г. Пермь
19 ноября 2008 г. |
Дело N А50-10116/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.11.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р.А.,
судей Голубцова В.Г., Григорьевой Н.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
при участии:
от заявителя (ИП Трефилов Ф. М.) -не явился, извещен,
от ответчика (ИФНС России по Ленинскому району г. Перми) - Абазова Г.В., удостоверение УР 347 315, доверенность N 13-23/02153 от 27.02.2008г., Шубина Е.М., паспорт 5707 134655, доверенность N 13-18/21358 от 17.11.2008г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы сторон ИП Трефилова Ф.М. и ИФНС России по Ленинскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 сентября 2008 года
по делу N А50-10116/2008,
принятое судьей Шведовой О.А.
по заявлению ИП Трефилова Ф. М.
к ИФНС России по Ленинскому району г. Перми
о признании недействительным решения
установил:
ИП Трефилов Ф.М. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления о взыскании за счет имущества N 1041 от 16.06.2008г., принятого ИФНС России по Ленинскому району г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.09.2008г. заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление признано недействительным в части взыскания за счет имущества суммы 255 421, 76 руб., в том числе НДС- 101 244 руб., пени - 154 177, 76 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что НДС в сумме 101 244 руб. и пени в сумме 58 952, 94 руб. взыскиваются повторно, поскольку первоначальное требование N 2034 выставлялось на указанные суммы НДС и пеней, начисленные по решению от 29.06.2007г., также не подтверждена соответствующим расчетом обоснованность взыскания пеней в сумме 95 224, 82 руб.
Не согласившись частично с решением суда, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Полагает, что требования N 52785 и 25333, на основании которых вынесено оспариваемое постановление, не соответствуют требованиям ст. 69 НК РФ, что существенно нарушает права налогоплательщика. Также полагает, что процедура взыскания задолженности нарушена, т.к. налоговым органом вынесено общее решение о взыскании налогов, пени и штрафов по трем требованиям единовременно. Указывает, что инспекции следовало реализовать предусмотренные ст.ст. 46-47 НК РФ процедуры принудительного взыскания по каждому из указанных в постановлении требований с учетом установленных сроков, при этом взыскание пени должно производиться вместе с суммой налога, в противном случае существует возможность бесконечного взыскания пеней.
Налоговый орган представил письменный отзыв на жалобу, согласно которому против доводов жалобы возражает, просит в ее удовлетворении отказать.
Налоговый орган, не согласившись частично с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части удовлетворенных судом требований, в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что на основании решения от 29.06.2007г. N 22-90/122дсп по выездной налоговой проверке предпринимателю выставлено требование N 2034 от 19.07.2007г. об уплате НДС в сумме 5 299 289, 50 руб. и пени в сумме 2 965 514, 28 руб., вынесено постановление о взыскании за счет имущества N 676 от 20.09.2007г. В требование N 9209 от 12.09.2008г. включены пени в сумме 107 552, 98 руб., начисленные на недоимку, доначисленную по результатам указанной выездной проверки, но за период с 30.06.2007г. по 01.09.2007г., т.е. указанное требование по отношению к требованию N 2034 от 19.07.2007г. повторным не является, поскольку пени начислены на ту же недоимку, но за другой период, следующий после 29.06.2007г. Из требования N 9209 в оспариваемое постановление N 1041 от 16.06.2008г. вошла только сумма 95 244,81 руб. В связи с тем, что решение по выездной налоговой проверке решением Арбитражного суда Пермского края от 18.10.2007г. по делу NА50-9003/2007 признано недействительным, в том числе, в части НДС в сумме 101 244 руб., соответствующих пеней, инспекцией в службу судебных приставов направлено уточнение к постановлению N 676 от 15.08.2008г., в уточненное постановление не вошла сумма 101 244 руб. После того, как указанное решение суда первой инстанции было отменено постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2007г. было вставлено требование N 52785 от 21.04.2008г. на сумму 101 244 руб. и соответствующие пени в размере 210 927, 96 руб., указанные суммы вошли в оспариваемое постановление N 1041 от 16.06.2008г. При таких обстоятельствах инспекция считает, что взыскание указанных сумм по требованию N 52785 от 21.04.2008г. не является повторным, поскольку указанная в требовании N 2034 от 19.07.2007г. сумма 101 244 руб. была сторнирована в лицевом счете налогоплательщика.
Предприниматель письменный отзыв на жалобу не представил, в заседание суда не явился, что в порядке ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения спора в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п.1,2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии п.1,2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В силу положений ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Согласно п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать за счет имущества налогоплательщика налог и пени в пределах сумм, указанных в требованиях, с учетом сумм, взыскание которых произведено в соответствии со ст. 46 НК РФ.
Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение года после истечения срока исполнения требования.
Как следует из материалов дела, инспекцией принято решение по выездной налоговой проверке N 22-90/122дсп от 29.06.2007г., которым ИП Трефилову Ф.М. было предложено перечислить в бюджет НДС в сумме 5 182 083 руб. и пени 2 965 514,28 руб., а также уменьшен НДС, предъявленный к возмещению из бюджета в сумме 117 207 руб.
Из расчетов пени, являющихся приложением к названному решению, видно, что 2 858 681,22 руб. из них начислены за период с 20.01.03г. по 29.06.07г. на доначисленную по решению сумму НДС, а 106 833,06 руб. из них начислены за период с 23.04.02г. по 19.01.03г. в связи с излишним предъявлением НДС к возмещению из бюджета в сумме 117 107 руб.
На основании данного решения выставлено требование N 2034 от 19.07.07г. об уплате НДС в сумме 5 299 289, 50 руб. и пени 2 965 514, 28 руб.
В связи с его неисполнением и отсутствием денежных средств инспекцией принято постановление N 676 от 20.09.07г. о взыскании указанных сумм за счет имущества. Службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство N 23481/1888/7 о взыскании данных сумм.
Таким образом, инспекцией в отношении всей суммы НДС и пени, начисленной по принятому по результатам выездной налоговой проверки решению от 29.06.2007г., произведена процедура взыскания.
В настоящем деле предпринимателем оспаривается правомерность постановления N 1041 о взыскании за счет имущества 434 179, 96 руб., из них налогов - 101 244 руб. и пени - 333 935, 96 руб. По указанному постановлению взыскиваются доначисленный решением по указанной выездной проверке НДС и соответствующие пени, с учетом судебных актов по делу N А50-9003/2007-А2.
Из содержания постановления следует, что оно вынесено на основании семи требований, однако инспекция пояснила, что фактически основанием для принятия постановления явились требования N N 9209, 25333, 52785.
По требованию N 9209 от 12.09.2007г. предпринимателю в срок до 01.10.07г. предложено уплатить пени по НДС в сумме 107 552,98 руб., согласно расчету пени начислены за период с 30.06.2007г. по 01.09.2007г. на недоимку по решению от 29.06.2007г.
В связи его неисполнением 03.10.2007г. ответчиком принято решение N 21800 о взыскании указанной в требовании суммы за счет денежных средств. 29.01.2008г. выставлено инкассовое поручение N 45526, но не на всю сумму указанную в требовании, а на сумму пени - 95 244, 82 руб., которое банком не исполнено в связи с отсутствием денежных средств.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.10.2007г. по делу N А50-9003/2007-А2 решение по результатам выездной проверки N 22-90/122дсп от 29.06.2007г. было признано недействительным в части доначисления НДС в сумме 1 954 613 руб. и соответствующей суммы пеней в размере 1 034 264 руб. 91 коп.
Данное обстоятельство явилось основанием для вынесения уточненного постановления о взыскании за счет имущества N 676 от 15.08.2008г., по которому взысканию за счет имущества подлежат НДС в сумме 2 957 781, 66 руб., пени в размере 1 931 249 , 39 руб., штраф в сумме 24 194, 70 руб.
Как пояснила инспекция, в указанное постановление НДС в сумме 101 244 руб. включен не были.
По требованию N 25333 от 04.12.2008г. предпринимателю предлагалось уплатить пени в сумме 46 778, 31 руб., начисленные за период с 13.10.2007г. по 31.10.2007г.
В связи с неисполнением требования N 25333 принято решение N 29741 от 18.01.2008г. о взыскании за счет денежных средств, 18.01.2008г. выставлено инкассовое поручение N 43811, но не на сумму пеней указанную в требовании, а на 26 783, 18 руб., которое банком не исполнено в связи с отсутствием денежных средств.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2007г. по делу N А50-9003/2007-А2 решение суда первой инстанции отменено, доначисление 101 244 руб. и соответствующих пеней в сумме 58 952, 94 руб. признано правомерным.
В связи с этим заявителю направлено требование N 52785 от 21.04.2008г. об уплате в срок до 07.05.2008г. НДС в сумме 101 244 руб. и пени в сумме 210 927, 96 руб., из них 151 975, 02 руб. - начислены за период с 05.11.2007г. по 31.03.2007г., 58 952, 94 руб. - разница между пеней, образовавшейся по результатам рассмотрения дела в апелляционной инстанции и пеней, образовавшейся после рассмотрения дела в первой инстанции (1 990 202, 31- 1931 249, 37).
