборудования территориально-обособленных стационарных рабочих мест, следовательно, и срок, установленный в п. 4 ст. 83 НК РФ, исчисляется с этого же момента.
Недвижимое имущество, в частности земельные участки, необходимо поставить на учет по месту их фактического нахождения. Туда же надо подать и налоговую декларацию. Именно из этого исходил ФАС Волго-Вятского округа (см. постановление от 03.05.06 по делу N А82-3493/2005-14), рассматривая законность привлечения организации к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Доводы налогоплательщика о том, что он представил налоговую декларацию по земельному налогу в Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области, суд признал несостоятельными.
Следующее дело заинтересует тех, у кого проводится выездная налоговая проверка. В нем ФАС Волго-Вятского округа (см. постановление от 25.04.06 по делу N А11-15770/2005-К2-21/579) применил небезызвестное постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.04 N 14-П. Ситуация заключалась в следующем. Инспекция провела выездную налоговую проверку, срок которой занял гораздо больше времени, чем установленные в ст. 89 НК РФ два месяца (с 13.10.04 по 14.07.05). В период с 29.11.04 по 07.07.05 проверка приостанавливалась по решению заместителя руководителя налоговой инспекции. По результатам проверки организация была привлечена к налоговой ответственности за неполную уплату налога.
Не согласившись с таким решением, организация оспорила его в суде, а в качестве одного из аргументов указала на нарушение срока проведения выездной налоговой проверки. Однако суд посчитал необоснованным данный довод налогоплательщика, так же как и довод о том, что приостановление проверки было незаконным. Из материалов дела видно, и это не оспаривается налогоплательщиком, что проверяющие фактически находились на его территории в пределах двух месяцев. Остается только порекомендовать налогоплательщикам четко отслеживать и фиксировать время нахождения проверяющих на территории организации. Если же проверка приостанавливается, налогоплательщик имеет полное право не пускать проверяющих на свою территорию и не выполнять их требования.
"Налоговые споры", N 8, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677