г. Пермь
20 апреля 2009 г. |
Дело N А50-537/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мещеряковой Т.И.,
судей Щеклеиной Л.Ю.,
Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Лидер-Персонал": Лобанов Д.М (паспорт серии 5703 N 271779, доверенность от 05.02.2009г.),
от ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми: Комков А.А. (паспорт серии 5704 N 571980, доверенность от 07.04.2009г.),
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 февраля 2009 года по делу N А50-537/2009,
принятое судьей Голубцовой Ю.А.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лидер-Персонал"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми
о признании недействительным решения регистрирующего органа
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер-Персонал" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее - ответчик, инспекция, регистрирующий орган) от 18.12.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) необходимых для государственной регистрации документов; а также об обязании ответчика внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации общества.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2009г. (резолютивная часть решения объявлена 09.02.2009г.), заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование жалобы инспекция указывает на правомерность отказа в регистрации ликвидации общества в связи с тем, что в представленном с пакетом документов ликвидационном балансе содержатся недостоверные сведения, следовательно, ликвидационный баланс считается не представленным, что является основанием для отказа в регистрации ликвидации общества. Кроме того, инспекция указывает на наличие задолженности общества по налогам и сборам, что подтверждается, по мнению ответчика, представленными в материалы дела документами.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, считает, что оспариваемое решение об отказе было вынесено регистрирующим органом законно, оснований для его отмены у суда первой инстанции не имелось.
Инспекцией заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела документов о наличии задолженности по уплате страховых взносов и пени на обязательное пенсионное страхование.
Представитель заявителя против удовлетворения указанного ходатайства возражает.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что инспекцией не обоснована невозможность представления указанных в ходатайстве документов суду первой инстанции, кроме того, документы, датированные мартом 2009 г., включают в себя данные, полученные после вынесения оспариваемого решения.
С учетом изложенного, ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела представленных в суд апелляционной инстанции новых доказательств на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ судом отклонено протокольным определением (ч. 5 ст. 184 АПК РФ).
Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Представитель общества в судебном заседании против доводов жалобы возражает, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на незаконность оспариваемого ненормативного акта, в связи с представлением на регистрацию всех необходимых документов, в которых содержатся достоверные сведения. Считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне оценил материалы дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 06.02.2008г. единственным участником общества Сидоренко Р. С. приняты решения о ликвидации общества и формировании ликвидационной комиссии во главе с руководителем в лице Сидоренко Р.С.
Публикация о ликвидации заявителя размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" от 20.02.2008г. N 7(160) (л.д.65) с указанием на то, что требования кредиторов общества могут быть предъявлены в течение двух месяцев с момента публикации по адресу: г. Пермь, ул. Газеты "Звезда", 27.
Регистрирующий орган уведомлен о принятии решения о ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии. 05.03.2008г. в Единый государственный реестр юридических лиц им внесены записи о принятии решения о ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица.
18.06.2008г. обществом составлен промежуточный ликвидационный баланс, который представлен в инспекцию. 25.06.2008г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса, выдано соответствующее свидетельство.
08.12.2008г. составлен и утвержден ликвидационный баланс общества.
11.12.2008г. в регистрирующий орган обществом подано заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица, с приложением ликвидационного баланса, документа об уплате государственной пошлины, документа, подтверждающего предоставление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
По результатам рассмотрения указанного заявления 18.12.2008г. регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией на основании п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы инспекции о том, что, заявитель имеет непогашенную задолженность перед бюджетом, ликвидационный баланс содержит недостоверные данные, следовательно, считается не представленным.
Считая указанное решение налогового органа недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для отказа в регистрации у регистрирующего органа не имелось.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нормами ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 22 Закона о государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1 Закона о государственной регистрации, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст. 20-22 указанного Федерального закона.
Статьей 21 Закона о государственной регистрации предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и(или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно п. 1 ст. 21 Закона относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с подпунктами 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами по существу не оспаривается, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 ГК РФ, в регистрирующий орган представлены документы, предусмотренные ст. 21 Закона о государственной регистрации, в том числе ликвидационный баланс, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в регистрации ликвидации общества.
Доводы инспекции о том, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе отражены недостоверные сведения, обоснованно отклонены судом первой инстанции, который правомерно отметил следующее.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Согласно ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Наличие у заявителя задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет, по мнению инспекции, подтверждается справками о состоянии расчетов от 05.08.2008г. N 39354, от 04.12.2008г. N 43877, от 03.02.2009г. N 790.
При этом в качестве основания наличия задолженности по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.12.2008г. в оспариваемом решении налогового органа имеется ссылка на справку от 18.12.2008г. N 44470, которая судам в нарушение ст.65, ст.200 АПК РФ представлена не была.
Между тем, в соответствии с положениями закона в целях выявления кредиторов, а также уведомления их о принятом решении о ликвидации юридического лица, в журнале "Вестник государственной регистрации" от 20.02.2008г. было опубликовано сообщение о ликвидации общества с указанием адреса предъявления требований кредиторов, и срока (два месяца), в течение которых кредиторы могут предъявить требования. При этом действий по заявлению соответствующих требований в установленный срок совершено не было.
Как следует из справки от 30.09.2008г. N 07-39/232, выданной Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми (л.д.15) задолженности по обязательным платежам в ПФР у общества не имеется.
Таким образом, надлежащие доказательства, подтверждающие факт наличия задолженности общества перед бюджетом, в материалах дела отсутствуют, судам первой и апелляционной инстанции инспекцией в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ не представлены.
Составление налоговым органом за пределом установленного срока указанных справок о состоянии расчетов само по себе, без подтверждения иными доказательствами, не подтверждает факт недостоверности содержащихся в ликвидационном балансе сведений, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Так же суд апелляционной инстанции отклоняет, как необоснованные и противоречащие материалам дела, доводы инспекции о наличии на момент подачи заявления у общества задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в соответствии с данными Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа от 18.12.2008г. является неправомерным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него обязанности, в связи с чем обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы жалобы апелляционным судом отклоняются на основании вышеизложенного.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 февраля 2009 года по делу N А50-537/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий: |
Т.И. Мещерякова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-537/2009-Г27
Истец: ООО "Лидер-Персонал"
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г. Перми