При ОАО "С" образован третейский суд как структурное подразделение для рассмотрения споров, возникающих между дочерними обществами ОАО "С".
1. Каков порядок обложения деятельности третейского суда налогом на добавленную стоимость?
2. Каков порядок ведения бухгалтерского и налогового учета операций третейского суда как структурного подразделения, образованного при ОАО "С"?
1. Деятельность третейских судов регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах), а также отдельными нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Статьей 3 указанного Закона предусмотрено, что постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами), и действуют при этих организациях - юридических лицах.
При этом статус третейских судов не позволяет рассматривать их как орган правосудия. Согласно ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 и 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Закон о судебной системе) судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Создание судов, не предусмотренных Законом о судебной системе, не допускается. Изложенное нашло свое подтверждение в Определении КС РФ от 13 апреля 2000 г. N 45-О, согласно которому "ни Конституция Российской Федерации, ни Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" не относят третейские суды : к судебной системе".
Таким образом, третейские суды не входят в систему судебной власти, не являются судом в смысле Конституции РФ и Закона о судебной системе и не осуществляют правосудие. Соответственно, деятельность третейских судов имеет иную правовую природу, нежели деятельность судов как органов государственной власти.
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг N ОК 004-93, утвержденным Министерством экономики Российской Федерации и Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации деятельность третейских судей отнесена к правовым услугам (часть III, раздел К, код 7411000; описание в части IV, раздел К, подгруппа 7411 "Деятельность в области права"). При этом деятельность судов общего права классифицирована в подгруппе 7523 "Деятельность в области охраны общественного порядка и безопасности".
Согласно п. 2 ст. 1 Закона о третейских судах действие указанного закона направлено на регулирование отношений, возникающих при рассмотрении споров, исполнение которых предполагается добровольным (п. 1 ст. 44 Закона о третейских судах. Для принудительного взыскания необходимо обращаться в органы судебной власти.
По нашему мнению, третейские суды оказывают услуги по рассмотрению споров, возникших между участниками гражданского оборота, в отличие от судов, решения которых имеют иную правовую природу, властный характер и обеспечены принудительной силой государства. Подобное толкование может привести к тому, что налоговые органы квалифицируют деятельность третейского суда как реализацию услуг и рассмотрят ее как объект обложения НДС на основании подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Нормами главы 21 НК РФ не предусмотрено освобождение реализации услуг третейских судов от НДС.
Арбитражные суды придерживаются иного мнения и не рассматривают деятельность по рассмотрению споров как услуги для цели обложения НДС. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 9 октября 2000 г. N Ф09-1202/2000-АК указано, что "рассмотрение спора третейским судом обеспечивает защиту нарушенных прав и законных интересов : рассмотрение спора не является оказанием какой-либо услуги, выручка (третейский сбор) от реализации которой подлежит обложению" налогом на добавленную стоимость. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2000 г. по делу N А56-23513/99 отмечено, что ст. 17 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3115-I, регистрационный и третейский сборы отнесены к судебным расходам, а поэтому они не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Хотя указанные Постановления выносились до принятия Закона о третейских судах, правовая природа третейских судов, нашедшая свое отражение в законодательстве, не претерпела изменений, поэтому приведенная выше практика может быть применима и к ныне действующему законодательству. При этом следует принимать во внимание, что оплата судебных расходов третейского суда предусмотрена ст. 1 Положения о третейских сборах и расходах в третейском суде при ОАО "С", утвержденного 12 января 2004 г., и направляется на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью третейского суда. Плата, взимаемая с истцов при подаче искового заявления в третейский суд, является компенсацией Обществу (в нашем случае ОАО "С"), при котором создан постоянно действующий третейский суд, судебных расходов, связанных с осуществлением правосудия третейским судом. Данные расходы не могут быть иными, нежели те, которые установлены в ст. 15 Закона о третейских судах.
Анализируя сложившуюся судебную практику, можно сделать вывод, что деятельность третейского суда не является услугой для цели налогообложения, хотя существует риск конфликта с налоговыми органами по поводу такого вывода. Однако считаем, что данный конфликт с высокой степенью вероятности может быть решен в пользу налогоплательщика в ходе судебного разбирательства.
Поскольку деятельность третейского суда не облагается НДС, предъявляемый налог при приобретении товаров (работ, услуг) для обеспечения деятельности суда вычету не подлежит, а согласно подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ включается в стоимость этих товаров (работ, услуг).
2. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Хотя деятельность третейских судов не может рассматриваться как реализация услуг, это не означает, что понесенные ОАО "С" расходы на ведение деятельности третейского суда не могут быть приняты для цели налогообложения. Взимаемые судом третейские сборы являются доходом ОАО "С" от деятельности суда. Поскольку, как указано выше, для цели налогообложения деятельность третейского суда не связана с реализацией услуг, поступающие доходы являются внереализационными.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Статьей 3 Закона о третейских судах регламентирован порядок образования и деятельности третейских судов. В названной статье указано, что:
постоянно действующий третейский суд может быть образован уже созданной в соответствии с действующим гражданским законодательством организацией;
такая организация должна являться юридическим лицом;
постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда, утвердила положение о постоянно действующем третейском суде и утвердила список третейских судей.
Таким образом, под образованием постоянно действующего третейского суда законодатели понимают не создание какой-либо специальной организации, а оформление одного из видов деятельности организации, имеющей статус юридического лица и созданной в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 15 Закона о третейских судах установлен перечень расходов, которые несет третейский суд при рассмотрении дел. В этот перечень включены расходы, без которых ведение деятельности суда будет невозможным, например, гонорары третейских судей; расходы, понесенные судьями в связи с участием в третейском разбирательстве; расходы на организационное, материальное и иное обеспечение разбирательства. При этом п. 2 указанной статьи установлено, что если правилами постоянно действующего третейского суда не определено, что стороны несут указанные расходы, то такие расходы включаются в состав расходов постоянно действующего третейского суда (третейский сбор). Поскольку деятельность третейских судов не является реализацией, связанные с ней расходы согласно п. 1 ст. 265 НК РФ являются внереализационными. Как видно из текста подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ, перечень внереализационных расходов является открытым, и ими могут быть признаны все расходы, отвечающие критерию экономической обоснованности, документальной подтвержденности и связанные с деятельностью, направленной на извлечение дохода.
Таким образом, сбор от деятельности третейского суда и связанные с этой деятельностью расходы должны отражаться в составе внереализационных доходов.
Н.Ю. Безбородов,
А.И. Сотов,
налоговые юристы компании "ФБК"
С.И. Новиков,
аудитор компании "ФБК"
1 августа 2004 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru