г. Пермь
15 октября 2008 г. |
Дело N А60-8148/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,
судей Савельевой Н.М., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.
при участии:
от истца - Заместитель прокурора Свердловской области: Белина Е.Г. - прокурор отдела, предъявлены поручение, удостоверение;
от ответчиков - 1.Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (Управление федеральной почтовой связи Свердловской области филиал ФГУП "Почта России"): Астафьева Е.В., представитель по доверенности от 20.05.2008г., предъявлен паспорт; 2. Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики (ОАО АКБ "Связь-Банк") (Екатеринбургский региональный филиал ОАО АКБ "Связь-Банк"): извещен надлежащим образом, представители не явились;
от третьих лиц - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, Федеральное агентство связи : извещены надлежащим образом, представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", третьего лица - Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (ОАО АКБ "Связь-Банк") (Екатеринбургский региональный филиал ОАО АКБ "Связь-Банк")
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 августа 2008 года
по делу N А60-8148/2008,
принятое судьей Микушиной Н.В.
по иску заместителя прокурора Свердловской области
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (Управлению федеральной почтовой связи Свердловской области филиал ФГУП "Почта России"); Межрегиональному коммерческому банку развития связи и информатики (ОАО АКБ "Связь-Банк") (Екатеринбургский региональный филиал ОАО АКБ "Связь-Банк")
с участием третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, Федерального агентства связи
о признании сделки недействительной и применение последствий ее недействительности
установил:
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании недействительным (ничтожным) договора аренды недвижимого имущества от 17.09.2007г. N 2170, заключенного ФГУП "Почта России" в лице УФПС Свердловской области с Межрегиональным коммерческим банком развития связи и информатики (Екатеринбургский филиал ОАО АКБ "Связь-Банк"), и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ОАО АКБ "Связь-Банк" передать ФГУП "Почта России" помещение площадью 6,6 кв., расположенное по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, 17.
Решением арбитражного суда от 08.08.2008г. (резолютивная часть от 06.08.2008г.) исковые требования удовлетворены. Договор аренды признан недействительным и на ОАО АКБ "Связь-Банк" возложена обязанность передать ФГУП "Почта России" спорное помещение.
Не согласившись с решением суда, ФГУП "Почта России" и ОАО АКБ "Связь-Банк" обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, и просят отменить вынесенный судом первой инстанции судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к тому, что правоотношения, связанные с осуществлением сделок с имуществом организаций федеральной почтовой связи регулируются специальной нормой - статьей 25 Федерального закона от 17.07.1999г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", руководствуясь которой ФГУП "Почта России" было получено согласие федерального органа исполнительной власти - Федерального агентства связи на сдачу в аренду имущества (помещения), что подтверждается письмом от 16.01.2008г. N ДП-П33-190. В силу п. 2 ст. 183 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) сделка не может быть признана недействительной лишь по тому основанию, что согласие собственника имущества было получено после ее заключения. Порядок проведения конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, до настоящего времени не разработан и не утвержден, Постановление Правительства РФ от 30.06.1998г. N 685 не подлежит применению, польку его положения вступают в противоречие с п.3 ст.447 ГК РФ. В апелляционной жалобе ФГУП указывает на несоответствие выводов суда о проведении оценки рыночной стоимости права пользования помещением на условиях аренды после заключения сделки фактическим обстоятельствам дела, поскольку отчет об оценке составлен 7.09.2007г., а договор заключен - 17.09.2007г.
Прокуратура Свердловской области по основаниям, изложенным в письменном отзыве, против доводов апелляционных жалоб возражает, решение суда считает законным и обоснованным. Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что передача федерального имущества в аренду без проведения торгов осуществляется в нарушение требований действующего законодательства, соответственно, сделка, совершенная с нарушением требований действующего законодательства, является недействительно (ничтожной). Органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление разрешительной юрисдикции в вопросах заключения сделок с федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным унитарным предприятием, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в отзыве апелляционных жалобах и отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 17.09.2007г. между ФГУП "Почта России" в лице УФПС Свердловской области (арендодатель) и ОАО АКБ "Связь-Банк" (арендатор) заключен договор аренды N 2170 нежилого помещения площадью 6,6 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г.Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, 17 для использования под оказание банковских услуг. Срок аренды установлен с 17.09.2007г. по 16.08.2008г., размер арендной платы определен в п. 3.1 договора. Арендуемые помещения переданы арендатору по двустороннему акту приема-передачи от 17.09.2007 г.
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 14.07.2003г. N 3133-р переданное по договору в аренду здание закреплено за ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения.
ФГУП "Почта России" 15.04.2005г. произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения на здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, 17, что подтверждается свидетельством N 66 АБ 500925 (т.1, л.д.49).
Согласие на сдачу указанного недвижимого имущества на конкурсной основе в аренду на срок менее одного года было выражено Федеральным агентством связи в письме от 16.01.2008г. N ДП-П33-190 (т.1 л.д. 119-120).
Полагая, что вышеназванный договор аренды не соответствует требованиям гражданского законодательства, заместитель прокурора Свердловской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что договор от 17.09.2007г. заключен с нарушением требований действующего законодательства, в частности п.2 ст.295 ГК РФ, поскольку при его заключении арендодателем (ФГУП) не было получено согласие от федерального органа исполнительной власти - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (или его территориального органа), уполномоченного распоряжаться имуществом, находящимся в федеральной собственности; нарушен порядок передачи в аренду федерального имущества, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998г. N 685, имущество передано в аренду без проведения конкурса; оценка рыночной стоимости права пользования на условиях аренды спорного нежилого помещения проведена после заключения договора.
На рассмотрение суда апелляционной инстанции поставлены вопросы о наличии у Федерального агентства связи полномочий о согласовании (разрешении) передавать в аренду федеральное имущество, переданное в хозяйственное ведение предприятиям почтовой связи, на конкурной основе.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь нижеприведенными нормами законодательства при рассмотрении спора, пришел к следующим выводам.
Согласно положениям п.1 ст.2 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере почты и телекоммуникаций, является Федеральное агентство связи (ст. 13 Указа).
Для целей настоящего Указа под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным федеральному агентству (п. "г" ст. 2 Указа).
Согласно подп.10 п.1 ст.20 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.
Положением о Федеральном агентстве связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 320 (п.5.2), определено, что Федеральное агентство связи осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, включая предприятия радиочастотной службы, и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 17.07.1999г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", в целях осуществления своей деятельности организации федеральной почтовой связи самостоятельно распоряжаются принадлежащим им имуществом в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Организации федеральной почтовой связи, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, самостоятельно распоряжаются закрепленным за ними имуществом, за исключением имущества, указанного в части третьей настоящей статьи. Организации федеральной почтовой связи, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, пользуются правами владения, пользования и распоряжения закрепленным за ними имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за исключением имущества, указанного в части третьей настоящей статьи.
Сделки с недвижимым имуществом, принадлежащим организациям федеральной почтовой связи на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, в том числе сдача его в аренду или предоставление в пользование либо распоряжение этим имуществом иным способом, допускаются, если они не влекут изменение права федеральной собственности на соответствующее имущество, за исключением случаев, предусмотренных в части четвертой настоящей статьи, и проводятся в соответствии с решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи.
Согласно Устава имущество предприятия находится в федеральной собственности и распоряжаться этим имуществом предприятие может лишь в установленных законодательством пределах и порядке.
Из анализа вышеприведенных положений нормативных актов следует, что имущество, переданное в хозяйственное ведение предприятиям почтовой связи может передаваться по договору аренды при наличии согласия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи - Федерального агентства связи. Наличие других согласований законодательством не предусмотрено.
