г. Хабаровск |
|
11 апреля 2011 г. |
N 06АП-566/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малышевой Л.Г.
судей Волковой М.О., Иноземцева И. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Магаданской области
на решение от 22 декабря 2010 года
по делу N А37-1477/2010
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Астаховой Е.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Сократ"
к Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании 114 647 руб. 30 коп.
третье лицо: Магаданская область в лице Департамента финансов администрации Магаданской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сократ" (ОГРН 1084910000317, ИНН 4901007947) (далее - истец, ООО "Сократ") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) (далее - Минфин России, ответчик) о взыскании убытков в сумме 122 771 руб. 45 коп., связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам по оплате коммунальных услуг.
Определением суда от 23.09.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Магаданская область в лице Департамента финансов администрации Магаданской области (ОГРН 1054900016786, ИНН 4909032670) (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 22.12.2010 с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ООО "Сократ" взысканы убытки в размере 122 771 руб. 45 коп.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Магаданской области (далее - УФК по Магаданской области) обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает на следующее:
-статьей 3 Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа" предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета;
-истцом не соблюдены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", что подтверждается отсутствием доказательств обращения истца в органы власти Магаданской области о возмещении расходов по предоставлению льгот и доказательств обращения субъекта Российской Федерации (Магаданской области) в Министерство финансов Российской Федерации;
-на основании статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ "Об образовании в Магаданской области" финансирование дополнительных мер социальной поддержки работников образовательных учреждений должно осуществляться за счет средств областного бюджета;
-вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Магаданской области от 15.06.2010 по делу N А37-400/2010 с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Департамента были взысканы убытки, понесенные Департаментом в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, за 2008 год, в состав которых были включены суммы, выделенные муниципальному образованию "Ольский район" в 2008 году;
-не исследован вопрос о том, на какие цели потрачены выделенные из федерального бюджета Магаданской области денежные средства на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на 2009 год.
Департамент в отзыве с доводами жалобы не согласился, указав на то, что Минфин России не обеспечило в полном объеме реализацию установленных Федеральным законом льгот педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг, поэтому возникшие в связи с этим убытки правомерно взысканы за счет средств казны Российской Федерации. Просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
В судебное заседание истец, ответчик и третье лицо, своих представителей не направили. О времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без участия их представителей (пункт 3 статьи 156 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что между истцом (управляющая компания) и Администрацией муниципального образования "Село Гадля" (собственник) заключен договор управления общим имуществом многоквартирного жилого дома, находящего в собственности муниципального образования "Село Гадля" от 11.02.2008, по условиям которого управляющая компания обязалась обеспечить организацию содержания и ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ольский район, с. Гадля, ул. Центральный дом, 7.
Во исполнение Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) истец в период с 01.07.2008 по 31.12.2009 истцом не взималась плата за предоставление коммунальных услуг с педагогических работников муниципального учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад с. Гадля" - Генераловой С.А., Винокуровой С.М., Пантелеевой В.Н., Стеценко Л.А., Громовой А.С. Размер предоставленных педагогическим работникам льгот за указанный период составил 122 771 руб. 45 коп.
Ссылаясь на то, что указанная выше денежная сумма является, которые подлежат взысканию с ответчика, ООО "Сократ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона об образовании, Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), Законом Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ "Об образовании в Магаданской области", Законом Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа", Правилами предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 (далее - Правила предоставления субсидий), Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Законом Магаданской области от 29.07.2009 N 1175-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2008 год", Законом Магаданской области от 26.07.2010 N 1312-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2009 год", Постановлением Правительства Российской Федерации "О Министерстве финансов Российской Федерации" от 30.06.2004 N 329.
Применив указанные выше нормы, суд первой инстанции пришел к выводу о недофинансировании льгот Минфином России по рассматриваемому спору, в связи с чем взыскал понесенные истцом убытки за счет казны Российской Федерации.
Вывод суда является правомерным на основании следующего.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Факт предоставления ООО "Сократ" льгот, предусмотренных Законом об образовании, в сумме 122 771 руб. 45 коп. подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами, в том числе договором управления от 11.02.2008, решениями собраний представителей муниципального образования "Село Гадля" от 07.09.2007 N 77, от 22.12.2008 N 125 об утверждении тарифов об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, копиями трудовых книжек педагогических работников, справками с места работы, выписками из финансово-лицевого счета и сторонами не оспорен.
