17 декабря 2008 г. |
N А48-2991/08-13 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2008 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С.А.,
при участии:
от государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования: Чирикова О.Н., главный специалист, доверенность N 06-12/06/719 от 09.02.2007 года, удостоверение N 278 от 02.04.2008 года;
от Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Орловской области: не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 06.10.2008 года по делу N А48-2991/08-13 (судья Капишникова Т.И.) по заявлению Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Орловской области к государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Орловской области (далее - Управление ГИБДД УВД по Орловской области) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ОРО ФСС, фонд) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в снятии с учета обособленного подразделения СПУ "Озерово", изложенном в письме от 11.06.2008 года N 13-06/06/3410.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 06.10.2008 года по делу А48-2991/08-13 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление ГИБДД УВД по Орловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что он не может являться плательщиком отчислений в Фонд социального страхования в качестве страхователя, поскольку снят с учета как налогоплательщик по месту нахождения СПУ "Озерово", а снятие с учета в ГУ ОРО ФСС должно быть произведено на основании уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Орловской области от 23.01.2008 года N 553668.
Управление ГИБДД УВД по Орловской области считает, что в данном случае действующими нормативными актами снятие с учета в ГУ ОРО ФСС не поставлено в зависимость от погашения задолженности, так как требование пункта 23 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденный Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 года N 27 "Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей" (далее - Порядок регистрации) об отсутствии у снимаемого с учета обособленного подразделения задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относится исключительно к случаю снятия с учета, предусмотренному подпунктом 4 пункта 23 Порядка регистрации.
ГУ ОРО ФСС возражает против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в представленном отзыве, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Фонд полагает, что до принятия решения о снятии обособленного подразделения с учета необходимо погашение задолженности страхователя, и указывает на наличие такой задолженности Управления ГИБДД УВД по Орловской области перед фондом в общей сумме 32127 рублей.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управление ГИБДД УВД по Орловской области зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационном номером 1025700785802, что подтверждается копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 21.05.2007 года серии 57 N 000974464.
Извещением о регистрации в качестве страхователя, выданным 29.07.2008 года, подтверждается регистрация 24.11.1994 года Управления ГИБДД УВД по Орловской области в качестве страхователя по месту нахождения в ГУ ОРО ФСС РФ под регистрационным номером 5702001124.
В соответствии с положением об обособленном подразделении сельскохозяйственно-производственного участка "Озерово" (далее - СПУ "Озерово"), утвержденным приказом Управления внутренних дел Орловской области от 09.09.1999 года N 159 "Об утверждении положения о СПУ "Озерово" УГИБДД УВД", СПУ "Озерово" не является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность от имени Управления ГИБДД УВД по Орловской области и расположено по адресу: Орловская область, Урицкий район, деревня Озерово.
10.01.2000 года Управление ГИБДД УВД по Орловской области зарегистрировано в качестве страхователя в региональном отделении ФСС по месту нахождения обособленного подразделения СПУ "Озерово" под регистрационным N 171, что следует из представленного в материалы дела страхового свидетельства.
Уведомлением о постановке на учет в налоговом органе юридического лица от 26.01.2000 года подтверждается постановка 24.01.2000 года Управления ГИБДД УВД по Орловской области на учет в Инспекции МНС России по Урицкому району Орловской области по месту нахождения СПУ "Озерово".
Приказом Управления внутренних дел Орловской области от 10.01.2002 года N 15 "О передаче СПУ "Озерово" УГИБДД УВД в ведение ГосСМЭУ "Орелтранссигнал" при УВД" отменен приказ Управления внутренних дел Орловской области от 09.09.1999 года N 159 "Об утверждении положения о СПУ "Озерово" УГИБДД УВД", руководству УГИБДД УВД предписано подготовить необходимые документы для передачи СПУ "Озерово" в ведение ГосСМЭУ "Орелтранссигнал" при УВД Орловской области и утверждено положение о передаваемом подразделении ГосСМЭУ "Орелтранссигнал"
В целях снятия с учета в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения СПУ "Озерово" Управление ГИБДД УВД по Орловской области дважды обращалось с соответствующими заявлениями в ГУ ОРО ФСС, в ответ на которые фонд в письмах от 03.10.2007 года N 13-05/13/6234 и от 14.12.2007 года N 13-06/06/7884 сообщил о невозможности снятия с учета юридического лица до представления документов, подтверждающих обстоятельства, послужившие причиной снятия с учета, и погашения существующей задолженности по обязательному социальному страхованию.