Несмотря на то, что на момент заключения договора аренды помещения от 17.09.2007г. ФГУП "Почта России" не располагало соответствующим решением федерального органа исполнительной власти (Федерального агентства связи), однако в дальнейшем, после заключения договора такое решение было им получено, у предприятия не было обязанности обращаться за аналогичным разрешением в иной орган, осуществляющие управление федеральной собственностью (ТУ ФАУФИ по Свердловской области).
В данном случае апелляционная инстанция руководствуется положениями п.2 ст.183 ГК РФ, предусматривающим возможность последующего одобрения сделки представляемым, и в этом случае права и обязанности по сделке возникают с момента совершения сделки.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает ошибочным вывод суда первой инстанции о необходимости получения ФГУП согласия на заключение договора аренды от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Однако данный ошибочный вывод не повлек принятия необоснованного судебного акта, исковые требования судом удовлетворены правомерно.
В данном случае суд апелляционной инстанции исходит из того, что при заключении договора аренды N 2170 от 17.09.2007г. его сторонами были нарушены требования ст.447 ГК РФ, предусматривающие возможность заключения договора только путем проведения торгов в случаях, предусмотренных Кодексом или иным законом.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998г. N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.03.2006. N 156) заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, начиная с 4.04.2006г., осуществляется на конкурсной основе с определением в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стартового размера арендной платы, исчисляемого на основании отчета об оценке объекта в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли РФ (пункт 3).
Перечень исключительных случаев, когда договор аренды может заключаться без проведения конкурса, определен названным Постановлением Правительства РФ, является исчерпывающим и не может толковаться расширительно.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках своих полномочий с 4.04.2006г. установило порядок заключения договоров аренды объекта недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности - через объявление конкурса с обязательным проведением оценки объекта в установленном порядке.
Федеральным законом от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (ст.8) предусмотрено обязательное проведение оценки объектов, принадлежащих полностью или частично РФ, субъекту РФ либо муниципальному образованию.
Следует отметить, что при согласовании вопроса о передаче в аренду помещения по адресу: г.Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, 17, Федеральное агентство связи также указало на необходимость заключения договора аренды на конкурсной основе.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. При недействительности сделки каждая сторона должна возвратить другой все полученное по сделке.
Поскольку договор аренды от 17.09.2007г. N 2170 ФГУП "Почта России" и Межрегиональным коммерческим банком развития связи и информатики заключен без проведения конкурса в нарушение положений ст.447 ГК РФ и порядка, установленного Постановлением Правительства РФ N 685, суд первой инстанции обоснованно признал его недействительным (ничтожным), не соответствующим действующему законодательству и применил последствия недействительности, обязав передать (возвратить) помещение ФГУП "Почта России".
Доводы заявителей жалоб об отсутствии правовых оснований для проведения конкурса на право заключения договора аренды помещений, неприменении к спорным правоотношениям Постановления Правительства РФ N 685 от 30.06.1998г., апелляционная инстанция считает несостоятельными, поскольку названный нормативный акт принят Правительством РФ в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.23 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", а также п.4 ст.3, п. 4 ст.421, ст.625 ГК РФ.
Таким образом, судом не установлено оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, решение арбитражного суда от 08.08.2008г. следует оставить без изменения.
В соответствии со ст.110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения дела, расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционных жалоб относятся на заявителей жалоб.
Руководствуясь статьями ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 8 августа 2008 года по делу N А60-8148/2008 оставить без изменения, а апелляционные жалобы ФГУП "Почта России", ОАО АКБ "Связь-Банк" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Н. М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8148/2008-С1
Истец: Заместитель прокурора Свердловской области
Ответчик: ФГУП "Почта России", УФПС- ф-л ФГУП "Почта России" по Свердловской области , Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики (ОАО АКБ "Связь-Банк")-филиал г. Екатеринбург, Межрегиональный коммерческий банк развития связи и информатики (ОАО АКБ "Связь-Банк")
Третье лицо: Федеральное агентство связи, ТУ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7304/08