г. Чита |
Дело N А10-2040/08 |
"_16_"_января 2009 г.
04АП-4127/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 15 января 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бурковой О.Н., судей Куклина О.А., Клепиковой М.А.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Деревцовой А.В.
при участии: представитель ответчика Коренева С.В. по доверенности N 320/315 от 16.09.2008
представители истца и третьего лица отсутствуют, уведомлены
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 ноября 2008 года по делу N А10-2040/08
по иску Автономного учреждения Республики Бурятия "Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
третье лицо: Администрация муниципального образования "Муйский район"
о взыскании 274 619 руб. 93 коп.
принятого судьей Салимзяновой Л.Ф.
установил: Истцом заявлен иск к ответчику с учётом уменьшения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании 274 619 руб. 93 коп. - суммы неосновательного обогащения.
Решением от 07 ноября 2008 года исковые требования удовлетворены в заявленной сумме.
Ответчик не согласился с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении исковых требований. В жалобе указано, что при создании ОАО "Российские железные дороги" по сводному передаточному акту обязательства перед истцом ответчику не передавались. Ответчик не согласен с выводом суда о выполнении работ на сумму 1 377 353 руб. 61 коп. По мнению ответчика, технические паспорта на объекты были изготовлены после принятия объектов в муниципальную собственность, следовательно, ответчик не мог воспользоваться изготовленными техническими паспортами, обязанности у ответчика по передаче объектов не было. Ответчик полагает, что материалами дела не подтверждается обоснованность взыскания суммы 1 823 руб. 15 коп. за изготовление технического паспорта на объект ЦТП N 53.
Истцом заявлено ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с болезнью представителя.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции его отклоняет как необоснованное, истец по делу является юридическим лицом и может обеспечить явку другого представителя.
Письменного отзыва на апелляционную жалобу от третьего лица не поступило.
Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции поддержал доводы по жалобе, дополнительно указав, что работы выполнялись не истцом, а другим лицом.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы по апелляционной жалобе, апелляционная инстанция находит апелляционную жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Истцом заявлены требования, уточнённые в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с ответчика 274 619 руб. 93 коп. - суммы неосновательного обогащения, составляющей стоимость услуг по изготовлению технических паспортов на объекты недвижимости: инженерных сетей, расположенных в п. Таксимо, в том числе, инженерные сети ТК УТ-1 до ТК-5 от УТ-1 через УТ-1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/45, 1/5, 1/6, 1/7, 1/10, центральные тепловые пункты N N 53, 54, 55, 56, 76 "Промзоны", инженерные сети тепловые сети и горячее водоснабжение по ул.ул. Советская, Тенистая, Речная, Келянская, пер. Советский п. Таксимо.
Технические паспорта на вышеуказанные объекты изготовлены Нижнеангарским отделением ГУ РБ "Гостехинвентаризация по Республике Бурятия" по заявке Таксимовской дистанции гражданских сооружений и водоснабжения (НГЧ-11) Восточно-Сибирской железной дороги от 7 мая 2003 г. N 822, подписанной исполняющим обязанности начальника НГЧ-11 А.И. Афанасьевым.
Работы по изготовлению технических паспортов на объекты инженерных сетей выполнены, сторонами 7 июля 2005 г. подписан акт выполненных работ. Со стороны НГЧ-11 акт подписан заместителем начальника НГЧ-11 Афанасьевым А.И. Согласно акту стоимость выполненных работ составила 1 377 353 руб. 61 коп.
ОАО "Российские железные дороги" создано в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ и "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 N 29-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 N 29-ФЗ права и обязанности по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Арбитражный суд Республики Бурятия пришёл к выводу о том, что все обязанности и права по обязательствам ФГУП "Восточно-Сибирская железная дорога" перешли ОАО "Российские железные дороги" на основании Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Четвёртый арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом, находит его правомерным.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 N 29-ФЗ в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. В соответствии с Законом под имуществом федерального железнодорожного транспорта понимаются имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Исходя из статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, в том числе, права требования и долги.