Из уведомления Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Орловской области от 23.01.2008 года N 553668 следует, что 23.01.2008 года Управление ГИБДД УВД по Орловской области снято с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения СПУ "Озерово" на основании сведений о прекращении деятельности (закрытия) обособленного подразделения, содержащихся в заявлении о снятии с учета от 09.01.2008 года.
06.05.2008 года Управление ГИБДД УВД по Орловской области вновь обратилось в ГУ ОРО ФСС с заявлением о снятии с учета, в котором причиной для снятия с учета указано прекращение деятельности структурного подразделения, по месту нахождения которого юридическое лицо состоит на учете в качестве страхователя.
К заявлению были приложены копия приказа Управления внутренних дел Орловской области от 10.01.2002 года N 15 "О передаче СПУ "Озерово" УГИБДД УВД в ведение ГосСМЭУ "Орелтранссигнал" и уведомление об утере извещения о регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного структурного подразделения.
Письмом от 11.06.2008 года N 13-06/06/3410 ГУ ОРО ФСС РФ отказало заявителю в снятии с учета в качестве страхователя по месту нахождения СПУ "Озерово" в связи с непредставлением копий документов, подтверждающих обстоятельства, которые явились причиной снятия СПУ "Озерово" с учета, а также наличием непогашенной задолженности по страховым взносам на социальное страхование.
Считая, что действия ГУ ОРО ФСС, выразившиеся в отказе в снятии с учета в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения СПУ "Озерово", изложенном в письме от 11.06.2008 года N 13-06/06/3410, не соответствуют закону, иным нормативным правовым актам, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Управление ГИБДД УВД по Орловской области обратилось за судебной защитой.
Рассматривая по существу заявленное требование Управления ГИБДД УВД по Орловской области и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что снятие страхователя с учета по месту нахождения обособленного подразделения возможно только при отсутствии задолженности по социальному страхованию, а Управление ГИБДД УВД по Орловской области имеет такую задолженность в сумме 9 680 руб. и пени в сумме 4 623 руб., а также того, что заявителем не представлены документы подтверждающие обстоятельства, послужившие причиной снятия с учета
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о соответствии отказа ГУ ОРО ФСС нормативным правовым актам Российской Федерации, исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом в силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" регистрация страхователей - юридических лиц осуществляется в исполнительных органах страховщика по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения
Порядок регистрации страхователей устанавливается страховщиком.
Указанный порядок установлен Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 года N 27 "Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей".
Пунктом 23 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Порядок регистрации) предусмотрено, что снятие с учета страхователей по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется региональным отделением Фонда (филиалом регионального отделения Фонда) в случаях:
1) принятия решения о закрытии обособленного подразделения юридического лица, по месту нахождения которого зарегистрировано юридическое лицо;
2) изменения места нахождения обособленного подразделения юридического лица;
3) ликвидации юридического лица, имеющего обособленные подразделения;
4) несоблюдения при процедуре регистрации юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения условий регистрации страхователей, установленных абзацем третьим статьи 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", при отсутствии у такого обособленного подразделения задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Исходя из буквального толкования данной нормы следует, что требование об отсутствии у обособленного подразделения задолженности по обязательному социальному страхованию относится только к случаю снятия с учета, предусмотренному подпунктом 4 пункта 23.
Однако пунктом 26 Порядка регистрации предусмотрено, что до принятия решения о снятии страхователя с учета региональное отделение Фонда (филиал регионального отделения Фонда) в установленном порядке принимает меры по взысканию (погашению) задолженности страхователя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При осуществлении регистрации страхователей региональными отделениями Фонда филиал регионального отделения Фонда направляет заявление страхователя о снятии с учета вместе с документами, подтверждающими погашение страхователем задолженности, в региональное отделение Фонда для принятия решения о снятии страхователя с учета.
Таким образом, для принятия решения о снятии страхователя с учета необходимым условием является отсутствие задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Материалами дела, а также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Орловской области от 23.10.2007 года по делу N А48-3212/07-14, подтверждается и заявителем не оспаривается наличие задолженности Управления ГИБДД УВД по Орловской области по уплате обязательных платежей в Фонд социального страхования.