В связи с неисполнением требования принято решение N 37102 от 22.05.2008г., выставлены инкассовые поручения N 52263, 52264 на указанные в требовании суммы, которые банком не исполнены в связи с отсутствием денежных средств.
Таким образом, в оспариваемое постановление N 1041 вошли суммы, на которые были выставлены вышеуказанные инкассовые поручения N 45526, 43811, 52263, 52264, в пределах сумм, включенных в требования N 9209, 25333, 52785: НДС - 101 244 руб., пени - 95 244, 82 руб., 26 783,18 руб., 210 927,96 руб., всего пени- 322 35, 96 руб.
Из вышеизложенного следует, что пени по требованию N 9209 от 12.09.2007г. начислены за период с 30.06.2007г. по 01.09.2007г., по требованию N 25333 от 04.12.2008г. пени в сумме 46 778, 31 руб., начислены за период с 13.10.2007г. по 31.10.2007г., по требованию N 52785 от 21.04.2008г. пени в сумме из них 151 975, 02 руб. начислены за период с 05.11.2007г. по 31.03.2007г.
То есть повторности по взыскании указанных пеней не имеется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемое постановление инспекцией принято с соблюдением предусмотренного законом порядка обращения взыскания на имущество, сумма задолженности и периоды ее начисления материалами дела установлены, в связи с чем доводы предпринимателя о нарушении порядка взыскания задолженности и несоответствии требований об уплате задолженности ст. 69 НК РФ, подлежат отклонению. Требования закона, согласно которым пени подлежат взысканию вместе или после уплаты недоимки, на что ссылается заявитель, в настоящем случае соблюдены, поскольку пени начислены на недоимку, которая налогоплательщиком не уплачена, срок для ее взыскания не истек и возможность ее взыскания не утрачена.
Между тем, законом не предусмотрено повторное взыскание задолженности, в том числе, повторное выставление требований на одинаковые суммы за одни и те же периоды.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно указал, что требование N 52785 в части НДС в сумме 101 244 руб. (выставленное в связи с принятием постановления суда апелляционной инстанции, которым признано обоснованным доначисление по результатам выездной налоговой проверки НДС в сумме 101 244 руб.) является повторным, поскольку указанная сумма ранее была включена в первоначально выставленное по результатам выездной проверки требование N 2034. Также в требование N 52785 помимо недоимки в сумме 101 244 руб. повторно включены и начисленные на нее пени в сумме 58 952, 94 руб., являющиеся разницей между пеней, образовавшейся по результатам рассмотрения дела в апелляционной инстанции и пеней, образовавшейся после рассмотрения дела в первой инстанции (1 990 202, 31- 1931 249, 37), и которые ранее также были включены в требование N 2034.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что поскольку в требование N 9209 включены пени начисленные на всю недоимку по решению от 29.06.2007г., без учета принятых впоследствии судебных актов по делу NА50-9003/2007-А2, инспекцией не доказано путем соответствующих расчетов, что взыскиваемая за счет имущества пеня, включенная в требование N 9209 в сумме 95 224,82 руб. за период с 30.06.2007г. по 01.09.2007г., не превышает сумму пени, подлежащую начислению за этот период на те суммы НДС, которые определены в соответствии с судебными актами по данному делу. В связи с этим суд признал оспариваемое постановление недействительным в части пени в сумме 95 224,82 руб.
Однако в суд апелляционной инстанции инспекцией представлен соответствующий расчет, согласно которому за период с 30.06.2007г. по 01.09.2007г. на недоимку в сумме 3 227 470 руб. начислены пени в сумме 68 852, 69 руб., следовательно, пени только в указанной сумме были включены в требование N 52785 повторно.
При таких обстоятельствах налоговый орган обосновал правомерность взыскания пеней в сумме 26 372, 13 руб. (95224,82 руб. - 68852,69 руб.), в связи с этим в данной части решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В порядке ст.ст. 110 АПК РФ с инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 500 руб.
В связи с частичным удовлетворением апелляционной жалобы инспекции предприниматель должен уплатить госпошлину по иску в сумме 500 руб. и по жалобе в сумме 50 руб., в связи с тем, что предприниматель по чеку-ордеру N 273 от 16.10.2008г. уплатил 1000 руб., то излишне уплаченная госпошлина в сумме 450 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в порядке ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09.09.2008г. отменить в части признания недействительным постановления ИФНС России по Ленинскому району г. Перми N 1014 от 16.06.2008г. в части взыскания за счет имущества суммы пени 26 372,13 руб.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с ИФНС России по Ленинскому району г. Перми в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 500 (Пятьсот) руб.
Возвратить Трефилову Ф.М. из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 450 (Четыреста пятьдесят) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Р.А. Богданова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10116/2008-А12
Истец: Трефилов Федор Михайлович
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г. Перми