г. Томск |
Дело N 07АП-2050/09 |
27 марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А.В. ,
судей: Кулеш Т. А.,
Хайкиной С. Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кулеш Т. А.,
при участии:
от заявителя - Открытого акционерного общества "УРСА Банк" в лице Кузбасского филиала: Конарева В. А., дов. от 31.12.2008г.;
от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области: Шапошникова Ю. В., дов. от 14.11.2008г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.01.2009 года
по делу N А27-17947/2008-6 (судья Семёнычева Е.И.)
по заявлению Открытого акционерного общества "УРСА Банк" в лице Кузбасского филиала
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области
о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "УРСА Банк" (далее по тексту - ОАО "УРСА Банк", Общество) в лице Кузбасского филиала обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, апеллянт) от 06.11.2008 года N 104 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (дело N А27-17947/2008-6).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.01.2009 года (далее по тексту - решение суда) заявление ОАО "УРСА Банк" удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ОАО "УРСА Банк".
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что налоговый орган вправе истребовать, а Общество обязано предоставить документы по ООО "Старт", поскольку ООО "Старт" является контрагентом проверяемого налогоплательщика ООО "Гратис", соответственно, затребованные документы касаются его деятельности. Используя полученные документы, Инспекция имеет возможность проверить достоверность сведений, представленных ООО "Гратис", о гражданско-правовых отношениях с ООО "Старт" и обоснованность получения ООО "Гратис" налоговой выгоды. Считает, что ОАО "УРСА Банк" нарушен пункт 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ). Нормы НК РФ не устанавливают ограничений в отношении налоговых органов для истребования документов в порядке статьи 93.1 НК РФ. Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица жалобу поддержала.
Представитель заявителя просила в удовлетворении жалобы отказать, решение суда первой инстанции отставить без изменения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 30.01.2009 года, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. При этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Гратис" направила в адрес Инспекции поручение от 06.03.2008 года N 475 об истребовании у Кузбасского филиала ОАО "УРСА Банк" договора, заключенного между ОАО "УРСА Банк" и ООО "Старт" по открытию расчетного счета N 40702810108120000603, копии карточки образцов подписей и оттиска печати, документов, подтверждающих полномочия лиц, указанных в карточке, а также информации о том, как был открыт расчетный счет ООО "Старт" (по доверенности или лично), если по доверенности, то указать учреждение нотариальной конторы и Ф.И.О. нотариуса, проводившего оформление доверенности (лист дела 24).
Во исполнение данного поручения налоговый орган в соответствии со статьей 93.1 НК РФ направил Кузбасскому филиалу ОАО "УРСА Банк" требование от 17.03.2008 года N 16-33-19/015918 о представлении указанных документов (информации) в течение пяти дней с момента его получения (лист дела 22).
Письмом от 26.03.2008 года N 1549/51 Кузбасский филиал ОАО "УРСА Банк" отказал налоговому органу в исполнении указанного требования, поскольку выездная налоговая проверка проводится в отношении ООО "Гратис", а запрашиваются копии документов и информация, касающиеся деятельности ООО "Старт" (лист дела 23).
В связи с этим Инспекция составила акт от 29.09.2008 года N 44 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), и приняла решение от 06.11.2008 года N 104, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ в виде 1 000 рублей штрафа (лист дела 7-9).
Полагая, что решение Инспекции противоречит законодательству о налогах и сборах и нарушает права и законные интересы ОАО "УРСА Банк", Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, признал оспариваемое решение налогового органа несоответствующим НК РФ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Федеральным законом от 27.07.2006 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" в главу 14 "Налоговый контроль" НК РФ введена статья 93.1, регулирующая порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, вступающая в силу с 01.01.2007 года.
Согласно положениям пункта 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Пунктом 3 статьи 93.1 НК РФ установлено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В соответствии с требованиями пунктов 4, 5 статьи 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Нарушение данного положения влечет привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.1 НК РФ.
На основании пункта 7 статьи 93.1 НК РФ порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 25.12.2006 года N САЭ-3-06/892@, применяемым при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31.12.2006 года, утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 2 названного Порядка установлено, что налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов налоговому органу по месту учета контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо лица, располагающего документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, у которого должны быть истребованы указанные документы.
В поручении об истребовании документов (информации) должно содержаться: полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), у которой поручается истребовать документы; место нахождения организации (место жительства физического лица); основание направления поручения (указывается статья 93.1 НК РФ и вид мероприятий налогового контроля, при проведении которых возникла необходимость получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, и (или) информации относительно конкретной сделки); полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф.И.О. физического лица, ИНН), документы, касающиеся деятельности которой необходимо получить при проведении мероприятий налогового контроля; перечень истребуемых документов с указанием периода, к которому они относятся, либо указание на подлежащую истребованию информацию и (или) указание на информацию относительно конкретной сделки, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку.
Из поручения об истребовании документов (информации) от 06.03.2008 года N 475 и требования о представлении документов (информации) от 17.03.2008 года следует, что ОАО "УРСА Банк" надлежало представить в налоговый орган соответствующие документы в отношении ООО "Старт" в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "Гратис".
В данном случае у ОАО "УРСА Банк" истребовались документы не в отношении проверяемого налоговым органом лица, а касающиеся ООО "Старт". При этом перечень истребуемых у ОАО "УРСА Банк" документов, относящихся к ООО "Старт", не позволяет сделать однозначный вывод, что истребуемые документы касаются деятельности проверяемого лица - ООО "Гратис".
Таким образом, требование налогового органа не соответствует нормам пунктов 1, 3 статьи 93.1 НК РФ в части отсутствия прямого указания на истребование документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Учитывая, что истребуемые налоговым органом у ОАО "УРСА Банк" документы касаются деятельности ООО "Старт" - клиента банка, не являющегося в данном случае проверяемым налогоплательщиком (доказательства проведения налоговой проверки в отношении ООО "Старт" отсутствуют), выставление требования о представлении документов (информации) в порядке статьи 93.1 НК РФ неправомерно и, соответственно, привлечение ОАО "УРСА Банк" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ незаконно.
Правомерной является ссылка суда первой инстанции на позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенную в Определении от 11. 12.2008г. N ВАС 15556/08.
Выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения Инспекции являются правильными и соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Кемеровской области решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.01.2009 года по делу N А27-17947/2008-6 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Солодилов А.В. |
Судьи |
Хайкина С. Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17947/2008-6
Истец: ОАО "УРСА Банк" Кузбасский филиал
Ответчик: ИФНС России по г.Кемерово Кемеровской области