Преступное нарушение правил эксплуатации транспортных средств:
проблемы квалификации
В основании объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, лежит общественно опасное деяние - "нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств". Из приведенных положений уголовного закона видно, что правила дорожного движения не являются единственным блоком нормативных предписаний, нарушение которых при наличии соответствующих обстоятельств (неосторожном причинении тяжкого вреда здоровью человека или смерти) влечет уголовную ответственность. Другой составляющей комплекса нормативных предписаний, учитываемых в процессе построения и применения ст. 264 УК РФ, являются правила эксплуатации транспортных средств.
Эксплуатацию можно определить как деятельность, которая направлена исключительно на обеспечение надлежащего технического состояния, технической исправности транспортного средства*(1), как совокупность технических условий по обеспечению транспортной безопасности. Именно в этом смысле категория "эксплуатация" используется в ст.ст. 264 и 268 УК РФ.
Правоприменительная практика сталкивается с немалыми трудностями при квалификации преступных нарушений правил эксплуатации транспортных средств в силу бланкетного изложения нормы. Если правила дорожного движения сосредоточены преимущественно в основном нормативном акте, утверждаемом федеральным правительством и устанавливающем единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, то правила эксплуатации транспортных средств в основном своем массиве не консолидированы. Они содержатся во множестве нормативных актах. Система этих актов является необычайно сложной, многообразной и разноуровневой, в частности, последние могут быть утверждены как Правительством РФ, министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления, так и предприятиями-изготовителями. Как справедливо замечает Л.Д. Гаухман, в подобных ситуациях практическим работникам порой просто невозможно ознакомиться с упомянутыми актами, что служит одной из причин неприменения или серьезного препятствия применению соответствующих норм УК РФ с бланкетными диспозициями*(2).
Прежде всего следует указать, что ряд нормативных предписаний в области транспортной безопасности содержит требования комплексного характера, относящиеся как к эксплуатации, так и движению. К примеру, требования пункта 2.3.1 правил дорожного движения запрещают движение при неисправной тормозной системе. Правила же эксплуатации, содержащиеся в приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, устанавливают, при каких технических условиях считается, что автомобиль имеет неисправную тормозную систему. Это - тормозной путь менее 14,7 м, или установившееся замедление менее 5,8 м/с2 для легковых автомобилей (п. 1.1 Основных положений), или нарушена герметичность гидравлического тормозного привода (п. 1.2 Основных положений) и др.
По сфере действия правила эксплуатации механических транспортных средств можно условно классифицировать на общие, типовые правила эксплуатации моделей транспортных средств и их модификаций, а также специальные правила эксплуатации.
К общим правилам эксплуатации относятся те, которые действуют в отношении всех механических транспортных средств на всей территории Российской Федерации. Это - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (с приложением перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств), утвержденные постановлением Правительства РФ 23 октября 1993 г.; Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденные приказом Министерства транспорта РФ 9 марта 1995 г.; Правила технической эксплуатации и содержания подвижного автомобильного транспорта, утвержденные приказом Министерства транспорта РФ 28 октября 1995 г. и др.
Типовыми являются правила, относящиеся к эксплуатации определенного типа транспортного средства. Эта разновидность правил эксплуатации содержится, в частности, в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном приказом Минтранса 8 января 1997 г.
К правилам эксплуатации моделей транспортных средств и их модификаций следует отнести правила эксплуатации определенного вида (модели, модификации) транспортного средства, агрегата транспортного средства или его детали. Так, предприятия-изготовители издают руководства и инструкции по эксплуатации каждой модели (и их модификации) легкового автомобиля, выпускаемого на территории России*(3).
Специальными признаются такие правила эксплуатации, которые обеспечивают транспортную безопасность на определенной территории, местности, предприятии или связаны с особенностями перевозки отдельных грузов и пассажиров. Это, к примеру, Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом N 73 Минтранса РФ от 8 августа 1995 г.; Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная приказом Минтранса РФ 27 мая 1996 г.; Типовая инструкция N 20 по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (ТОЙ Р-200-20-95), утвержденная приказом N 16 Департамента автомобильного транспорта РФ 27 февраля 1996 г., и др.
При этом следует подчеркнуть, что в бланкетную диспозицию ст. 264 УК РФ включена далеко не вся совокупность правил эксплуатации, содержащихся в соответствующих нормативных актах, а только те, которые выражают основную задачу (цель) этой статьи и связаны с объективными и субъективными основаниями ее применения. Виновный может подлежать ответственности по ст. 264 УК РФ, если он нарушил, во-первых, правила эксплуатации именно механических транспортных средств, их деталей, агрегатов. Нарушение правил эксплуатации, к примеру, светофоров, систем сигнализации железнодорожных переездов, иных объектов дорожно-эксплуатационной сети, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, не образует состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, но может при наличии к тому оснований квалифицироваться по ст.ст. 267, 268 или другим статьям УК РФ. Во-вторых, ответственность по ст. 264 УК РФ наступает за нарушение правил эксплуатации именно лицом, управляющим транспортным средством. Нарушение правил эксплуатации транспорта иным лицом (не осуществляющим управления его движением) исключает применение ст. 264 и при наличии к тому оснований влечет ответственность по статьям УК РФ о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта либо против жизни и здоровья. В-третьих, диспозиция ст. 264 УК РФ включает в себя только ту часть правил эксплуатации транспорта, нарушение которых создает угрозу транспортной безопасности. В более строгом смысле, вытекающем из соответствующих уголовно-правовых положений, это создание реальной опасности причинения вреда здоровью и жизни людей при перемещении пассажиров и грузов транспортными средствами. К таким правилам эксплуатации следует отнести совокупность требований и предписаний: 1) о содержании в технически исправном состоянии деталей и агрегатов транспортного средства, обеспечивающих безопасность перемещения (тормозной системы, системы рулевого управления, колес и шин, световых и светосигнальных деталей, омывателя лобового стекла, запирающих устройств дверей и бортов кузова, буксировочных и сцепных устройств); 2) о надлежащем размещении груза и недопущении перегруза транспортного средства; 3) о надлежащем техническом обеспечении буксировки транспортного средства; 4) о перевозке опасных, тяжеловесных и громоздких грузов, а равно пассажиров на рельсовых и безрельсовых маршрутных транспортных средствах. Это, ограничительное, истолкование соответствует не только основным целям вышеуказанной нормы, но и смыслу, придаваемому ей современной правоприменительной практикой. Соответственно, уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ исключается в случаях нарушений правил эксплуатации, прямо не связанных с транспортной безопасностью, хотя бы эти нарушения непосредственно касались самого транспорта или были допущены в процессе его движения: 1) использование транспортного средства, создающего угрозу окружающей среде (в частности, когда содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом); 2) использование транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственный технический осмотр, с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков, имеющего скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов, водителем, не имеющим при себе необходимых документов, без медицинской аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки и других специальных средств, предназначенных для устранения или минимизации возможных последствий дорожно-транспортного происшествия или предупреждения об опасности, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов и т.п.; 3) нарушения, допущенные при ремонте транспортного средства, его хранении, в процессе осуществления погрузочно-разгрузочных работ, при производстве горных, дорожных, промышленных, сельскохозяйственных, строительных и других работ, не имеющих своим основным назначением перемещение (перевозку) пассажиров и грузов. Нарушение указанных правил эксплуатации транспортных средств, а также связанных с ними правил техники безопасности и иных правил охраны труда либо не образует никакого состава преступления, либо при наличии к тому оснований может квалифицироваться по статьям УК РФ о преступлениях против личности, собственности или общественной безопасности (например, как нарушение правил при производстве определенных работ).
Эффективность уголовно-правового обеспечения транспортной безопасности в немалой степени зависит от правильной юридической квалификации социально опасного поведения виновных лиц в области безопасности движения и эксплуатации транспорта. Однако в течение более чем тридцати пяти лет не было принято ни одного акта официального судебного толкования по делам о транспортных преступлениях. В свете сказанного представляются целесообразными разработка и принятие Пленумом Верховного Суда РФ нового постановления о судебной практике по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, в котором необходимо затронуть и проблемы квалификации преступного нарушения правил эксплуатации транспортного средства.
В.И. Неверов,
преподаватель кафедры уголовного права
Самарского филиала Саратовского юридического института МВД РФ
"Российская юстиция", N 8, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Расследование дорожно-транспортных происшествий. Boпpocы безопасности дорожного движения: Справочно-методическое пособие / Под ред. В.А. Алферова и В.А. Федорова. М, 1998. С. 328.
*(2) См.: Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М, 2003. С. 243. 3 См., например: Руководство по эксплуатации автомобилей ВАЗ-2113, -2114, -2115 и их модификаций (состояние на 15 декабря 2003 г.). Тольятти, 2003..
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Преступное нарушение правил эксплуатации транспортных средств: проблемы квалификации
Автор
В.И. Неверов - преподаватель кафедры уголовного права Самарского филиала Саратовского юридического института МВД РФ
"Российская юстиция", 2006, N 8