Отсутствие в передаточном акте каких-либо обязательств ФГУП "Восточно-Сибирская железная дорога" не освобождает ОАО "Российские железные дороги", как общество, принявшее имущественный комплекс федерального предприятия, от обязательств, которые существовали у данного предприятия на момент передачи имущественного комплекса, перед третьими лицами.
Пунктом 7 постановления N 585 от 18.09.2003 Правительство Российской Федерации обязало Минимущество Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
В соответствии пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" объекты коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-РП.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 235, передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности осуществляется администрацией предприятия органу местного самоуправления после принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов по акту приема-передачи.
Объекты коммунально-бытового назначения, относящиеся к федеральной собственности и находящиеся в хозяйственном ведении ФГУП "Восточно-Сибирская железная дорога", расположенные в п. Таксимо, переданы в муниципальную собственность на основании Распоряжения Правительства РФ от 28.08.2002 N 1204-р.
В период возникновения спорных правоотношений действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
Исходя из пункта 5 этого правового акта, оформление необходимой технической документации на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, передаваемые в муниципальную собственность, возлагалось совместно на администрации предприятий и органы местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по оформлению технической документации на переданные ответчиком в июне 2004 года объекты недвижимости в муниципальную собственность Муйского района в силу действующего на момент передачи объектов законодательства имелась как у ответчика, так и у органов местного самоуправления Муйского района.
Как следует из технических паспортов, последние изготавливались для НГЧ-11 ОАО "Российские железные дороги". В последующем технические паспорта были переданы Администрации Муйского района, что следует из справки от 25.08.2008 N 2237 начальника отдела строительства транспорта, энергетики, ЖКХ и муниципального имущества Администрации Муйского района.
Данными документами, в том числе, подтверждается изготовление технического паспорта на ЦТП N 53, в связи с чем, довод ответчика о необоснованном взыскании расходов по изготовлению данного технического паспорта в сумме 1823, 15 руб. отклоняется.
Не может быть принят во внимание довод ответчика о том, что обязанности по передаче данных объектов в муниципальную собственность у ОАО "РЖД" не было, поскольку данный довод не соответствует нормативным документам о создании ОАО "РЖД". Кроме того, именно ОАО "РЖД" в лице начальника Таксимовской дистанции гражданских сооружений и водоснабжения филиала "ВСЖД" передавало объекты в муниципальную собственность.
Поскольку материалами дела подтверждается изготовление технических паспортов для НГЧ-11 ОАО "Российские железные дороги", требования истца по взысканию стоимости работ по изготовлению паспортов на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворены.
Расчет стоимости выполненных работ произведён истцом на основании тарифов, утвержденных распоряжением Правительства Республики Бурятия N 547-р от 06.07.2004, и составил 480 273, 06 руб., истец уменьшил сумму требований до 274 619, 93 руб., исключив коэффициенты 1,5 и 1,2, утверждённые приказом директора ГУ РБ "Гостехинвентаризация по Республике Бурятия".
Ответчиком сумма 274 619, 93 руб. не оспорена со ссылками на нормативные документы.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании неосновательного обогащения в сумме 274 619, 93 руб. правомерно удовлетворены.
Довод ответчика об отсутствии у истца права на предъявление иска в связи с тем, что технические паспорта выполнены другим юридическим лицом - ГУ РБ "Гостехинвентаризация по Республике Бурятия" является несостоятельным.
Истец по делу - автономное учреждение Республики Бурятия "Гостехинвентаризация - республиканское бюро технической инвентаризации" создано путём изменения существующего государственного учреждения "Гостехинвентаризация по Республике Бурятия" (постановление Правительства Республики Бурятия от 24.01.2008 N 30).
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 ноября 2008 года по делу N А10-2040/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Н.Буркова |
Судьи |
М.А.Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2040/08
Истец: АУ РБ "Гостехинвентаризация-Республиканское бюро технической инвентаризации"
Ответчик: ОАО "РЖД"
Третье лицо: Администрация МО "Муйский район"