г. Пермь
26 февраля 2009 г. |
Дело N А50-15158/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Деевой О.М.,
при участии:
от заявителя Садоводческого некоммерческого товарищества "Коллективный сад N 13" - Чуйко В.П. (дов. от 25.02.2009 года);
от заинтересованного лица ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - Решетникова Г.С. (дов. от 29.02.2008 года),
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда Пермского края от 27 ноября 2008 года
по делу N А50-15158/2008,
принятое судьей Ситниковой Н.А.,
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Коллективный сад N 13"
к ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
о признании недействительным решения,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Коллективный сад N 13" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 01.10.2008 года N 71986ш/84/9899 о привлечении в ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб. за нарушение срока регистрации в качестве страхователя.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.11.2008 года заявленные требования удовлетворены; оспариваемое решение признано недействительным.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что с момента вступления в силу ФЗ N 125-ФЗ, то есть с 06.01.2000 года, у всех юридических лиц, которые не были зарегистрированы по ранее действовавшему законодательству в качестве страхователей, возникла обязанность зарегистрироваться в органах Фонда социального страхования в десятидневный срок. Таким образом, в период с 06.01.2000 года по 16.01.2000 года Товарищество было обязано зарегистрироваться в качестве страхователя. Кроме того, нарушение носит длящийся характер.
От Товарищества письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Товарищества возразил против позиции заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, ГУ ПРО ФСС РФ была проведена проверка СНТ "Коллективный сад N 13" по вопросу своевременности регистрации в исполнительном органе Фонда, по результатам которой составлен акт N 71986ш/84/9899 от 25.08.2008 года, свидетельствующий о нарушении Товариществом ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний" срока регистрации в исполнительном органе Фонда (л.д. 9).
На основании указанного акта, рассмотрены материалы проверки, что зафиксировано в протоколе N 71986ш/84/9899 от 24.09.2008 года (л.д. 10-11) и вынесено оспариваемое решение N 71986ш/84/9899 от 01.10.2008 года о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, в соответствии с которым Товарищество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 19 ФЗ от 24.07.1998 года N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 7-8).
Считая данное решение незаконным, Товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Товарищество было зарегистрировано в качестве юридического лица до вступления в силу закона, обязывающего его проходить регистрацию в качестве страхователя в органе ФСС и закона, предусматривающего ответственность за нарушение срока такой регистрации, следовательно, основания для привлечения его к ответственности отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 9 НК РФ Фонд социального страхования Российской Федерации является участником правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса. Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.
Таким образом, к процедуре привлечения лица к ответственности по ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за нарушение срока регистрации в качестве страхователя, в рассматриваемом случае подлежат применению положения ст. 101.4 НК РФ.
В соответствии со ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение (п. 1).
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение (п. 2).
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5).
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения (п. 12).
Как следует из апелляционной жалобы, Товарищество привлечено к ответственности за нарушение срока регистрации в качестве страхователя, а именно, непредставление соответствующего заявления в исполнительный орган Фонда в период с 06.01.2000 года по 16.01.2000 года, между тем, данные обстоятельства ни в акте проверки, ни в решении о привлечении Товарищества к ответственности не изложены.
Более того, в резолютивной части решения указано на привлечение Товарищества к ответственности за непредставление страховщику установленной отчетности - расчетной ведомости по средствам ФСС РФ за 6 месяцев 2008 года, тогда как в установочной части решения, а также в акте проверки и протоколе о рассмотрении материалов проверки изложены обстоятельства и вменено иное правонарушение.
Именно представленное в материалы дела решение было направлено Товариществу, что нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции. В установленном порядке изменения в вынесенное оспариваемое решение не вносились.
Таким образом, в акте, протоколе и решении, вынесенным по результатам проверки отсутствуют четкие сведения о факте и обстоятельствах совершенного Товариществом правонарушения, кроме того, резолютивная часть решения не соответствует установочной части, а также акту проверки и протоколу рассмотрения материалов проверки, что является существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности, поскольку ущемлены права и законные интересы Товарищества и влечет безусловную отмену оспариваемого решения Фонда.
Кроме того, в силу абз. 7 п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
В соответствии со ст.ст. 106, 108 НК РФ при исследовании обстоятельств совершения правонарушения подлежит выяснению наличие противоправности и виновного характера совершенных им действий (бездействия).
Оспариваемое решение, в нарушение вышеназванных норм не содержит ссылок на наличие в действиях (бездействии) Товарищества вины.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со ст.ст. 3, 17 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции, действовавшей в спорный период) юридические лица любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию и обязаны своевременно регистрироваться у страховщика в качестве таковых.
На основании ст. 6 Закона (в той же редакции) заявление о регистрации в качестве страхователя должно быть подано юридическим лицом в исполнительный орган ФСС по месту своего нахождения в десятидневный срок со дня государственной регистрации.
Нарушение установленного ст. 6 Закона срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 19 Закона в редакции от 22.04.2003 года N 47-ФЗ, действующей до настоящего времени).
До введения в действие Федерального закона от 22.04.2003 года N 47-ФЗ ответственность за нарушение страхователями срока регистрации была установлена специальными нормами федеральных законов о бюджете ФСС РФ на конкретный год. В частности, с 06.01.2000 года действовал Федеральный закон от 02.01.2000 года N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", статьей 10 которого устанавливалось, что применение финансовых санкций при нарушении порядка регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в виде штрафа в размере 10 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
Из материалов дела следует, что Товарищество зарегистрировано в Исполнительном комитете Свердловского районного Совета народных депутатов г. Перми 31.07.1987 года, дата внесения записи в ЕГРЮЛ - 30.12.2002 года, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 года (л.д. 30).
Федеральный закон от 24.07.1998 года N 125-ФЗ вступил в законную силу с момента вступления в силу Федерального закона от 02.01.2000 года N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год", то есть с 06.01.2000 года (ст. 27 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ и ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 года N 10-ФЗ).
Фактически обязанность по регистрации в качестве страхователя в 10-дневный срок для страхователя установлена ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ и п. 1.5 Порядка регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Фонда социального страхования РФ от 04.12.2000 года N 119. Таким образом, страхователь обязан был зарегистрироваться в органе ФСС РФ до 16.01.2000 года, то есть в 10-дневный срок с момента вступления Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ в силу.
Вместе с тем, по состоянию на 16.01.2000 года законодательством не была установлена ответственность за нарушение срока регистрации. Первоначально положения об ответственности были оговорены только в 2002 году в Федеральном законе N 17-ФЗ от 11.02.2002 года "О бюджете фонда социального страхования в Российской Федерации на 2002 год".
В специальном законе, регламентирующем общественные отношения между страхователями и фондом, правовая норма об ответственности и размере санкции была введена в ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ только в 2003 году на основании Федерального закона от 22.04.2003 года N 47-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", который вступил в силу с 26.04.2003 года. Таким образом, ответственность за нарушение срока регистрации для страхователей введена с 26.04.2003 года.
Поскольку Федеральный закон N 125-ФЗ фактически является специальным законом, регулирующим отношения в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, следовательно, ответственность за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя возникла с 26.04.2003 года.
В апелляционной жалобе Фонд указывает на то, что Товарищество обязано было зарегистрироваться в качестве страхователя в период с 06.01.2000 года по 16.01.2000 года.
Ответственность за нарушение данного срока в указанный период была предусмотрена специальной нормой Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", отсылающей к нормам Налогового кодекса РФ, предусматривающего ответственность за аналогичные правонарушения.
Между тем, на момент государственной регистрации Товарищества в качестве юридического лица (в 1987 году) ответственность за неисполнение обязанности по его самостоятельной регистрации в органе ФСС РФ в качестве страхователя в установленный ст. 6 Закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 года срок, отсутствовала.
В силу ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий либо отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Поэтому предусмотренные Федеральным законом N 17-ФЗ от 11.02.2002 года "О бюджете фонда социального страхования в Российской Федерации на 2002 год" и Федеральным законом от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 22.04.2003 года N 47-ФЗ) меры ответственности не могут применяться к отношениям, возникшим в 2000 году.
В силу ч. 2 ст. 54 Конституции РФ никто не может быть привлечен к ответственности за деяние, которое на момент его совершения не считалось правонарушением.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица до вступления в силу закона, обязывающего лиц, привлекающих работников, проходить регистрацию в качестве страхователя в органе Фонда социального страхования и предусматривающего ответственность за нарушение срока такой регистрации.
Таким образом, вывод суда о неправомерности привлечения Товарищества к ответственности за нарушение срока регистрации в органах ФСС в качестве страхователя также является обоснованным.
С учетом изложенного, решение суда отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В порядке ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы, который в силу требований п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционной суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27.11.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-15158/2008-А14
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Коллективный сад N 13"
Ответчик: ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-99/09