31 июля 2008 г. |
Дело N А14-762-2008/36/26 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей: Сергуткиной В.А.
Шеина А.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кондратьевой Н.С.,
В судебное заседание явились:
от ООО "Сокол": Хрипушина В.Н. - представитель по доверенности N 36-01/410602 от 14.03.2008 сроком на три года без права передоверия, паспорт серии 20 03 N 801300 выдан Центральным РОВД г. Воронежа 01.07.2003,
Коновалов Олег Васильевич - директор, решение N 2 от 27.06.2006, паспорт серии 20 06 N 835347 выдан Отделом УФМС России по Воронежской области Советского района г. Воронежа.
В судебное заседание не явились:
от Администрации городского округа г. Воронеж: извещены надлежащим образом.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сокол" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.05.2008 по делу N А14-762-2008 36/26, принятое судьей Федосеевой И.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сокол" к Городскому округу - город Воронеж о признании недействительным постановления Главы городского округа город Воронеж.
УСТАНОВИЛ:
Обществом с ограниченной ответственностью "Сокол" (далее по тексту -заявитель, ООО "Сокол") заявлены требования о признании недействительным постановления Главы городского округа город Воронеж (далее - Администрация, ответчик) от 16.11.2007 N 1636 "Об утверждении проектов границ земельных участков по ул. Южно-Моравская, 37, по ул. Южно-Моравская, 37а, по ул. Южно-Моравская-, 37б и по ул. Южно-Моравская, 37в".
Решением арбитражного суда Воронежской области от 14.05.08 г. п.6 Постановления N 1636 от 16.11.07 г. Главы городского округа город Воронеж Воронежской области признан недействительным. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Сокол" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, заявитель жалобы указывает на то, что суд необоснованно сослался на ст.30, п.7 ст.36 Земельного Кодекса РФ. Суд не принял во внимание, что на момент издания постановления N 1636 земельный участок находился в аренде у ООО "Сокол", а также на данном земельном участке расположена недвижимость, принадлежащая обществу.
По мнению заявителя жалобы, суд не дал оценку незаконным действиям муниципального органа. Оспариваемым постановлением существенно менялись границы земельного участка. В результате произведенных изменений, фактически был сформирован новый земельный участок.
Указанные изменения, по мнению представителя Общества, нарушают экономические интересы организации: изменение кадастрового плана, условий договора аренды, перемещение недвижимого имущества на другой земельный участок, получение свидетельства в УФРС на имущество, перенесенное на иной земельный участок. В своей жалобе заявитель указал на то, что оспариваемым постановлением нарушены права Общества, что лишает его возможности продолжать осуществлять свою предпринимательскую деятельность.
В настоящее судебное заседание представитель Администрации не явился. В материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства. В связи с чем, дело рассматривается в отсутствие представителя Администрации в порядке ст.ст. 156, 266, 123 АПК РФ.
Судебной коллегией удовлетворено ходатайство представителей ООО "Сокол" о приобщении к материалам дела оригинала квитанции о направлении апелляционной жалобы, уведомления о направлении заказного письма главе городского округа г. Воронеж Колиуху С.М., письменных пояснений по делу, копии списка лиц, визирующих постановление "Об утверждении проектов границ земельных участков по ул. Южно-Моравская, 37, ул. Южно-Моравская, д. 37а, ул. Южно-Моравская, д. 37б, ул. Южно-Моравская, д. 37в.
Представители ООО "Сокол" поддерживают доводы апелляционной жалобы, считают обжалуемое решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права и без учета фактических обстоятельств дела, просят суд изменить его в части и принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительными пункты 1,2,3,4,5 Постановления Главы городского округа город Воронеж Воронежской области "Об утверждении проектов границ земельных участков по ул. Южно-Моравская, 37, ул. Южно-Моравская, д. 37а, ул. Южно-Моравская, д. 37б, ул. Южно-Моравская, д. 37в" N 1636 от 16.11.2007.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 28 июля 2008 г. по 31 июля 2008 г.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с постановлением Главы города Воронежа от 13.11.2001 г. N 1294 Администрацией г. Воронежа 19.02.2002 г. был заключен с ООО "Сокол" договор N 827-02-09/МЗ аренды земельного участка, согласно которому ООО "Сокол" предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок общей площадью 3 336 кв.м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, 37.