Доказательств уплаты задолженности заявителем представлено не было.
Таким образом, при наличии непогашенной задолженности Управление ГИБДД УВД по Орловской области не может быть снято с учета по месту нахождения обособленного подразделения СПУ "Озерово".
Кроме того, согласно пункту 25 Порядка регистрации снятие страхователей с учета осуществляется на основании заявления страхователя. Одновременно с заявлением в региональное отделение Фонда (филиал регионального отделения Фонда) страхователем представляются первый экземпляр Извещения о регистрации, заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации наступление обстоятельств, являющихся причиной снятия с учета.
Материалы дела свидетельствуют, что вместо Извещения о регистрации было представлено уведомление о его утере, а в качестве копии документа, подтверждающего наступление обстоятельств, являющихся причиной снятия с учета, - копия приказа Управления внутренних дел Орловской области от 10.01.2002 года N 15 "О передаче СПУ "Озерово" УГИБДД УВД в ведение ГосСМЭУ "Орелтранссигнал".
В данном случае должны были быть представлены документы, подтверждающие закрытие обособленного подразделения СПУ "Озерово".
Из анализа содержащихся в названном выше приказе положений следует, что им инициируется закрытие обособленного подразделения путем его передачи другому юридическому лицу, в частности, руководству Управления предписывается подготовить необходимые документы для передачи СПУ "Озерово" УГИБДД УВД в ведение ГосСМЭУ "Орелтранссигнал".
Сами по себе начало подготовки документов, необходимых для передачи, отмена положения об обособленном подразделении СПУ "Озерово" Управления ГИБДД УВД по Орловской области, утверждение положения о передаваемом подразделении ГосСМЭУ "Орелтранссигнал" не свидетельствуют об уже свершившемся факте закрытия обособленного подразделения.
До закрытия подразделения необходимо принятие комплекса предусмотренных законодательством мер, в частности, внесение изменений в учредительные документы, в локальные правовые акты, штатное расписание, прекращение трудовых отношений с работниками, в том числе, путем их перевода в ГосСМЭУ "Орелтранссигнал".
Управление внутренних дел Орловской области при обращении в ГУ ОРО ФСС с заявлением о снятии с учета в качестве страхователя документы, подтверждающие совершение указанных действий, не представило. Не были представлены доказательства принятия указанных мер и при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 23.10.2007 года по делу N А48-3212/07-14, подтверждается и заявителем не оспаривается, что в 2004 году СПУ "Озерово" представляло в налоговую инспекцию и в органы фонда отчетность с указанием ИНН 5752010029, принадлежащего Управления ГИБДД УВД Орловской области, в то время как ИНН ГосСМЭУ "Орелтранссигнал" при УВД Орловской области - 5752001708, что также свидетельствует о том, что обособленное подразделение не было закрыто в соответствии Приказом Управления внутренних дел Орловской области от 10.01.2002 года N 15 "О передаче СПУ "Озерово" УГИБДД УВД в ведение ГосСМЭУ "Орелтранссигнал".
Исходя из этого, представленная вместе с заявлением копия приказа Управления внутренних дел Орловской области от 10.01.2002 года N 15 "О передаче СПУ "Озерово" УГИБДД УВД в ведение ГосСМЭУ "Орелтранссигнал" не может служить подтверждением наступления обстоятельств, являющихся причиной снятия с учета.
На основании изложенного суд приходит к выводу о законности действий ГУ ОРО ФСС, выразившихся в отказе в снятия с учета Управления ГИБДД УВД Орловской области в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения СПУ "Озеровское".
Иных доказательств неправомерности действий фонда заявителем не представлено.
С учетом этого апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам участвующих в деле лиц дана надлежащая оценка, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, а обжалуемый судебный акт - нормам материального и процессуального права.
В связи с этим апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина относится на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 06.10.2008 года по делу N А48-2991/08-13 отменить, апелляционную жалобу Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по Орловской области - удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Сергуткина В.А. |
Судьи |
Семенюта Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2991/08-13
Заявитель: УГИБДД УВД Орловской области
Ответчик: ГУ Орловское региональное отделение ФСС