Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 августа 2009 г. N Ф09-5360/09-С4
Дело N А50-537/2009-Г27
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Матанцева И.В., судей Дядченко Л.В., Азанова П.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее - Инспекция) на решение Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2009 по делу N А50-537/2009-Г27 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидер-Персонал" (далее - общество "Лидер-Персонал") о признании недействительным решения государственного органа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
От Инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Общество "Лидер-Персонал" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 18.12.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества "Лидер-Персонал" в связи с его ликвидацией.
Решением суда от 13.02.2009 (судья Голубцова Ю.А.) заявление удовлетворено, решение Инспекции от 18.12.2009 об отказе в государственной регистрации общества "Лидер-Персонал" в связи с его ликвидацией в случае непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 (судьи Мещерякова Т.И., Савельева Н.М., Щеклеина Л.Ю.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права (ст. 50, 51, ч. 5 ст. 66, ст. 162, ч. 3 ст. 166, ч. 6 ст. 200, ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), неполное установление существенных для дела обстоятельств, ненадлежащее исследование доказательств, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, суд не исследовал представленные налоговым органом справки от 05.08.2008 N 39354, от 04.12.2008 N 43877, от 03.02.2009 N 790, не решил вопрос о привлечении к участию в деле Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми, не истребовал доказательства о наличии или отсутствии задолженности по обязательному пенсионному страхованию; суд апелляционной инстанции необоснованно отклонил ходатайство Инспекции о приобщении к материалам дела документов, полученных из Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми, о наличии задолженности по уплате страховых взносов и пени.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В статье 166 указанного Кодекса часть 3 отсутствует
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не находит.
Как следует из материалов дела, 06.02.2008 единственным участником общества "Лидер-Персонал" Сидоренко Р.С. принято решение о ликвидации общества и формировании ликвидационной комиссии.
Публикация о ликвидации общества "Лидер-Персонал" размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" от 20.02.2008 N 7(160) с указанием на то, что требования кредиторов общества могут быть предъявлены в течение двух месяцев с момента публикации по адресу: г. Пермь, ул. Газеты "Звезда", 27.
Инспекцией получены уведомления ф. N Р15001, N 15002 о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии. 05.03.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц налоговым органом внесены соответствующие записи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо формы N 15002 имеется в виду форма N P15002
Обществом "Лидер-Персонал" 18.06.2008 составлен и представлен в Инспекцию^ промежуточный ликвидационный баланс, 25.06.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса, выдано соответствующее свидетельство.
Впоследствии - 08.12.2008 обществом составлен и утвержден ликвидационный баланс, 11.12.2008 в регистрирующий орган поданы документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с его ликвидацией, в том числе, заявление ф. N 16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий предоставление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду форма N P16001
Рассмотрев представленный пакет документов, Инспекция 18.12.2008 приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании п. п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Решение мотивировано тем, что заявитель имеет непогашенную задолженность перед бюджетом, ликвидационный баланс содержит недостоверные данные, следовательно, считается не представленным.
Полагая, что решение Инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, общество "Лидер-Персонал" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами (ст. 62 названного Кодекса).
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений. В заявлении подтверждается, что заявителем соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации применительно к данной ситуации указанным Законом не предусмотрено.
Исследовав представленные в дело доказательства, и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 Гражданского кодекса российской Федерации; в надлежащий регистрирующий орган представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что подтверждается распиской Инспекции в получении документов от 11.12.2008 N 5156.
При этом, как правомерно указано судами, оснований полагать, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе заявителем отражены недостоверные сведения, не имеется.
Из материалов дела видно, что ликвидационная комиссия в установленном законом порядке в номере 7(160) журнала "Вестник государственной регистрации" опубликовала сведения о ликвидации общества "Лидер-Персонал" с указанием срок для предъявления требований кредиторами - два месяца с момента публикации о ликвидации.
В установленный срок налоговым органом требование кредитора не предъявлено. Согласно справкам Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми от 30.09.2008 N 07-39/232, от 23.12.2008 N 07-39/339 задолженности по обязательным платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации у общества "Лидер-Персонал" не имеется.
Справки о состоянии расчетов от 05.08.2008 N 39354, от 04.12.2008 N 43877, от 03.02.2009 N 790 правомерно не приняты судами, поскольку составлены налоговым органом за пределом установленного срока, без подтверждения иными доказательствами.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается выполнение заявителем требований Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для осуществления государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, основания для отказа в государственной регистрации у Инспекции отсутствовали.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что оспариваемое решение Инспекции от 18.12.2008 не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявление общества "Лидер-Персонал" обоснованно и подлежит удовлетворению, является правильным, соответствует положениям закона и материалам дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, исследованы и получили надлежащую правовую оценку. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции от 13.02.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 20.04.2009 являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2009 по делу N А50-537/2009-Г27 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в дело доказательства, и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 Гражданского кодекса российской Федерации; в надлежащий регистрирующий орган представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что подтверждается распиской Инспекции в получении документов от 11.12.2008 N 5156.
...
Справки о состоянии расчетов от 05.08.2008 N 39354, от 04.12.2008 N 43877, от 03.02.2009 N 790 правомерно не приняты судами, поскольку составлены налоговым органом за пределом установленного срока, без подтверждения иными доказательствами.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается выполнение заявителем требований Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для осуществления государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, основания для отказа в государственной регистрации у Инспекции отсутствовали.
...
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.02.2009 по делу N А50-537/2009-Г27 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2009 г. N Ф09-5360/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника