г. Пермь
13 ноября 2008 г. |
Дело N А50 - 3297/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л. Паньковой,
судей Е.О. Никольской, В.Ю. Дюкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой З.В.,
при участии:
от истца - Федерального государственного научного учреждения "Государственный научно - исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства": не явились,
от ответчика - Департамента имущественных отношений Администрации города Перми: Аристова Е.Н., доверенность от 12.08.2008,
от третьих лиц: 1. Жилищно - строительного кооператива N 47: не явились,
2. Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю: Баев А.Н., доверенность от 09.01.2008,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
Департамента имущественных отношений Администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 сентября 2008 года
по делу N А50-3297/2008,
принятое судьей А.Л. Касьяновым
по иску Федерального государственного научного учреждения "Государственный научно - исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства"
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Перми,
третье лицо: Жилищно - строительный кооператив N 47,
третье лицо с самостоятельными требованиями: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имущество по Пермскому краю,
о признании права собственности на недвижимое имущество,
установил:
Федеральное государственное научное учреждение "Государственный научно - исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Перми о признании права федеральной собственности (оперативного управления ФГНУ "ГосНИОРХ") на нежилые помещения, занимаемые Пермским отделением ФГНУ "ГосНИОРХ" (филиалом института), площадью 230, 5 кв.м, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Чернышевского, 3 (N N помещений 1-7, 8, 53, 54, 55-62) по техническому паспорту БТИ).
Определением от 07.05.2008 (т. 1 л.д. 94-95) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю.
При рассмотрении дела истцом заявлено об изменении предмета иска (т. 1 л.д. 96). Истец просил признать право федеральной собственности на помещения, занимаемые Пермским отделением ФГНУ "ГосНИОРХ" общей площадью 230, 5 кв.м в здании по адресу: г. Пермь, ул. Чернышевского, 3 (N N 1-7, 8, 53, 54, 55-62 по техническому паспорту БТИ).
В ходе рассмотрения дела третьим лицом, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю, заявлено ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (т. 1 л.д. 112).
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю представлено исковое заявление (т. 1 л.д. 108-110), в котором третье лицо просит признать право собственности Российской Федерации на нежилые помещения общей площадью 230, 5 кв.м (N N помещений в соответствии с данными технической инвентаризации 1-8, 53-62), расположенные в цокольном этаже дома N 3 по ул. Чернышевского, 3 в г. Перми.
Определением от 05.06.2008 (т. 1 л.д. 124) Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю признано вступившим в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Определением от 26.08.2008 (т. 2 л.д. 19) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Жилищно - строительный кооператив N 47.
Решением от 22.09.2008 требования Федерального государственного научного учреждения "Государственный научно - исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства" и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю удовлетворены. Признано право собственности Российской Федерации на нежилые помещения N N 1-8, 53-62 общей площадью 230, 5 кв.м в цокольном этаже здания N 3 на ул. Чернышевского г. Перми (т. 2 л.д. 28-33).
Ответчик с решением суда от 22 сентября 2008 года не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не учтено, что во исполнение Постановления ВС РФ N 3020-1 спорные помещения были включены в реестр муниципальной собственности города Перми на основании постановления Администрации г. Перми от 07.08.1995 N 1604. Между Управлением домами N 24 и Пермской лабораторией ГНИгосНИОРХ был заключен договор аренды N 20 от 01.01.1979, что подтверждает тот факт, что помещение находилось в управлении местной администрации. Таким образом, были реализованы права собственника по распоряжению данным имуществом. Арбитражным судом не может быть исключен из числа доказательств факт возникновения права собственности на спорные помещения на основании приложения N 3 Постановления ВС РФ N 3020-1.
Строительство дома, где находятся спорные помещения, осуществлялось посредством создания кооператива, что подтверждается Уставом Жилищно - строительного кооператива N 47. Спорные помещения изначально не использовались истцом, а предназначались для размещения домоуправления и отдела стройбанка.
Вывод арбитражного суда о том, что на заявленные требования не распространяется срок исковой давности необоснован и противоречит сложившейся судебной практике. В удовлетворении исковых требований следует отказать, поскольку истцом пропущен срок исковой давности.
Истцом не представлено доказательств того, что за ним признано право оперативного управления. Решение собственника о передаче спорного муниципального помещения истцу на праве оперативного управления не принималось.
В апелляционной жалобе ответчик просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Пояснил, что право собственности возникло на основании ст. ст. 218, 219 ГК РФ, как на вновь созданную вещь.
Представитель третьего лица с самостоятельными требованиями, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю, в судебном заседании пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также пояснил, что оспариваемое имущество не зарегистрировано в государственном реестре юридических лиц до настоящего времени. К спорам по данной категории дел не применяется исковая давность.
Истец и третье лицо, Жилищно - строительный кооператив N 47", представителей в судебное заседание не направили.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на то, что судом обоснованно применен п. 2 раздела II Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1. С момента принятия дома в эксплуатацию и до настоящего времени спорные помещения никто, кроме Пермского отделения института, не занимал. Судом правомерно из числа доказательств исключено постановление Администрации г. Перми от 07.08.1995 N 1604. Судом правомерно отклонено требование ответчика о применении срока исковой давности.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил апелляционную жалобу отклонить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся от 28.03.1978 N 71-р (т. 1 л.д. 144) Пермскому отделению государственного научно - исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства передано в аренду для размещения лабораторий встроенное помещение в цокольном этаже дома N 3 по ул. Чернышевского, общей площадью 533, 3 кв.м.
01.01.1979 между Управлением домами N 24 (домоуправление) и Пермской лабораторией ГНИгосНИОРХ (арендатор) заключен договор N 20 (т. 1 л.д. 13-16), по условиям которого в аренду сдано нежилое помещение в доме N 3 по ул. Чернышевского общей площадью 561, 6 кв.м для пользования под контору в цокольной части помещения (п. 1 договора).
Срок аренды определяется с 01.01.1979 по 31.12.1980 (п. 3 договора).
Аналогичные договоры заключались последующие годы.
30.12.1996 между Комитетом по управлению имуществом г. Перми (ссудодатель) и Пермским отделением государственного научно - исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства (ссудополучатель) заключен договор N 05-11 о безвозмездном пользовании имуществом (т. 1 л.д. 41-46).
Согласно п. 1.1 договора на основании Решения городской Думы от 23.07.1996 N 73 и приказа Комитета от 14.02.1996 N 66 ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование имущество с постановкой на баланс: нежилое встроенное в цокольном этаже помещение площадью 388, 1 кв.м по адресу: г. Пермь, ул. Чернышевского, 3 согласно акта приемки - передачи от 02.10.1996, являющегося неотъемлемой частью договора.
18.03.2002 между Департаментом имущественных отношений Администрации города Перми (ссудодатель), муниципальное учреждение "Жилищная служба "Центр" Свердловского района города Перми (балансодержатель) и Пермское отделение Государственного научно - исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства (ссудополучатель) заключен договор N 05-704 безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Перми (т. 1 л.д. 47-49).
Согласно п. 1.1 договора на основании приказа Управления от 06.02.2002 N 130 и с согласия балансодержателя, ссудодатель обязуется передать ссудополучателю в безвозмездное пользование находящееся у балансодержателя муниципальное имущество, указанное в п. 1.2 договора, восстановительной стоимостью 599 985 руб., остаточной стоимостью 525 949 руб. по состоянию на 01.02.2002.
В безвозмездное пользование передаются нежилые помещения площадью 221, 79 кв.м по ул. Чернышевского, 3 (номер комнат 1-6, 8, 9, 53, 55-61 по техническому паспорту МУ "БТИ" г. Перми и совместно используемые помещения N N 7, 54, 62, 62*, 13 в цокольном этаже здания) (п. 1.2 договора).
Соглашением N 1 от 27.03.2003 внесены изменения в договор безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Перми N 05-704 от 18.03.2002 (т. 1 л.д. 50). Продлен до 30.03.2005 срок действия договора безвозмездного пользования от 18.03.2002 N 05-704 на нежилые помещения по ул. Чернышевского, 3 суммарной площадью 227, 8 кв.м (по техническому паспорту МУП "БТИ г. Перми" номера комнат 1-8, 53-61 и частично 62 - площадью 37, 4 кв.м).
19.07.2005 между Департаментом имущественных отношений Администрации города Перми (арендодателем), Муниципальным учреждением "Жилищная служба "Центр" Свердловского района г.Перми (балансодержателем) и Федеральным государственным научным учреждением "Государственный научно - исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства" заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда N 2893-05С (т. 1 л.д. 51-58).
В соответствии с п. 1.1 договора на основании заявки на аренду вх. N 19-10-20265 от 10.06.2005 арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду объект недвижимого муниципального фонда в виде встроенных нежилых помещений в цокольном этаже в пятиэтажном кирпичном жилом доме, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Чернышевского, дом 3, в Свердловском районе, общей площадью 230, 5 кв.м (из них основной 230, 5 кв.м).
Истец, указывая, что с 1978 года и по настоящее время им непрерывно занимаются вышеуказанные нежилые помещения, обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Аналогичные требования заявлены третьим лицом с самостоятельными требованиями относительно предмета спора - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю.
Судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования в полном объеме по следующим основаниям.
Судом первой инстанции правомерно не принят во внимание довод ответчика о возникновении права муниципальной собственности на спорные помещения на основании приложения N 3 Постановления ВС РФ N 3020-1.
Согласно акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно - гражданского назначения от 30.12.1977 (т. 1 л.д. 130-133) пятиэтажный кирпичный жилой дом по ул. Чернышевского, 3 с цокольным этажом был введен в эксплуатацию. Как следует из данного акта, встроенные помещения общей площадью 842, 76 кв.м в данном доме предназначены под домоуправление N 1 (292, 24 кв.м), домоуправление N 2 (260, 93 кв.м), отдел Стройбанка (289, 59 кв.м).
Распоряжением Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся от 28.03.1978 N 71-р (т. 1 л.д. 144) встроенное помещение в цокольном этаже дома N 3 по ул. Чернышевского общей площадью 533, 3 кв.м переданы в аренду Пермскому отделению государственного научно - исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства для размещения лабораторий.
Доказательств того, что с момента введения дома в эксплуатацию и до принятия вышеназванного распоряжения помещения общей площадью 533, 3 кв.м были переданы каким - либо иным организациям, не представлено, как и доказательств нахождения в данных помещениях иных организаций (ст. 65 АПК РФ).
Из договоров аренды, имеющихся в материалах дела, следует, что данные договоры заключались на основании распоряжения от 28.03.1978 (т. 1 л.д. 13-24).
Кроме того, из платежного поручения N 69 от 10.05.1978 (т. 1 л.д. 145) следует, что Пермской лабораторией ГосНИОРХ вносилась арендная плата за служебное помещение по ул. Чернышевского, 3 за апрель и май 1978 года.
Договоры, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что истец находился в спорном помещении и пользовался им на праве безвозмездного пользования либо на праве аренды. Иного в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.
Таким образом, на момент вступления в законную силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 истец занимал спорные помещения, и они использовались им в целях уставной деятельности.
В соответствии с разделом II приложения 1 Постановления N 3020-1 помещения, занимаемые истцом, относились исключительно к федеральной собственности и не могли быть включены в реестр муниципальной собственности.
Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусмотрено, что при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр федеральной, государственной или муниципальной собственности или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями NN 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от27.12.1991 N 3020-1.
Этим же постановлением Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации разъяснил, что при разрешении споров следует учитывать, что факт нахождения имущества на балансе одного предприятия не является основанием для признания балансодержателя единственным законным владельцем помещений с имеющимися в них имуществом и оборудованием, если эти помещения ранее были предоставлены другим предприятиям и организациям в установленном порядке (п. 11 постановления от 25.02.1998 N 8).
При таких условиях судом первой инстанции правомерно признано право собственности Российской Федерации на спорные помещения.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности в силу следующего.
Из материалов дела следует, что спорное имущество с момента предоставления его истцу (1978 год) не выбывало из фактического владения истца и на момент разграничения собственности Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 также находилось во владении истца.
В статье 208 ГК РФ перечислены требования, на которые исковая давность не распространяется.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что предъявление истцом данного иска, а также предъявление третьим лицом самостоятельного требования относительно находящегося во владении истца предмета спора направлены, соответственно, на восстановление права оперативного управления истца на спорное имущество и права собственности Российской Федерации на него, поэтому в силу положений ст. 208 ГК РФ на такие требования исковая давность не распространяется.
Не состоятельны доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом не доказан факт признания за ним права оперативного управления.
В соответствии с п. 1.6 устава ФГНУ "Государственный научно - исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства" учреждение является некоммерческой организацией и не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Имущество учреждения является федеральной собственностью и закреплено за учреждением на праве оперативного управления (п. 3.1 устава).
Следовательно, спорные помещения переданы в оперативное управление истца с момента начала пользования ими в соответствии со ст.ст. 34, 135, 136 ГК РСФСР, ст. 48 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Поскольку право оперативного управления истца на спорные помещения возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация указанного права производится по желанию правообладателя и обязательной не является (ст. 6 Федерального закона).
Кроме того, с иском о признании права собственности Российской Федерации обратилось также Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю, которое является полномочным представителем Российской Федерации по искам о признании права федеральной собственности на имущество (ст. 125 ГК РФ).
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22.09.2008 по делу N А50-3297/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Перми в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. (одной тысячи рублей).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.Л. Панькова |
Судьи |
Е.О. Никольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3297/2008-Г1
Истец: ФГНУ "Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства", ФГНУ "Государственный научно-исслдеовательский институт озетрного и речного рыбного хозяйства" - Пермский филиал
Ответчик: Департамент имущественных отношений администрации г. Перми
Третье лицо: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, ЖСК N 47