На основании указанных документов, 15.10.2002 г. зарегистрировано право аренды ООО "Сокол" земельного участка (земли поселений), фактически занимаемого автостоянкой, площадью 3 336 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, 37, кадастровый номер 36:34:05 05 048:0001, о чем выдано свидетельство 36 АА 666679 (т.1 л.23).
На земельном участке расположены здания, строения и помещения, право собственности на которые также зарегистрированы Обществом в законном порядке (свидетельство серия 36 АБ 672567, свидетельство серия 36 АБ 672568, свидетельство серия 36 АБ 672570, свидетельство серия 36 АБ 672569).
Указанный земельный участок площадью 3 336 кв.м. принадлежит на праве собственности муниципальному образованию - городской округ город Воронеж (свидетельство серия 36-АБ 416296) с существующим ограничением - аренда.
Решением Воронежской городской Думы N 259-П от 06.12.2006 г. утверждены карты градостроительного зонирования территории города и градостроительные регламенты, согласно которым рассматриваемые участки находятся в зоне городских магистралей и улиц (индекс зоны МР, МГ): основной вид разрешенного использования территории - существующие и проектируемые магистрали для движения городского транспорта, вспомогательные - остановочные павильоны, места для остановки транспорта.
16.11.07 г. главой городского округа город Воронеж вынесено постановление N 1636 , которым утвержден проект границ земельных участков: 1) фактически занимаемого автостоянкой ООО "Сокол" площадью 1908 кв.м. по ул. Южно-Моравская, 37; 2) для размещения отстойно-разворотной площадки пассажирского транспорта с диспетчерским пунктом по ул. Южно-Моравская, 37а; 3) для размещения отстойно-разворотной площадки пассажирского транспорта по ул. Южно-Моравская, 376; 4) для размещения автостоянки ООО "Сокол", площадью 1122 кв.м. по ул. Южно-Моравская, 37в; 6) ООО "Сокол" предписывается в связи с изменением границ земельного участка, занимаемого автостоянкой, перенести часть щебеночного замощения, бетонные опоры и ограждение с земельного участка по ул. Южно-Моравская, 37а, на вновь сформированный земельный участок по ул. Южно-Моравская, 37в.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Сокол" обратился за судебной защитой.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части, признав недействительным только пункт 6 оспариваемого постановления.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в виду следующего.
В силу ч.1, 2 ст. 25 Земельного Кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статьей 29 Земельного кодекса установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ст.11 ЗК РФ Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст.22 ЗК РФ Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.
Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
При этом, в силу пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса, не допускается изменение условий договора аренды земельного участка, заключенного более чем на пять лет, без согласия арендатора, а также досрочное расторжение такого договора по требованию арендодателя, за исключением случаев существенного нарушения договора аренды арендатором. Расторжение договора в этом случае производится в судебном порядке.
Судом установлено, что на день обращения с заявлением и на день судебного разбирательства, Общество продолжало пользоваться на праве аренды земельным участком по ул. Ю.Моравская, 37. Между Администрацией и Обществом по истечении срока действия договора аренды N 827-02-09/МЗ от 19.02.02 г., заключено, 19.12.07 г., дополнительное соглашение. Указанным дополнительным соглашением установлен размер ежегодной арендной платы на землю, что свидетельствует о волеизъявлении сторон относительно продления срока договора аренды.
В случае исполнения оспариваемого решения суда часть принадлежащей обществу недвижимости оказывается за пределами вновь сформированного для стоянки ООО "Сокол" участка, на земельных участках, выделенных под отстойно-разворотные кольца.
Оспариваемое постановление является основанием для постановки на кадастровый учет вновь сформированных участков , в том числе под отстойно-разворотные кольца.
Земельные участки под отстойно-разворотные кольца - смежные с вновь образованными участками ООО "Сокол", сформированными постановлением Администрации как границы участков, остающегося свободными от отстойно-разворотных колец после утверждения их границ.
Территории отстойно-разворотныго кольца накладываются на участок, сформированный, прошедший кадастровый учет и арендуемый обществом в настоящее время, необходимый для эксплуатации автостоянки.
Кроме того, вместо одного земельного участка площадью 3 336 кв.м. оспариваемым постановлением обществу предоставляется два земельных участка площадью (по 1908 кв.м, 1122 кв.м).