Согласно статье 2 Федерального закона N 52-ФЗ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При этом пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, решение вопроса о финансировании расходов в связи предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Закону Российской Федерации N 3266-1.
В силу пункта 7 указанной нормы права полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации другими федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Пунктом 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ "Об образовании в Магаданской области" было предусмотрено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в порядке, установленном областным законодательством.
Законом Магаданской области от 03.08.2009 N 1183-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Магаданской области ", вступившим в силу с 06.08.2009, пункт 4 статьи 8 Закона Магаданской области от 24.11.2008 N 1060-ОЗ признан утратившим силу.
Согласно статье 1 Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа" (в редакции, действовавшей в спорный период) правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа Магаданской области пользуются:
1) педагогические работники образовательных учреждений и совместно проживающие с ними члены их семей;
2) вышедшие на пенсию педагогические работники образовательных учреждений, если общий стаж работы указанных лиц в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа составляет не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию они пользовались мерами социальной поддержки, и совместно проживающие с ними члены их семей;
3) члены семьи вышедшего на пенсию педагогического работника образовательного учреждения в случае его смерти при условии, что на момент его смерти они являлись неработающими пенсионерами и пользовались мерами социальной поддержки.
В соответствии со статьями 2, 3 указанного закона возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, в размере: 100 процентов платы за отопление (теплоснабжение, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления). Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета при условии поступления средств из федерального бюджета на указанные цели. Финансирование указанных расходов предусматривается в областном бюджете в объеме средств, предоставляемых из федерального бюджета на указанные цели.
Таким образом, возложение обязанности по финансированию льгот за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Правил предоставления субсидий, субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате: принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" следует, что распределение субвенций бюджету Магаданской области на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено:
- на 2008 год - в размере 38 820, 8 тыс. руб.;
- на 2009 год - в размере 91 045, 1 тыс. руб.
В законе Магаданской области от 29.07.2009 N 1175-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2008 год" в приложении N 1 указано, что все поступившие в областной бюджет из федерального бюджета субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2008 году в размере 38 820, 8 тыс. руб. освоены полностью.
В Законе Магаданской области от 26.07.2010 N 1312-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2009 год" в приложении N 1 указано, что подступившие в областной бюджет из федерального бюджета субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2009 году в размере 91 045,0 тыс. руб. освоены полностью.
Доказательства нецелевого использования субъектом Российской Федерации (Магаданской областью) субвенций в 2008-2009 годах в материалы дела не представлены.
Также Минфином России не представлены доказательства того, что денежные средства в виде субвенций для компенсации льгот, понесенных в связи с реализацией Закона об образовании, были конкретно предусмотрены и выделены в 2008-2009 годах из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (Магаданской области).
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не обеспечило в полном объеме реализацию установленных Федеральным законом льгот педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшие в связи с этим убытки правомерно взысканы судом за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на Закон Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ФЗ о том, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета, судом отклоняются, как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка УФК по Магаданской области на несоблюдение истцом требований Постановления Правительства РФ от 27.06.2003 N 377, подлежит отклонению.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Отсутствие доказательств обращения истца в органы власти Магаданской области о возмещении расходов и доказательств об обращении субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации не может служить основанием для отказа федерального бюджета в финансировании вышеуказанных льгот.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Магаданскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний, в свою очередь, не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет, суд правомерно обязал Минфин России возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам за счет средств казны Российской Федерации.
Ссылка заявителя на то, что вступившим в законную силу решением суда по делу N А37-400/2010 с Минфина России в пользу Департамента финансов администрации Магаданской области взысканы убытки на сумму 23 818 462 руб. 32 коп., понесенные Департаментом в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам по оплате за содержание жилых помещений в 2008 году, отклоняется, поскольку указанное не является основанием для отказа во взыскании убытков в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 22.12.2010 по делу N А37-1477/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.Г. Малышева |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-21007/2008-34-529
Истец: ТнВ "Домащенков и Ко"
Ответчик: Управление сельского хозяйства администрации Сеченовского района
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3773/08