г. Владимир |
|
29 сентября 2008 г. |
Дело N А43-5275/2008-43-140 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.09.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "В.Ф. Танкер" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2008 по делу N А43-5275/2008-43-140, принятое судьей Степановой С.Н. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "В.Ф. Танкер" о признании недействительным предписания Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 14.03.2008 N 1/Е,
при участии в судебном заседании представителей :
общества с ограниченной ответственностью "В.Ф. Танкер" - Орлова Е.В. по доверенности от 04.03.2008 N 52-01/282213 сроком действия до 31.12.2008, Зайцева В.В. по доверенности от 07.08.2008 N 52-01/282461 сроком действия до 31.12.2008;
Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Калетурин Н.В. по доверенности от 25.04.2008 N 14 сроком действия до 31.12.2008;
саморегулируемой организации "Ассоциация судоходных компаний" - Щесняк А.А. по доверенности от 14.05.2008 (т. 1, л.д. 123).
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "В.Ф. Танкер" (далее - Общество, ООО "В.Ф. Танкер") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Волжского управления государственною морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 14.03.2008 N 1/Е, вынесенного в адрес юридического лица.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2008 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "В.Ф.Танкер" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представители Общества, Управления и саморегулируемой организации "Ассоциация судоходных компаний" поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, на основании распоряжения начальника Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 28.12.2007 N 42-р/01-07 "О проведении мероприятий по контролю за исполнением законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических актов, регламентирующих деятельность на внутреннем водном транспорте" в январе-феврале 2008 года была проведена проверка соблюдения ООО "В.Ф.Танкер" нормативно-правовых и нормативно-технических актов, регламентирующих деятельность на внутреннем водном транспорте.
По результатам проверочных мероприятий 04-08 февраля 2008 года составлен Акт N Б1 Кон/2008 комиссионной проверки деятельности судовладельческого предприятия по вопросам обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, которым, в частности, установлено, что в собственности организации находится 40 судов, в том числе: танкера самоходные; баржи несамоходные; плавмастерская.
Также проверяющие установили, что у Общества отсутствуют собственные аварийно-спасательные формирования, аттестованные в установленном порядке, а также не имеется договоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (для организации, осуществляющей хранение и транспортировку нефти и нефтепродуктов).
На основании результатов проведенной проверки Управление выдало Обществу Предписание от 14.03.2008 N 1/Е, которым предложило юридическому лицу создать собственное формирование для ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, провести его аттестацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснастить специальными техническими средствами или заключить договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием, выполняющим работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющим соответствующую лицензию и (или) аттестованным в установленном порядке.
Не согласившись с принятым ненормативным правовым актом, ООО "В.Ф. Танкер" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое Предписание принято уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "В.Ф.Танкер" и отмены решения арбитражного суда первой инстанции. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации надзор за безопасностью судоходства осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта через его территориальные органы и находящиеся в его ведении государственные организации надзора за безопасностью судоходства (далее - органы надзора за безопасностью судоходства).
В силу пункта 7 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации органы надзора за безопасностью судоходства имеют право проводить осмотр судов и иных плавучих объектов и находящихся на внутренних водных путях сооружений, задерживать суда и иные плавучие объекты, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности судоходства, приостанавливать и запрещать движение судов и иных плавучих объектов при наличии угрозы безопасности судоходства.
Предписания должностных лиц органов надзора за безопасностью судоходства являются обязательными для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе морского и речного транспорта.
Согласно пункту 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пунктов 6.1 и 6.7 Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;
применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании пункта 7.2. Положения о Волжском управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 02.02.2007 N ГК-66ФС, осуществляет надзор за безопасностью судоходства на внутренних водных путях Волжского бассейна.
Согласно статье 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).
Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.
Согласно части 1 статьи 10 Закона при выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
Таким образом, в случае выявления в результате проверочных мероприятий нарушений законодательства, не образующих состав административного правонарушения, должностное лицо Управления на основании пункта 1 и подпункта 6.1, 6.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, и статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" было вправе вынести в адрес организации предписание об устранении допущенных нарушений.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно признал неверным толкование Обществом положений Федерального закона от 08.08.2004 N 134-ФЗ.
В соответствии со статьей 39 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев.
В целях настоящего Кодекса под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или топлива такого судна.
Требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения внутренних водных путей с судов сточными водами и нефтью. Указанные правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, к полномочиям которых относится обеспечение экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от N 240, они (Правила) устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее - Организации).
В силу 4 Правил Организации обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно - спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 18.12.2006) в статье 7 устанавливает, что осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
В статье 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в редакции от 18.12.2006) установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
При этом в подпункте "в" пункта 1 Приложения 1 закона к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Факт наличия таких веществ при эксплуатации Обществом достоверно установлен судом первой инстанции, и невключение Общества в государственный реестр опасных объектов, как того требуют положения пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в данном случае не может расцениваться как отсутствие оснований для осуществления организацией мероприятий в области защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций.
Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции, основанной на положениях статей 3, 10, 12, 13 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статей 4 и 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", издало ряд постановлений, в которых определило порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Обязанность организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (заявитель относится к последним) по созданию собственных формирований для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию таких формирований или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, что непосредственным образом связано с эксплуатацией опасных производственных объектов, усматривается из взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240.
В пункте 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (в редакции от 03.10.2006) во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" содержит понятие аварийно-спасательных работ - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Во исполнение Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 N 1479 утверждены Основные положения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.
Пунктом 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 N 1479 Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, образованной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.05.1993 N 507, предписано утвердить квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.
Во исполнение этого требования на заседании Межведомственной комиссии от 18.12.1997 (Протокол N 4) утверждены Квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее- Квалификационные требования).
Согласно пункту 30 Приложения N 5 к Квалификационным требованиям в перечень аварийно - спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями в зонах чрезвычайной ситуации, включены: ликвидация (локализация) на море и внутренних акваториях разливов нефти, нефтепродуктов, химических и других экологически опасных веществ.
В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 27.05.2005 N 335,от 03.10.2006 N 600) готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.
Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт принят уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Содержащиеся в оспариваемом предписании требования направлены на предупреждение последствий чрезвычайных ситуаций и не препятствуют осуществлению Обществом предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено
Апелляционная жалоба Общества признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Доводам Общества судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2008 по делу N А43-5275/2008-43-140 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "В.Ф. Танкер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-5275/2008-43-140
Истец: ООО "В.Ф.Танкер"
Ответчик: Волжское управление государственного морского и речного надзора ФС по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: Саморегулируемая организация "Ассоциация судоходных компаний"