Таким образом, часть арендуемого и занятого недвижимостью земельного участка фактически изымается и формируются несколько новых объектов кадастрового учета, права на которые в дальнейшем могут быть оформлены и получены основания для их использования. При этом границы сооружений, принадлежащих Обществу оказываются за пределами границ вновь выделяемых участков.
В соответствии с пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом, в том числе исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде. Земельным кодексом РФ предусмотрено также право указанных лиц возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст.ст. 40, 41 ЗК РФ). Указанное также предусмотрено ст. 263 Гражданского Кодекса РФ.
Порядок выделения и формирования земельного участка установлен и закреплен Земельным Кодексом Российской Федерации.
Формирование и выбор земельного участка осуществляется с учетом информации, полученной в ходе анализа документов государственного земельного кадастра.
В силу п.5 ст.31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Подготовка проекта границ проводится в рамках проведения территориального землеустройства с учетом Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства.
В ходе проектирования границ составляются проектный план, экспликация земель, предполагаемых к изъятию, сведения об обременениях и ограничениях использования земельного участка.
Определение земельного участка при проектировании должно осуществляться с учетом положений п.3 ст.33 ЗК РФ.
Часть 3 ст. 33 Земельного Кодекса РФ для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии со ст. 46 Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:
1) использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 настоящего Кодекса;
2) использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
4) неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
5) изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 настоящего Кодекса;
6) реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 настоящего Кодекса;
7) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно статье 619 Гражданского кодекса РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:
1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
2) существенно ухудшает имущество;
3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок. Следовательно, и решение о предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду как основание заключения договора аренды может быть отменено только в судебном порядке.
Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в силу ст.55 ЗК РФ Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Наличие каких-либо оснований досрочного расторжения договора аренды, заключенного с Обществом, оснований для изъятия и соблюдения порядка изъятия земельного участка апелляционной коллегией не установлено.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу ст.61 ЗК РФ Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший данный акт. Между тем, ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в апелляционный суд Администрация не представила достоверных доказательств законности оспариваемого постановления.
Судом установлено, что издав оспариваемое постановление, Администрация изъяла у Общества 1428 кв.м земельного участка, который используется при осуществлении предпринимательской деятельности под автостоянкой, лишив заявителя продолжать использовать изъятый земельный участок по назначению.
Ссылка Администрации на решение Воронежской городской Думы, которым утверждены карты градостроительного зонирования территории, как на основание принятия оспариваемого постановления, судебной коллегией отклоняются, поскольку в силу ст.23 Градостроительного Кодекса указанные карты являются составной частью материалов по обоснованию проектов Генеральных планов и самостоятельно рассматриваться не могут. Указанные карты градостроительного зонирования должны рассматриваться в комплексе с документами, программами, положениями.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что материалами дела подтверждается несоответствие оспариваемого постановления законодательству, а также факт нарушения прав и интересов заявителя изданным постановлением.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку оспариваемым постановлением часть занятого автостоянкой земельного участка фактически изымается и предоставляется под отстойно-разворотное кольцо, а законные интересы общества, предусмотренные процедурой изъятия, соблюдены не были, апелляционная коллегия полагает, что постановление Главы городского округа город Воронеж от 16.11.2007 N 1636 "Об утверждении проектов границ земельных участков по ул. Южно-Моравская, 37, по ул. Южно-Моравская, 37а, по ул. Южно-Моравская-, 37б и по ул. Южно-Моравская, 37в" в целом не соответствует закону и нарушает права общества.
В связи с изложенным, решение суда следует изменить, а апелляционную жалобу ООО "Сокол" - удовлетворить.
В силу ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине в сумме 1000 руб. взыскиваются с Администрации в пользу ООО "Сокол".
Руководствуясь ст.ст.267-271 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу ООО "Сокол" - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.05.08 г. изменить.
Признать незаконным постановление N 1636 от 16.11.07 г. Главы городского округа город Воронеж, удовлетворив в полном объеме требования ООО "Сокол" об оспаривании постановления N 1636 от 16.11.07 г.
Взыскать с Администрации городского округа город Воронеж 1000 рублей государственной пошлины в пользу ООО "Сокол".
Выдать справку на возврат ООО "Сокол" 1000 рублей государственной пошлины из доходов федерального бюджета.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Миронцева Н.Д. |
Судьи |
Сергуткина В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-762-2008/36/26
Заявитель: ООО "Сокол"
Ответчик: Администрации ГО г. Воронежа